Решение №ВТ/7678/23 РЕШЕНИЕ от 25 октября 2023г. по делу № 086/10/5-1630/2023 от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

от 25 октября 2023г. по делу № 086/10/5-1630/2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению обращений в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

Председатель комиссии:

- <....>;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>,

в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя АО «<....>» <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи представителя лица ООО <....>, в отношении которого подается заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков,

рассмотрев обращение <....> о включении сведений в отношении <....> в реестр недобросовестных поставщиков,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) поступило обращение <....>(далее - Заявитель) (вх. № 10223-ЭП/23 от 17.10.2023), содержащее информацию об уклонении победителя запроса предложений в электронной форме № 32312727369 от заключения договора, и о включении <....> в реестр недобросовестных поставщиков.

Сведения Заявителя представлены в антимонопольный орган в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1 211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положениями статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Ханты-Мансийским УФАС России в адрес <....> и <....>, посредством электронной почты было направлено уведомление (исх. № 02/7373/23 от 18.10.2023), в соответствии с которым рассмотрение сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков назначено на 25.10.2023 в 10 часов 00 минут.

Изучив имеющиеся материалы, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 9 Правил ведения Реестра, установленных Постановлением № 1211 информация о включении сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с отказом поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера (если основанием для направления сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, является расторжение договора в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера).

Как следует из материалов дела, 01.09.2023 года <....> на официальном сайте в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru был объявлен запрос предложений в электронной форме на поставку запасных частей к технике КамАЗ для Филиалов <....> (реестровый номер извещения 32312727369). Начальная (максимальная) цена договора (цена лота): 15 000 000 (пятнадцать миллионов) рублей 00 копеек с учетом НДС. Начальная (максимальная) сумма цена единиц товаров: 254 380 093 (двести пятьдесят четыре миллиона триста восемьдесят тысяч девяносто три) рубля 00 копеек с учетом НДС. Обеспечение исполнения договора: Размер обеспечения исполнения договора составляет 10% от итоговой цены договора. Предоставляется Участником закупки путем внесения денежных средств без учёта НДС.

Согласно протоколу № 32312727369 подведения итогов от 14.09.2023 на участие в запросе предложений в электронной форме было подано 4 (четыре) заявки, комиссия проверила и рассмотрела заявки на участие в запросе предложений в электронной форме соответствие требованиям, установленным документацией о закупке и приняла решение признать победителем закупки <....> (заявка №4) с ценой общей стоимостью единицы товара 12 368 038, 57 (двенадцать миллионов триста шестьдесят восемь тысяч тридцать восемь) рублей 57 копеек с учетом НДС и с ценой договора 15 000 000 (пятнадцать миллионов) рублей 00 копеек с учетом НДС.

26.09.2023 <....> разместило на электронной площадке ООО «ЭТП ГПБ» https://etp.gpb.ru/ без своей подписи проект договора № 338.

Далее Заявитель сообщает о том, что по состоянию на 06.10.2023 в личном кабинете на электронной площадке ООО «ЭТП ГПБ» https://etp.gpb.ru/ отсутствовала следующая информация:

- о направлении победителем запроса предложений в электронной форме на поставку запасных частей к технике КамАЗ для Филиалов <....> проекта договора, подписанного лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя;

- о направлении обеспечения исполнения договора победителем.

В связи с вышеизложенным 06.10.2023 Заявителем был размещен на электронной площадке ООО «ЭТП ГПБ» https://etp.gpb.ru/ протокол об отказе от заключения договора.

Согласно представленной Заявителем переписке посредством электронной почты с <....>, 03.10.2023 АО <....> было направлено сообщение о том, что на электронной площадке размещен договор на поставку запасных частей к технике КамАЗ для Филиалов <....> и обозначен день его крайнего подписания - 05.10.2023.

05.10.2023 ООО <....> направили ответ в сторону Заявителя с просьбой перенести подписание вышеуказанного договора на утро 06.10.2023, на что АО <....> уведомило победителя, что в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

09.10.2023 ООО <....>письмом по электронной почте уточнило, что означает изменение статуса запроса предложений в электронной форме на поставку запасных частей к технике КамАЗ для Филиалов АО<....> (реестровый номер извещения 32312727369) на электронной площадке. Также победителем был задан вопрос АО <....> о возможности повторного размещения договора на поставку запасных частей к технике КамАЗ для подписания со стороны ООО <....>.

10.10.2023 Заявителем был дан ответ о том, что подписать договор на поставку запасных частей к технике КамАЗ победителю необходимо было в срок с 29.09.2023 по 05.10.2023 и внести его обеспечение исполнения в соответствии с положениями Закона о закупках и документации о закупке, о чем, согласно ответу Заявителя, сотрудники АО <....> неоднократно уведомляли ООО <....> посредством телефонной связи и электронной почты.

На основании вышеизложенного Заявитель просит включить сведения об ООО <....> в реестр недобросовестных поставщиков.

Из представленных ООО <....> возражений (10513-ЭП/23 о 25.10.2023), общество считает доводы о его включении в реестр недобросовестных поставщиков необоснованными на основании нижеследующего.

Как пояснило общество, при внимательном рассмотрении ситуации по проведению процедур по определению поставщика АО <....>были обнаружены признаки нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции).

При проведении данной закупки, по мнению ООО<....> просматривается сговор Заказчика АО <....> с поставщиком ООО<....>. В данном случае закупочная документация при подписании договора составлена с учетом планов заказчика на конкретного исполнителя.

В конкретном случае поставщик ООО <....>выиграл с понижением цены на 92,13% от общей цены закупки, что предполагает понижение каждой позиции спецификации на 92,13%. Но фактически внутри спецификации процентное соотношение скорректировано в пользу ООО <....>. Так как спецификация содержит запасные части как с наиболее часто заменяемыми и дорогостоящими деталями (которые с высокой долей вероятности будут заказаны при реализации договора поставки), так и с наиболее редкими и менее популярными позициями.

Как сообщило общество, выводы подтверждаются мониторингом предыдущей закупки (№ 32312264980 от 06.04.2023 на 25 000 000 (двадцать пять миллионов) рублей), где также выиграло <....> на таких же условиях (коррекция процентов внутри спецификации с точки зрения экономической выгоды для поставщика) и предложил понижение на 95,14% от общей стоимости.

При выигрыше поставщика ООО <....>, как поясняет общество, заказчик установил невыгодные, и затруднительные условия исполнения контракта, применив снижение всех позиций спецификации на 95,14%. Тем самым поставив ООО <....> в заведомо невыгодное и не равное положение по сравнению с ООО <....>. Добросовестный поставщик ООО <....> был вынужден отказаться от подписания нерентабельного договора.

Общество просит сведения об ООО <....> в реестр недобросовестных поставщиков не вносить.

Рассмотрев сведения АО <....> в отношении ООО <....>, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, с учетом имеющихся документов пришла к следующим выводам.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не принимает доводы ООО <....>, указывающие на нарушение АО <....> Закона о защите конкуренции при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку запасных частей к технике КамАЗ для Филиалов АО <....> (реестровый номер извещения 32312727369), ввиду того, что участник закупки, подавая заявку на участие в запросе предложений был ознакомлен с условиями закупочной документации и был согласен с условиями заключения договора.

Однако, как было установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, <....> не предприняло все зависящие от него меры для заключения договора по результатам закупки с АО <....>.

При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что в случае несогласия ООО <....> с условиями закупочной документации, на момент подачи заявки для участия в конкурентной закупке, общество имело возможность воспользоваться правом обжалования положений закупочной документации в установленном законном порядке, однако этого не сделало. Подавая заявку на участие в закупке, общество конклюдентно согласилось со всеми условиями документации о конкурентной процедуре, что свидетельствует об изучении документации о конкурентной процедуре и принятии обществом установленных требований и условий закупочной документации.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг, проводимых на основании Закона о закупках.

Участник закупки, подавая заявку на участие в аукционе был ознакомлен с условиями заключения договора и о необходимости его заключения. Однако установлено, что ООО <....> не предприняло все зависящие от него меры по своевременному подписанию договора.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

В настоящем случае недобросовестность общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований закона к процедуре заключения договора по результатам проведенной процедуры.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает, что ООО <....> не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательств, что в итоге привело к не заключению договора, а следовательно, к нарушению нормального (обычного) режима функционирования Заказчика.

Подобные действия участника нарушают нормальный ход закупки, поскольку завершение процедуры каким-либо иным образом, кроме как заключением договора, является неприемлемым, что влечет за собой необходимость обращения Заказчика к административному органу.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2012 № ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.

В настоящем случае недобросовестность ООО <....> выражается в уклонении от заключения договора.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь пунктом 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, частью 2 статьи 5 Закона о закупках,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, направленные АО <....> в отношении ООО <....>, включить в реестр недобросовестных поставщиков, сроком на 2 года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны