Решение №ВТ/7983/23 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе №10676-ЭП/23 от 10 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1707/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 10.11.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....>;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заявителя ООО <....> <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Организатора закупки ООО <....> <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заказчика ООО <....> <....>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО <....>(вх. № 10676-ЭП/23 от 27.10.2023) (далее – Жалоба) на действия организатора закупки ООО <....> при проведении закрытого маркетингового исследования в электронной форме по поставке медицинского оборудования для нужд ООО <....> (0084549)(реестровый номер извещения 32312792923),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <....> (вх. № 10676-ЭП/23 от 27.10.2023) (далее – Заявитель) на действия организатора закупки ООО <....> (далее – Организатор закупки) при проведении закрытого маркетингового исследования в электронной форме по поставке медицинского оборудования для нужд ООО <....> (далее – Заказчик) (0084549)(реестровый номер извещения 32312792923).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 08.11.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

Информация о маркетинговых исследованиях в форме извещения о маркетинговых исследованиях опубликована в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru), в закрытой части сайта электронной площадки (www.etpgaz.gazprombank.ru). Информация об итогах закрытых маркетинговых исследований, а также документы, оформляемые при проведении закрытых маркетинговых исследований, информация, полученная в ходе проведения закрытых маркетинговых исследований, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети Интернет в открытом доступе.

ООО <....> 03.10.2023 года подготовило и отправило по средствам электронной торговой площадки заявку на участие.

Заявитель сообщает, что согласно протоколу № 1/0058/23/4.5/0084549/ТГЮгорск/ПР/ШС/Э/25.09.2023 по подведению итогов маркетинговых исследований от 19.10.2023 заявке (№ 2) ООО «Развитие» по нестоимостному критерию присвоено 6,15 балла.

В составе заявки ООО «Развитие» было приложено:

по пункту 1 — 7 договоров, подтверждающих опыт;

по пункту 2 — Баланс за 2022 год, согласно которому выручка составляет 70 млн. руб. по п. 3 — ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001);

по пункту 5 — Подтверждение «услуги по гарантийному обслуживанию в соответствии с условиями завода изготовителя.»;

по пунктам 6, 7 — гарантийные письма об отгрузке на все 100% товаров.

Заявитель считает, что по результатам оценки предоставленных документов у участника № 2 балл должен быть выше, по мнению Заявителя Заказчик допустил ошибку при расчете показателей.

Организатор закупки с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 11074-ЭП/23 от 08.11.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО <....>(далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 25.09.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 38 741 369,90 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 03.10.2023.

В соответствии с протоколом № 1/0058/23/4.5/0084549/ТГЮгорск/ПР/ШС/Э/25.09.2023 по подведению итогов маркетинговых исследований № 0058/23/4.5/0084549/ТГЮгорск/ПР/ШС/Э/25.09.2023 Поставка медицинского оборудования для нужд ООО <....> от 12.10.2023 комиссия по маркетинговым исследованиям ООО <....> рассмотрела предложения участников, содержащиеся в заявках, заключения и рекомендации экспертов и решила допустить участников № 1 и № 2 были допущены до участия в маркетинговых исследованиях в электронной форме.

В соответствии Приложением № 3 «Методика анализа и оценки Заявок Участников» к документации о закупке и по результатам оценки Организатором закупки заявкам были присвоены следующие баллы:

 

Идентификационный номер Участника

Стоимостной критерий

Нестоимостной критерий

Итоговая оценка (значения в баллах)

Порядковый номер Заявки

1

60,00

12,24

72,24

1

2

54,66

6,15

60,81

2

 

Организатором закупки было принято решение о заключении договора с предоставившим лучшее предложение Участником с идентификационным номером 1 с ценой - 35 290 000,00 руб. (без НДС).

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что в устных пояснениях Заявитель отметил, что в процессе проведения переторжки, осуществляющейся за 1 день до окончания срока подачи заявок, участником № 1 за 2 минуты до окончания процедуры была изменена и предложена цена ниже, чем у участника ООО<....>. Между тем, Заявитель сообщил, что с его стороны Организатору закупки было направлено предложение о переносе процедуры переторжки по причине возникшей технической невозможности предложения цены ниже участника № 1 со стороны ООО <....>.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что согласно подпункту 2.4.6 пункта 2.4 «Открытие доступа к Заявкам» раздела 2 «Последовательность проведения маркетинговых исследований» документации о закупке участник, подавший Заявку, с момента открытия доступа к Заявкам и до 10.00 часов (по московскому времени) дня, предшествующего дню рассмотрения и оценки Заявок, вправе самостоятельно (без дополнительного приглашения Организатора закупки) снизить заявленную им цену, подав новое коммерческое предложение, оформленное в соответствии с пунктом 3.2 документации о закупке, при этом изменение иных условий Заявки и документов Заявки, а также дополнение состава заявки какими-либо документами при подаче нового коммерческого предложения не допускается.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что документацией о закупке Заказчиком предусмотрено право участников, подавших заявку на участие в маркетинговых исследованиях в электронной форме снизить предложенную цену.

Само по себе предложение Заявителя о переносе данной процедуры за сроки, установленные Заказчиком в соответствии с Законом о закупках, Положением и документацией о закупке исключает таким образом предполагаемый принцип состязательности в процессе проведения конкурентной закупки.

Вместе с тем Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, в том числе на основании представленных Организатором закупки возражений (вх. № 11074-ЭП/23 от 08.11.2023), установила следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Так, согласно подпункту 2.5.2 пункта 2.5 «Рассмотрение и оценка Заявок» раздела 2 «Последовательность проведения маркетинговых исследований» документации о закупке рассмотрение и оценка заявок проводится в соответствии с условиями, указанными в Приложении № 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях» к документации о закупке.

В разделе 2 «Оценка и сопоставление Заявок Участников» Приложения № 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях» к документации о закупке указано:

Для данных маркетинговых исследований максимальный уровень оценки устанавливается в баллах – равных 100 или в процентах – равных 100%.

Сравнительная оценка Заявок Участников проводится по следующим критериям:

1. Стоимостной.

2. Нестоимостной.

Итоговая оценка заявки участника выводится как арифметическая сумма оценок всех вышеуказанных критериев.

При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:

 

Стоимостной

60 баллов

60%

Нестоимостной

40 баллов

40%

Всего

100 баллов

100%

 

Стоимостной критерий рассчитывается по формуле:

 

В = 10 * (Nmin/Ni)

 

где:

N min- минимальная цена Заявки Участников.

Ni -цена Заявки оцениваемого Участника.

Как пояснил Организатор закупки, наименьшая из предложенных участниками закупки цена составила 35 290 000,00 руб., цена заявки Заявителя составила 38 741 369,90 руб. С учетом этого, расчет баллов по стоимостному критерию оценки осуществлялся Организатором закупки следующим образом:

10*(35 290 000,00/38 741 369,90) = 9,11 балла без учета значения удельного веса критерия.

Удельный вес стоимостного критерия согласно Методике анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях равен 6.

Организатором закупки, с учетом весомости, по стоимостному критерию заявке Заявителя (№ 2) было начислено 54,66 балла.

При этом, как отмечает Организатор закупки, заявке № 1 было начислено 60 баллов.

По нестоимостному критерию Заявителю было начислено 6,15 балла.

Согласно пояснениям Организатора закупки, Заявителю было присвоено 0 баллов по следующим подкритериям нестоимостного критерия.

Пунктом 3 раздела 2 «Оценка и сопоставление Заявок Участников» Приложения № 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях» к документации о закупке Заказчиком установлено:

По подкритерию «Наличие сертификата менеджмента качества»:

- весомость: 0,25;

- предмет оценки: наличие в заявке участника сертификата о соответствии системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001); наличие в заявке участника сертификата о соответствии системы менеджмента качества требованиям стандарта СТО ГАЗПРОМ 9001;

- принцип учета критерия: 7 баллов - участником представлен сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям СТО Газпром 9001; 3 балла - участником представлен сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001).

Как было установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, в представленных Заявителем сертификатах указан срок их действия - до 30.06.2023.

Как отметил Организатор закупки в своих возражениях, извещение о проведении маркетинговых исследований было размещено 25.09.2023 года. Заявка подана заявителем 03.10.2023. На дату публикации извещения и дату подачи заявки срок действия сертификатов истёк, в связи с чем Организатором закупки по данному подкритерию заявке Заявителя было начислено 0 баллов.

Пунктом 6 раздела 2 «Оценка и сопоставление Заявок Участников» Приложения № 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях» к документации о закупке Заказчиком установлено:

По подкритерию «Статус участника»:

- весомость: 0,20;

- предмет оценки: наличие собственного производства 100% товара, являющегося предметом закупки; документы, подтверждающие статус Участника как официального представителя производителя, официального дистрибьютора или официального дилера 100% товара, являющегося предметом закупки;

- принцип учета критерия: 10 баллов - производитель РФ; 7 баллов — производитель-нерезидент; 3 балла - официальный представитель производителя, официальный дистрибьютор или официальный дилер; 0 баллов - поставщик.

В подпункте 1.1.8 пункта 1.1 Приложения № 2 «Техническое задание» к документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование:

В технико-коммерческом предложении Участник обязательно должен указать производителя и страну происхождения товара по каждой номенклатурной позиции.

Согласно информации, представленной в составе заявки, Заявитель не является производителем 100% товара, являющегося предметом закупки либо официальным дилером производителя, в связи с чем, как пояснил Организатор закупки, по данному подкритерию заявке Заявителя было начислено 0 баллов.

Пунктом 7 раздела 2 «Оценка и сопоставление Заявок Участников» Приложения № 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях» к документации о закупке Заказчиком установлено:

По подкритерию «Наличие документально подтвержденных гарантий поставок»:

- весомость: 0,15;

- предмет оценки: оценивается объем продукции, по которой участник представил дилерские/дистрибьюторские договоры или иные документы, подтверждающие статус дилера/дистрибьютора, либо письма с гарантией отгрузки товара в адрес Заказчика от предприятия-изготовителя (или официальных дилеров/дистрибьюторов с подтверждением дилерства/дистрибъюторства), либо документы, подтверждающие наличие товара в фактическом владении, либо является производителем данного товара. Копия письма с гарантией отгрузки товара должна содержать:

- согласие от предприятия-изготовителя (или официальных дилеров/дистрибьюторов с приложением документов, подтверждающих дилерство/дистрибъюторство) на отгрузку товара в объеме и сроки, установленные в Документации;

- номер закупки;

- наименование Заказчика;

- подпись, печать (при наличии) уполномоченного должностного лица предприятия-изготовителя или официальных дилеров/дистрибьюторов;

- принцип учета критерия:

 

В = 10 * (Nа / Ni)

 

где:

Ni – цена Заявки Участника (руб. без НДС);

Nа – объем продукции, по которой Участник представил дилерские/дистрибьюторские договоры или иные документы, подтверждающие статус дилера/дистрибьютора, либо письма с гарантией отгрузки товара в адрес Заказчика от предприятия-изготовителя (или официальных дилеров/дистрибьюторов с подтверждением дилерства/дистрибъюторства), либо документы, подтверждающие наличие товара в фактическом владении, либо является производителем данного товара (руб. без НДС).

Однако, как было установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, по пунктам 1, 2, 14 заявки Заявителем представлено гарантийное письмо ООО <....>, однако в технико-коммерческом предложении в графе производитель указаны иные лица.

В соответствии с возражениями Организатора закупки были выявлены также следующие несоответствия заявки Заявителя требованиям, установленным документацией о закупке Заказчика.

В письме по пункту 3 заявки Заявителя отсутствует согласие на отгрузку товара в объеме и сроки, установленные Заказчиком требованиями в документации о закупке, в том числе не указан номер закупки и наименование Заказчика, письмо выдано «по месту требования».

Согласно технико-коммерческому предложению в письме по пункту 6 заявки Заявитель производителем указал АО <....>, а представлено письмо ООО <....> без документов, подтверждающих дилерство/дистрибъюторство.

В письме по пункту 7 заявки Заявителя отсутствует согласие на отгрузку товара в объеме и сроки, установленные Заказчиком требованиями документации о закупке, а также не указан номер проводимой закупки.

Согласно представленному письму по пункту 11 заявки Заявителя, в соответствии с технико-коммерческим предложением производителем указано <....>, а представлено письмо ООО <....> без документов, подтверждающих дилерство/дистрибъюторство.

Письмо по пункту 13 заявки Заявителя не содержит согласие на отгрузку товара в объеме и сроки, установленные Заказчиком требованиями документации о закупке, не указан номер закупки и наименование Заказчика, письмо выдано «по месту требования».

Как сообщил Организатор закупки, учитывая относимые и допустимые письма с гарантиями отгрузки по данному подкритерию заявке Заявителя было начислено 1,56 балла с учетом веса и весомости.

На основании выше установленного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что оценка заявки Заявителя производилась Организатором закупки в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок, установленным Заказчиком в Приложении № 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях» к документации о закупке.

Поскольку требования установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, участвующим в закрытом маркетинговым исследовании в электронной форме, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Кроме того, право определять количество баллов, присваиваемых той или иной заявке, принадлежит Организатору закупки. Антимонопольный орган вправе проверять порядок присвоения таких оценок, но не осуществлять их пересчет самостоятельно.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать Жалобу ООО <....> (вх. № 10676-ЭП/23 от 27.10.2023) на действия организатора закупки ООО <....> при проведении закрытого маркетингового исследования в электронной форме по поставке медицинского оборудования для нужд ООО<....> (0084549)(реестровый номер извещения 32312792923), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны