Решение №02/2310/22 РЕШЕНИЕ по жалобе № 086/07/3-368/2022 по результатам рассмот... от 28 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

<...........> – ВРИО заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...........> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...........>— эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителей сторон;

рассмотрев жалобу <...........> (вх. от 18.03.2022 № 2625-ЭП/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ «ОТРК «Югра» на оказание услуг по охране объектов АУ «ОТРК «Югра», извещение 32211221988, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <...........> (вх. от 18.03.2022 № 2625-ЭП/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ «ОТРК «Югра» на оказание услуг по охране объектов АУ «ОТРК «Югра», извещение 32211221988.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Положения закупочной документации заказчика нарушают требования Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Закона РФ от 11.03.1992 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 28.03.2022 в «11» час. «00» мин.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 18.03.2022, в пределах срока обжалования, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, соответственно, Комиссия антимонопольного органа полномочна рассматривать данную жалобу с учетом, доводов, содержащихся в Жалобе.

Изучив имеющиеся материалы, представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность АУ ОТРК «Югра» регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра», утвержденным решением Наблюдательного совета АУ ХМАО– Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра» (протокол от «22» ноября 2021 г. № 5/2021).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

15.03.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32211221988 о проведении закупки на оказание услуг по охране объектов АУ «ОТРК «Югра», извещение 32211221988.

По доводам жалобы о требовании Заказчиком предоставления справки об отсутствии судимости, установлено следующее.

Частные охранные организации и частные охранники в том числе осуществляют охранную деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 11.1. Закона 2487-1 Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

- не являющиеся гражданами Российской Федерации;

- не достигшие восемнадцати лет;

-признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

- не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

- имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

Данный перечень продолжается в статье 11.1. Закона 2487-1.

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

Получая статус частного охранника, гражданин предоставляет все справки в уполномоченный орган в сфере частной охранной деятельности. Законодательство не обязывает частного охранника иметь какие-либо справки при оказании охранных услуг.

Таким образом наличие статуса частного охранника подтверждает факт отсутствия судимости.

Требования, установленные в закупочной документации к участникам закупки, является избыточными, что в свою очередь приводит или может привести к отказу от участия лиц, претендующих на участие конкурсе, что может привести к ограничению конкуренции в закупке.

Следовательно, довод заявителя является обоснованным.

По доводу жалобы о требовании о наличии у охранной организации круглосуточной дежурной части, комнаты оружия в г. Ханты-Мансийске, Управлением установлено следующее.

«ГОСТ Р 59044-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования» устанавливает общие требования к организации охранных услуг, связанных с охраной объектов и/или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (ГСО), перечень видов которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и/или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Требования настоящего стандарта распространяются на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

В пункте 3 Стандарта даны, в том числе, определения следующих терминов:

3.1 дежурное подразделение охранной организации: Структурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы, выполняющее функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по контролю за работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования).

3.2 мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования): Группа работников частной охранной организации в составе не менее двух охранников, выполняющая функции по охране имущества и объектов путем реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны на охраняемых объектах.

3.3 оперативный дежурный: Работник частной охранной организации, выполняющий функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по руководству работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования).

Кроме того, охранная деятельность регулируется Правилами приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Системный анализ норм указанных Правил в совокупности с положениями ГОСТ Р 59044-2020 от 01.10.2020, позволяет сделать вывод, что дежурное подразделение охранной организации есть обособленное ее подразделение, располагающее помещением, в котором в отдельных сейфах установленным порядком хранятся спепсредства, оружие и патроны к нему, именно там оперативный дежурный осуществляет их выдачу охранникам под роспись перед заступлением на смену (пост/боевое дежурство) и именно там хранится и ведется вся регламентированная внутренняя документация, именно там уполномоченное лицо проводит ежедневные инструктаже частных охранников о порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, нападений на охраняемый объект, проверку знаний требований действующего законодательства, в том числе правил применения огнестрельного оружия и специальных средств, наличия удостоверений, экипировки и форменной одежды.

Установление в ТЗ требований к Исполнителю о наличии у охранной организации круглосуточной дежурной части, комнаты хранения оружия в г. Ханты-Мансийск обусловлены потребностью Заказчика и согласуются с положениями действующего законодательства.

Наличие дежурной части в месте оказания услуг гарантирует замену сотрудника охраны, допустившего некачественное несение дежурства, а также усиление поста в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. 11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающей порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования финансов Заказчика, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом, законодательство о закупках допускает самостоятельное формирование Заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего.

Заказчик вправе указывать такие требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, в том числе он не лишен возможности более точно и четко определить все условия и требования к исполнению обязательств по закупке.

Комиссия, приняв во внимание письменные пояснения Заказчика и рассмотрев довод Заявителя, признает его необоснованным, поскольку спорное требование обусловлено характером исполнения обязательств по закупке.

В связи с чем, Комиссия не находит оснований для признания названного требования Заказчика.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...........> (вх. от 18.03.2022 № 2625-ЭП/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ «ОТРК «Югра» на оказание услуг по охране объектов АУ «ОТРК «Югра», извещение 32211221988, частично обоснованной.

2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии <...........>

 

Члены Комиссии: <...........>

<...........>

Связанные организации

Связанные организации не указаны