Решение б/н Решение по жалобе от 26.12.11.2016 № 2253-ж от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 10 января 2017 года        

Решение в полном объеме изготовлено  13 января 2017 года          г. Ханты-Мансийск

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 24.10.2016 № 114 в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

в присутствии представителей Заказчика – ООО «РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ» (далее по тексту – Заказчик), по доверенности <…>, по доверенности <…>, по доверенности <…>, по доверенности <…>.

в присутствии представителей Заявителя — Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма правовой центр(далее по тексту - Заявитель), по доверенности <…>, по доверенности <…>.

рассмотрев жалобу  ООО «РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ»   (вх. от 26.12.11.2016 № 2253-ж)

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении открытого запроса цен в электронной форме на оказание услуг при экспертизе ТМЦ, лот 28-17, извещение № 31604232006.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 27.12.2016 № 02/ЛШ-7245). Рассмотрение жалобы назначено на  10.01.2017 г.

Как следует из содержания жалобы, Заказчиком опубликовано извещение № 31604232006 при проведении открытого запроса цен в электронной форме на оказание услуг по экспертизе ТМЦ, лот 28-17.

На момент рассмотрения жалобы по существу заявителями был отменен пункт жалобы: Предприятие должно находится в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

По мнению Заявителя в закупочной документации отсутствует установленный порядок определения  победителя при участии в закупке лиц применяющих разные системы налогообложения, в том числе плательщиков(неплательщиков) НДС

Так же установлено требование о том, что предприятие должно находиться в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. На момент рассмотрения жалобы по существу заявителями был отменен данный пункт жалобы.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением  компании о закупке товаров, работ, услуг утвержденным Решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» 03 апреля 2015 г., Протоколом от 06 апреля 2015 г. № 27, введенным в действие  29 мая 2015г., приказом от 26 мая 2015 г. № 230.

21.10.2016г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31604232006 при проведении открытого запроса цен в электронной форме на оказание услуг по экспертизе ТМЦ, лот 28-17.

Согласно закупочной документации ООО «РН-Юганскнефтегаз» в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены без учета НДС. При этом основными критериями отбора коммерческих предложений по товарам определена минимальная цена.

В извещении о закупке указана начальная (максимальная)  цена – 76 500 480,18 руб.

По результатам закупки победителем определено ООО «МЕТА».

 В соответствии с протоколом закупочной комиссии ООО «РН-Юганснефтегаз» по закупке услуг и работ об утверждении результатов отборочной, оценочной стадий рассмотрения заявок на участие в закупке и выборе победителя, у победителя закупки ООО «Мета» установлены две цены договора 72 778 388,00 с НДС, 61 676 600,00 руб. без НДС.

Данный ценовой диапазон не дает участникам закупки определить начальную и конечную стоимость услуг, являющихся предметом закупки.

Таким образом, заказчик не определил способ сопоставления цен в заявках участников, при участии в закупке лиц, применяющих различные системы налогообложения и указавших цену в заявке с НДС и без НДС.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, заказчик, которого Федеральный закон № 223-ФЗ наделяет полномочиями по закреплению порядка оценки заявок в документации о закупке, должен следовать принципу равноправия и справедливости по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 3.2.2 раздела 3 закупочной документации Заказчика, установлены основные требования к участникам, в которых присутствует требования:

- о наличии свидетельства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

- наличие опыта выполнения аналогичных указанных в лоте договоров за последние 3 года.

В соответствии с частью 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 Согласно части  1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В этой связи необходимо учитывать, что реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Установление на стадии допуска к участию в открытом конкурсе требований о наличии опыта выполнения аналогичных указанных в лоте договоров за последние 3 года, ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в открытом конкурсе участников, осуществляющих на рынке продолжительное время, и не имеющих свидетельства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные выполнить данную работу. При этом законодательством не установлены ограничения деятельности в зависимости от опыта работы, разветвленности и т.д.

У потенциальных участников закупки не соответствующих данным требованиям, отсутствует возможность принять участие в закупке, тем самым Заказчиком был нарушен принцип обеспечения единства экономического пространства, принцип расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что установление таких требований как: наличие свидетельства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, наличие опыта выполнения аналогичных указанных в лоте договоров за последние 3 года, нарушает требование о равноправии, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Более того, предъявляя такое требование к участникам закупочной процедуры, заказчик фактически ограничил круг участников закупки предоставляя возможность участия в закупке лишь участникам (поставщикам), имеющим Свидетельство Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и наличие опыта выполнения аналогичных указанных в лоте договоров за последние 3 года.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма правовой центр» на действия Заказчика — Общество с ограниченной ответственностью «РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ» при проведении открытого запроса цен в электронной форме на оказание услуг при экспертизе ТМЦ, лот 28-17, извещение № 31604232006, обоснованной.

2. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ» выразившихся в не определении способа сопоставления цен в заявках участников, при участии в закупке лиц, применяющих различные системы налогообложения и указавших цену в заявке с НДС и без НДС нарушения части 1, 6 статьи 3 Закона о закупках,

3. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственность «РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ» нарушения части 1 стать 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении требования о наличии свидетельства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а так же в установлении требования к опыту работы участника закупки.

3. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ»  обязательное для исполнения предписание.

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             <…>

                                                             

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                    <…>

 

 

<…>                                                                                                            

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 113

         

13.01.2017 г.                                                                                                     г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 24.10.2016 № 114 в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

на основании своего решения от 13.01.2017 года, вынесенного  по жалобе ООО «Юридическая фирма правовой центр» (вх. от 26.12.11.2016 № 2253-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Обществу с ограниченной ответственностью «РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ» в срок до 01.02.2017 года:

1.Отменить протоколы, составленные в ходе закупки №31604232006;

2.Внести изменения  в закупочную документацию Общества с ограниченной ответственностью ООО «РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ» указав правильную начальную (максимальную) цену договора;

3.Исключить из закупочной документации Общества с ограниченной ответственностью требования:

- о наличии свидетельства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

- наличие опыта выполнения аналогичных указанных в лоте договоров за последние 3 года.

5. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пунктов 1, 2 настоящего предписания в срок до 03 февраля  2017 года с приложением подтверждающих документов;

6.Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на <…>

 

   Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

   Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                          <...>  

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                            <…>

                                                                                                                 

                                                                                                                        

                                                 <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны