Решение №086/07/3-1748/2022 Решение по жалобе №12049-эп/22 от 8 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1748/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.12.2022 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 08.11.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

– <....> – <....>;

Члены комиссии:

– <....> – <....>;

– <....> – <....>,

в присутствии на заседании представителей Заявителя ООО «Актра», <....>,

в присутствии на заседании представителя Заказчика АО «Россети Тюмень», <....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Ханты-Мансийское УФАС России) поступила жалоба ООО «Актра» (вх. №12049-эп/22 от 22.11.2022) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса на право заключения договора на поставку опор деревянных пропитанных для ВЛ 0,4-20 кВ для нужд АО «Россети Тюмень», извещение № 32211761209.

Согласно Уведомлению от 25.11.2022 рассмотрение Жалобы назначено на 30.11.2022 посредством видео-конференц-связи.

До рассмотрения Жалобы по существу от АО «Россети Тюмень» поступило ходатайство о переносе срока предоставления документов.

В связи с удовлетворением указанного ходатайства, в соответствии с частями 14, 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России назначила новую дату рассмотрения Жалобы. 05.12.2022 рассмотрение Жалобы состоялось.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь положениями Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (далее – Стандарт, Положение о закупке), утвержденного решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 №334)(далее-Положение о закупках). 11.11.2022 размещено извещение о внесении изменений в документацию.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Как следует из представленных документов, 13.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора на поставку опор деревянных пропитанных для ВЛ 0,4-20 кВ для нужд АО «Россети Тюмень», извещение №32211761209. 25.10.2022 размещено извещение с внесенными изменениями в прилагаемую документацию о закупке.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 42 300 068,96 (сорок два миллиона триста тысяч шестьдесят восемь) рублей 96 копеек.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата и время окончания срока подачи заявок – 03.11.2022 в 14:00 (мск+2);

- дата подведения итогов – 18.11.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 22.11.2022, после даты и времени окончания срока подачи заявок.

Заявитель обжалует документацию о закупке, а также указывает на неправомерное отклонение заявки Заказчиком по следующим основаниям.

Как сообщает Заявитель, протоколом от 15.11.2022 заявка ООО «АКТРА» была отклонена по основанию не соответствия п. 5.3.4. (б) документации о закупке, а именно: Не предоставлены документы указанные в п. 2.18 технического задания.

Согласно п. 2.18. технического задания «Каждая опора должна иметь дополнительную защиту поверхности опоры в зоне подверженной воздействию низовых пожаров (требования стандарта ПАО «Россети» СТО 34.01-2.2-026-2017, раздел 5 Основные технические требования, п.2.2) выше уровня грунта не менее чем на 1500 мм. Данная дополнительная защита должна обеспечивать группу горючести по ГОСТ 30244- 94, но не ниже Г1, а также 1-ю группу огнезащитной эффективности по ГОСТ Р 53292- 2009. В конкурсной заявке должно быть приложено письмо с наименованием и описанием применяемого защитного покрытия, а также сертификаты соответствия (обязательная сертификация) ГОСТ 30244-94 и ГОСТ Р 53292-2009 с приложением к ним протоколов испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории и экспертное заключение на дополнительное защитное покрытие (государственных регулирующих органов РФ, уполномоченных данным правом) на соответствие Единым санитарно- эпидемиологическим и гигиеническим нормам данного дополнительного защитного покрытия. Вместе с тем, в конкурсной заявке необходимо представить протокол испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием и к протоколам сертификаты соответствия ГОСТу 30244-94 (в части соответствия группе горючести не ниже Г1) и ГОСТу Р 53292-2009 (в части соответствия 1 группе огнезащитной эффективности).»

В приложенном техническом предложении (приложение 2 к письму о подаче оферты от 02.11.2022 №03/11) ООО «АКТРА» указало: «Изучив извещение о проведении закупки опубликованное на ЕЭТП №32211761209 от 25.10.2022г. ООО «АКТРА», настоящим выражает согласие поставить товар на условиях, приведенных в настоящем извещении и Документации о закупке, в том числе в соответствии с требованиями Технического задания (приложение 1 к документации о закупке) и проекта договора (приложение 2 к документации о закупке)».

Согласно п. 2.18. технического предложения ООО «АКТРА» «каждая опора должна иметь дополнительную защиту поверхности опоры в зоне подверженной воздействию низовых пожаров (требования стандарта ПА О «Россети» СТО 34.01-2.2- 026-2017, раздел 5 Основные технические требования, п.2.2) выше уровня грунта не менее чем на 1500 мм. Данная дополнительная защита должна обеспечивать группу горючести по ГОСТ 30244-94, но не ниже Г1, а также 1-ю группу огнезащитной эффективности по ГОСТ Р 53292-2009. В конкурсной заявке должно быть приложено письмо с наименованием и описанием применяемого защитного покрытия, а также сертификаты соответствия (обязательная сертификация) ГОСТ 30244-94 и ГОСТ Р 53292-2009 с приложением к ним протоколов испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории и экспертное заключение на дополнительное защитное покрытие (государственных регулирующих органов РФ, уполномоченных данным правом) на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам данного дополнительного защитного покрытия. Вместе с тем, в конкурсной заявке необходимо представить протокол испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием и к протоколам сертификаты соответствия ГОСТу 30244-94 (в части соответствия группе горючести не ниже Г1) и ГОСТу Р 53292-2009 (в части соответствия 1 группе огнезащитной эффективности)».

Таким образом, техническое предложение ООО «АКТРА» содержит в себе подтверждение о том, что продукция будет изготовлена согласно требованиям технического задания (в том числе каждая опора должна иметь дополнительную защиту поверхности опоры в зоне подверженной воздействию низовых пожаров).

Положения закупочной документации не содержат условий, свидетельствующих о том, что обжалуемая закупка проводится среди изготовителей продукции. При этом у изготовителя продукции отсутствует обязанность как-либо реагировать на запросы участников закупки о представлении технических документов, в связи с чем возможность подать заявку на участие в закупке неправомерно зависит от волеизъявления третьих лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, как указывает Заявитель, обязанность по передаче технических документов возникает у изготовителя только при передаче такой продукции покупателю.

Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательное наличие у участника закупки в собственности предлагаемой к поставке продукции на момент подачи заявки на участие в закупке.

Соответственно, у участника закупки на момент подачи заявки могут отсутствовать соответствующие технические документы , что не свидетельствует о невозможности исполнения им обязательств по заключаемому договору.

ООО «АКТРА» при подаче заявки на участие в закупке №32211761209 от 25.10.2022 на поставку опор деревянных пропитанных для BJI 0,4-20 кВ для нужд АО «Россети Тюмень» в коммерческом предложении (приложение 6 к документации на поставку опор деревянных пропитанных для BJI 0,4-20 кВ для нужд АО «Россети Тюмень») указало, что заводом изготовителем является ООО «УралЛес».

Таким образом, по мнению Заявителя, требование о представлении в составе заявки участника закупки сертификатов соответствия с приложенным к ним протоколов испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории и экспертное заключение на дополнительное защитное покрытие (государственных регулирующих органов РФ, уполномоченных данным правом) на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам данного дополнительного защитного покрытия, а также протоколов испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием и к протоколам сертификаты соответствия, который также требуется к представлению в составе заявки участника закупки в соответствии с требованиями Технического задания закупочной документации, обременяют участника закупки заблаговременно приобрести указанную в Техническом задании закупочной документации продукцию, чем налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупке, и, как следствие, приводит к нарушению принципа проведения закупки, закрепленному в части 1 статьи 3 Федерального закона о закупках. В частности, при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться, в том числе принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Истребованные организатором закупки документов в части дополнительной защиты предлагаемой к поставке продукции огнезащитными составами в заводских условиях никак не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не являться производителем продукции, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемой продукции надлежащим образом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №982 от 01.12.2009 «Об утверждении единого перечня, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», огнезащитное покрытие не подлежит обязательной сертификации.

Таким образом, Заказчик сообщает, что требование о запросе технических документов изложенные заказчиком в п. 2.18 технического задания, а именно сертификаты соответствия (обязательная сертификация) ГОСТ 30244-94 и ГОСТ Р 53292-2009 с приложением к ним протоколов испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории и экспертное заключение на дополнительное защитное покрытие и протоколы испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием и к протоколам сертификаты соответствия ГОСТу 30244-94 (в части соответствия группе горючести не ниже Г1) и ГОСТу Р 53292-2009 (в части соответствия 1 группе огнезащитной эффективности) является неправомерным.

Заказчик также обращает внимание Комиссии, что из шести поданных заявок на участие конкурсной комиссией Заказчика допущен только один участник: ООО «ПромЭнергоКомплект» (ИНН/К1ПТ 7801526768/78040100 Юридический адрес: 195267, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Прометей, пр. Просвещения, д. 8 литера А, этаж 11, пом. 1107). 

17.11.2022 Заказчиком был опубликован протокол проведения переторжки, исходя из которого следует, что в ходе проведения переторжки ни один из участников не подал предложение о цене договора. Цена заявки ООО «ПромЭнергоКомплект» - 76 028,82 рублей, что равняется начальной (максимальной) цене договора.

Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами организация, признанная допущенной, получила возможность подать ценовое по максимальной цене контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными с учётом положений ч. 3 ст. 2 Закон о закупках правовыми акта регламентирующими правилами закупки.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются, в том числе следующими принципами: равноправие, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению участникам закупки.

Действия конкурсной комиссии Заказчика по недопущению ООО «АКТРА» к участию в закупке и отклонению заявки, по мнению Заявителя нарушают принципы недопустимости необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а также нарушают цели регулирования Закона о закупках (ч. 1 ст. 1 Закона закупках).

Повышенные требования к потенциальным контрагентам должны иметь объективное обоснование, соответствовать законодательно закрепленному принципу равенств участников гражданских правоотношений, установленному частью 1 статьи 1 ГК РФ и не должны приводить к необоснованному сокращению количества участников закупочной процедуры.

Таким образом, Заявитель указывает, что в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 и п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен, просит признать Жалобу необоснованной согласно следующим возражениям.

Пунктом 1 приложения № 3 к документации о закупке «Требования к участникам закупки. Документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в закупке для подтверждения соответствия требованиям Критерии рассмотрения и оценки заявок участников» (далее по тексту — приложение № 3, Требования к участникам) установлен критерий:

- Предложение участника в отношении предмета закупки.

Сведения проверяемые в документе;

- Соответствие предложения участника в отношении предмета закупки требованиям Технического задания (в том числе, сроков выполнения работ/услуг/поставок) документации /извещения о закупке.

Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям (в частности):

- не предоставление документа(ов).

Следовательно, техническое предложение участников должно соответствовать требованиям технического задания.

Согласно п. 2.18 Технического задания «Каждая опора должна иметь дополнительную защиту поверхности опоры в зоне подверженной воздействию низовых пожаров (требования стандарта ПАО «Россети» СТО 34.01-2.2-026-2017, раздел 5 Основные технические требования, п.2.2) выше уровня грунта не менее чем на 1500 мм. Данная дополнительная защита должна обеспечивать группу горючести по ГОСТ 30244-94, но не ниже Г1, а также 1-ю группу огнезащитной эффективности по ГОСТ Р 53292-2009. В конкурсной заявке должно быть приложено письмо с наименованием и описанием применяемого защитного покрытия, а также сертификаты соответствия (обязательная сертификация) ГОСТ 30244-94 и ГОСТ Р 53292-2009 с приложением к ним протоколов испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории и экспертное заключение на дополнительное защитное покрытие (государственных регулирующих органов РФ, уполномоченных данным правом1) на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам данного дополнительного защитного покрытия. Вместе с тем, в конкурсной заявке необходимо представить протокол испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием и к протоколам сертификаты соответствия ГОСТу 30244-94 (в части соответствия группе горючести не ниже ГО и ГОСТу Р 53292-2009 (в части соответствия 1 группе огнезащитной эффективности).

Как отмечает Заказчик, требование о необходимости обработки поверхности опор дополнительной защитой связано с установлением деревянных опор в зоне подверженной воздействию низовых пожаров, поскольку АО «Россети Тюмень» осуществляет свою деятельность на территории трех субъектов Российской Федерации большую часть территории которых занимают торфяники, которые имеют свойство самовозгораться, в результате чего образуются очаги возгорания (ХМАО-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область).

В 2022 году объекты электроэнергетики Тюменской области подверглась большому количеству низовых пожаров в результате чего были повреждены линии электропередач. В свою очередь, повреждение воздушных линий электропередач - падение опор, вызывает короткое замыкание, что провоцирует еще больше пожаров в жилых местностях в результате чего страдают дома и другие строения людей.

Вместе с тем, согласно доводам жалобы, Заявитель считает, что у Заказчика отсутствует право запрашивать документы, указанные в п.2.18 Технического задания.

Довод, что Заявитель предоставил исчерпывающую, по его мнению, техническую документацию, как сообщает Заказчик, не соответствует обстоятельствам дела.

В силу пунктов 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно п. 2.2. Раздела 5 Основные технические требования Стандарта ПАО «Россети» СТО 34.05-2.2-026-2017 Заказчик вправе установить требование об обработке огнезащитными составами в заводских условиях.

Во исполнение данного права Заказчик в п. 2.18 Технического задания предусмотрел дополнительное требование к поставляемой продукции, а именно: деревянные опоры должны иметь дополнительную защиту поверхности опоры в зоне подверженной воздействию низовых пожаров выше уровня грунта не менее чем на 1500 мм. Данная дополнительная защита должна обеспечивать группу горючести по ГОСТ 30244-94, но не ниже Г1, а также 1-ю группу огнезащитной эффективности по ГОСТ Р 53292-2009. Перечень документов, подтверждающих данное требование также предусмотрен в п. 2.18 Технического задания:

1. Письмо с Наименованием и описанием применяемого защитного покрытия

2. Сертификаты соответствия (обязательная сертификация) ГОСТ 30244-94 и ГОСТ Р 53292- 2009 на дополнительное защитное покрытие,

3. Протоколы испытаний к сертификатам на дополнительное защитное покрытие,

4. Экспертное заключение на дополнительное защитное покрытие,

5. Сертификаты соответствия ГОСТу 30244-94 (в части соответствия Группе горючести не ниже Г1) и ГОСТу Р 53292-2009 (в части соответствия 1 группе огнезащитной эффективности) на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием,

6. Протоколы испытаний к сертификатам на деревянные Пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием.

Однако ООО «АКТРА» не предоставило вышеуказанные документы в полном объеме.

Заказчик сообщает, что в силу Закона о закупках вправе самостоятельно устанавливать требования в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости соответствующие требования к участникам закупки, критерии допуска к участию, к составу и перечню документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия. При этом, требования к участникам такой закупки должны быть указаны в документации о конкурентной закупке (ч. б ст, 3 Закона о закупках, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.).

Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки в связи с чем при проведении закупок АО «Россети Тюмень» вправе устанавливать дополнительные требования к участникам. При этом, Заказчик не ограничен требованиями документов, действующих в Группе компаний ПАО «Россети».

Требования о необходимости иметь дополнительную защиту поверхности деревянной опоры выше уровня грунта не менее чем на 1500 мм установлены Заказчиком исключительно исходя из законодательного регулирования и специфики деятельности Заказчика, специфики региона в части пожарной безопасности.

АО «Россети Тюмень»-является сетевой организацией основным видом деятельности которой является бесперебойная передача электрической энергии посредством объектов электросетевого хозяйства. Предмет закупки - деревянные опоры ЛЭП используется АО «Россети Тюмень» для проведения текущих, капитальных, ремонтов воздушных линий электропередач - объектов электросетевого хозяйства, с целью обеспечения бесперебойной работы энергосистемы.

Согласно данным в Обществе за период 2022 года от лесных пожаров было повреждено около 500 деревянных опор, что подтверждается актами расследования пожаров (в частности, акт расследования пожара, произошедшего 14.04.2022г., акт расследования пожара, произошедшего 28.04.2022г.).

Установление Заказчиком спорных требований предоставляют Заказчику дополнительные гарантии надлежащего и своевременного удовлетворения его потребностей (основная задача всех закупок), в противном случае участие в закупке недобросовестного лица может привести к срыву срока поставки, расторжению договора, необходимости повторно осуществлять закупку, что в конечном счёте, приведёт к неэффективному использованию денежных средств, выделенных заказчиком на её проведение.

Так, Заказчик делает вывод, что спорные требования не являются избыточными, не нарушают конкуренцию, поскольку обусловлено повышенной пожароопасностыо местности, в которой будут установлены деревянные опоры, а также основано на опыте эксплуатации Заказчиком закупаемой продукции.

Заказчик также обращает внимание, что закупки отдельных видов юридических лиц основаны на преимущественно гражданско-правовом характере этих отношений, праве Заказчиков организовать собственную систему закупок, направленную в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КП 7-2243).

Закон о закупках не обязывает Заказчиков заключать договоры со всеми хозяйствующими субъектами, имеющими намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Требование о предоставлении в составе конкурсной заявки документов, указанных в п.2.18. Технического задания установлены Заказчиком в отношении всех участников закупки и применяется в равной степени ко всем участникам закупки, что не противоречит ни Закону о закупках, ни Закону о защите конкуренции.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, заслушав доводы Заявителя, возражения Заказчика, согласно доводам Жалобы, сообщает следующее.

Согласно правовой позиции Президиума Верховного суда Российской Федерации от 16.05.2018, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемых характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований

Также, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Спорные положения Документации, которые, по мнению Заявителя, являются необоснованными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки на условиях Документации. Заявитель, будучи участником, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, в том числе в части установленных в ней критериев, порядка оценки заявок и присваиваемых баллов, что делает невозможным в последующем обжалование таких положений.

При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает необоснованными доводы Жалобы Заявителя.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Актра» (вх. №12049-эп/22 от 22.11.2022) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса на право заключения договора на поставку опор деревянных пропитанных для ВЛ 0,4-20 кВ для нужд АО «Россети Тюмень», извещение № 32211761209, необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны