Решение б/н Решение по жалобе от 27.12.2016 № 2255-ж от 17 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» января 2017 года                г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «16» января 2017 года            

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании  Приказа от 24.10.2016 № 114 в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

в отсутствие представителя Заказчика — НГМУП «Школьное питание» (далее по тексту - Заявитель), уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы жалобы,

в отсутствие представителя Заявителя — ООО «РОСПРОДУКТ» (далее по тексту - Заявитель), уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «РОСПРОДУКТ»  (вх. от 27.12.2016 № 2255-ж),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении открытого конкурса на поставку продуктов питания, извещение № 31604438982.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 27.12.2016 № 02/ЛШ-7990). Рассмотрение жалобы назначено на 11.01.2017 г.

Как следует из содержания жалобы Заявитель указывает что, в конкурсной документации Заказчика в состав лота были включены товары технологически несвязные между собой в том числе по условиям хранения и транспортировки, что нарушает требования Федерального закона 135-ФЗ «О Защите конкуренции»

Заказчик указывает, что при хранении и транспортировке мороженного и охлажденного мяса должны быть выдержаны различные температурные режимы; ввиду несоблюдения товарного соседства не может быть осуществлена совместная перевозка мясной и рыбной продукции.

Заявитель соответствует требованиям установленным Заказчиком в Положении о закупке и правомочен заключать договор по результатам проведения закупочной процедуры и согласно главе 5 Конкурсной документации может быть отнесен к участнику закупки. Вместе с тем нарушение Заказчиком требований 3 статьи 17 закона о защите конкуренции, приводит к нарушению прав и законных интересов Заявителя, как участника закупки.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия «Школьное питание» утвержденного директором НГ МУП «Школьное питание от 29.12.2016г. (далее — Положение о закупках).

06.12.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31604438982 при проведении открытого конкурса на поставку продуктов питания.

Предметом закупки по лоту № 1 явилось Мясо мороженное без кости(говядина, свинина, печень говяжья, мясные консервы), мясо кур (цыплята бройлеров и их части охлажденные), рыба свежемороженая, общая сумма лота составила – 106 776 980 рублей.

Из письменных доводов Заказчика следует, что согласно условиям проекта контракта поставка продуктов питания осуществляется специализированным автотранспортом по отдельным заявкам заказчика в соответствии с потребностями на соответствующий период действия договора и с соблюдением технологии транспортировки. Хранение, транспортировка и температурный режим относятся к условиям исполнения контракта, а не к условиям участия в торгах, ограничивающим конкуренцию участников, осуществляющих оптовые поставки продуктов питания, в том числе мясо рыбы, и других продуктов. Более того требованиями конкурса и проекта контракта не установлено, что поставка продуктов питания  должна осуществляться совместно на одном транспорте, одновременно и с нарушением товарного соседства

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона 223- ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»(далее-Закон о закупках) В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом,  действия заказчика в части включения в один лот товаров с единым значением, в конкурсной документации не нарушает Федерального Закона 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 7 закупочной документацией установлены следующие критерии оценки конкурсных заявок:

 

 

7

Критерии оценки конкурсных заявок

1. Цена договора – 40%

2. Опыт работы - 60% (для оценки опыта работы принимаются копии заключенных и надлежаще исполненных  договоров (контрактов) на поставку продуктов питания в  бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия за последние 3 года (по дате окончания действия договора),  предшествующие дате окончания подачи конкурсных заявок.

При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

1 договор – 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 100

Формулы расчета критериев оценки в таблице критериев оценки.

 

В представленных критериях указывается пункт «Стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс», установление 20% от стоимости лота (106 776 980, 00 руб.* 20%)  составляет 21 355 396,00 руб., установление данного требования влечет за собой ограничение количества участников закупки и ставит их в неравные условия. Далее приводятся оценочные баллы: 1 договор – 5 баллов, максимальное количество баллов – 100 исходя из этого наличии 1 договора на сумму не менее 20% начальной (максимальной) цены договора (цены, лота) участник получит 5 баллов, в отличие от участника имеющего некоторое количество договоров на сумму  менее 20% начальной (максимальной) цены договора получит 0 баллов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции

Таким образом, установление 20 % от стоимости лота и указанных оценочных баллов, приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, что приводит к нарушению пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 17 закупочной документации Заказчиком установлено обеспечение заявки 30 % от начальной (максимальной) цены Контракта.

Вместе с тем, согласно пункту 8.4 раздела 8 Положения о закупках Обеспечение заявки может быть предоставлено в форме денежного залога (депозита). Обеспечение исполнения договора может быть предоставлено в форме денежного залога (депозита) или банковской гарантии. Сумма обеспечения заявки устанавливается в закупочной документации и не должна превышать 5 процентов от начальной (максимальной) цены договора. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается в закупочной документации и в проекте договора и не должен превышать 30 процентов от цены договор. Порядок обеспечения исполнения договора указывается в проекте договора.

Таким образом, заказчик в нарушение пункта 8.4 Положения о закупках установил требование, об обеспечении заявки, в размере 30 %, от начальной (максимальной) цены контракта, не предусмотренной Положением о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Кроме того,  Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 16.2 статьи 16 Положения о закупках, Договор с победителем закупки должен быть заключен в срок, установленный закупочной документацией, но не ранее 5 дней (при проведении конкурса, аукциона) или 3 дней (при проведении запроса предложений, запроса котировок) и не позднее 20 дней со дня опубликования итогового протокола в Единой информационной системе.

Комиссией установлено, что в нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Положение о закупках Заказчика не предусматривает минимального срока заключения  договора по результатам осуществления закупки, регламентировано допускающего возможность обжалования в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом в части 18, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. В связи с чем, исходя из содержания части 1, части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, заказчики обязаны устанавливать в Положении о закупках сроки заключения договоров по результатам проведения закупочных процедур с соблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 по делу №309-КГ15-14384.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу Общество с ограниченной ответственностью «РОСПРОДУКТ» на действия Заказчика — Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие «Школьное питание» при проведении открытого конкурса на поставку продуктов питания, извещение № 31604438982, не обоснованной.

2. Признать в действиях Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия «Школьное питание», нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся установлении требований ограничивающих количество участников закупки, нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, выразившихся в нарушении сроков заключения договоров по результатам проведения закупочных процедур.

3. Выдать Нефтеюганскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Школьное питание» обязательное для исполнения предписание.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                          <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                         <…>

                                                                                                            

                                             

    <…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02

         

16.01.2017 г.                                                                                                     г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 24.10.2016 № 114 в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

на основании своего решения от 09.01.2017 года, вынесенного  по жалобе ООО «РОСПРОДУКТ» ( вх. от 27.12.11.2016 № 2255-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Нефтеюганскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Школьное питание»  в срок до 01.02.2017 года:

1.Отменить все протоколы, составленные в ходе закупки № 31604438982;

2.Внести изменения в закупочную документацию Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия «Школьное питание» в части установления требования к размеру обеспечения заявок, в соответствии с пунктом 8.4 Положения Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия «Школьное питание» утвержденного директором НГ МУП «Школьное питание от 29.12.2016г

3.Внести изменения в закупочную документацию Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия «Школьное питание» в части установления критерия оценки стоимости ранее исполненного контракта не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.

4.Внести изменения  в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия «Школьное питание» утвержденного директором НГ МУП «Школьное питание от 29.12.2016г. установив минимальные сроки заключения договора по результатам проведения закупочных процедур, с учетом сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

5.Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пунктов 1, 2 настоящего предписания в срок до 05 февраля  2017 года с приложением подтверждающих документов.

6.Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на <…>

 

   Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

   Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                         <…> 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                            <…>

                                                                                                                 

                                                                                                                        

                                                 <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны