Решение б/н решение по жалобе 364-ж от 12 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-308/2021
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 09.03.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 12.03.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«______» – «______»
Члены комиссии:
«______» – «______»
«______» – «______»
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении жалобы надлежащим образом;
в присутствии представителя «______» по ВКС – «______» по доверенности;
в присутствии представителя АО «СПОПАТ» по ВКС – «______»; «______» по доверенности; «______» по доверенности;
рассмотрев жалобу «______» (вх. от 26.02.2021 № 364-ж) на действия Заказчика АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, оказание услуг по монтажу и пусконаладочные работы технических средств обеспечения транспортной безопасности в транспортные средства АО «СПОПАТ», извещение № 32110017229, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «______» (далее – Заявитель) (вх. от 26.02.2021 № 364-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (далее – Заказчик, АО «СПОПАТ») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, оказание услуг по монтажу и пусконаладочные работы технических средств обеспечения транспортной безопасности в транспортные средства АО «СПОПАТ», извещение № 32109979414.
Заявитель обжалует положения документации о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, рассмотрение жалобы назначено на 09.03.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.
В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что не согласен с доводами, изложенными в жалобе, а также в дополнениях к жалобе, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
До рассмотрения Жалобы по существу в Ханты-Мансийское УФАС России поступило ходатайство «______» об участии в рассмотрении Жалобы по ВКС как лицо, подавшее заявку на участие в закупке.
Согласно части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 настоящей статьи.
«______» было допущено к участию в рассмотрении Жалобы, при этом, возражений на Жалобу в антимонопольный орган не направило.
Заслушав представителей Заказчика, рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними Положением о закупке.
Закупочная деятельность Заказчика, на момент проведения закупки, регулировалась Положением о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд открытого акционерного общества «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (далее — Положение о закупке), утвержденным решением Совета директоров (протокол от 23.10.2018 № 78).
10.02.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32109979414 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с извещением о проведении закупки дата начала срока подачи заявок – 10.02.2021; дата и время окончания подачи заявок – 01.03.2021 в 06:00 (мск+2).
Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 26.02.2021, то есть до окончания срока подачи заявок.
Заявитель обжалует следующие положения раздела 3.1.2 документации о закупке (Требования к содержанию и составу второй части заявки):
Пункт 1.14 - требование о наличии сертификата СТиС МВД на соответствие системы видеонаблюдения и регистрации на транспорте Постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» (далее – Постановление № 969), подтверждающий соответствие поставляемых видеорегистраторов, видеокамер, а также используемого программного серверно-клиентского комплекса видеонаблюдения требованиям разделов по видеорегистрапии, видеонаблюдения, видеокамер, порядку передачи данных, без ограничений, с указанием соответствия пунктам: Раздел V пп.21-31, Раздел VII пп.41-43.
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ прямо указывает, что Перевозчик обязан при покупке товара для обеспечения транспортной безопасности применять требования к данным товарам, утвержденные Постановлением №969. За невыполнение требований Закона № 16-ФЗ, Перевозчик несет административную и уголовную ответственность.
В соответствии с п.2 Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности:
а) Федеральная служба безопасности Российской Федерации - в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения;
б) Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи;
в) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в отношении технических средств оповещения;
г) Федеральное агентство связи – в отношении средств связи, приема и передачи информации;
д) Министерство транспорта Российской Федерации - в отношении систем сбора и обработки информации.
Таки образом, требование Заказчика, установленное в пп. 1.14 п. 3.1.2 документации о закупке направлен на обеспечение транспортной безопасности в соответствии с действующим законодательством и не имеет целью ограничение круга участников закупки.
Пунктом 1.15. установлено требование о наличии документа, выданного лицензиаром поставляемого сертифицированного по Постановлению № 969 программного обеспечения, подтверждающего право Исполнителя на передачу неисключительной лицензии.
В соответствии с частью 8 статьи 12.2 Закона № 16-ФЗ и п. 30 раздела 5 (технические требования к функциональным свойствам технических средств видеонаблюдения) Постановления № 969 технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной сертификации.
Пунктом 1.18. установлено требование документы, подтверждающие наличие в штате Исполнителя, сотрудника прошедшего обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м. и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 метров от неогражденных перепадов по высоте более 5 метров на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м. (удостоверения), выданные в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.03.2014 № 155н.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ): «Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя», в данном случае на Исполнителя, оказывающего услуги по установке технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 6 технического задания раздел 2 аукционной документации в течении 5 (пяти) календарных дней с момента заключения Договора Исполнитель предоставляет Заказчику список работников, имеющих право оказать услугу по договору на объекте Заказчика в соответствии с настоящим Техническим заданием, согласовывает с Заказчиком время оказания услуг.
Работы будут производиться как в салонах автобусов так и с внешней стороны автобусов габариты по высоте, которых составляют более 2,5 м.
В соответствии с п.З Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране при работе на высоте» к работам на высоте относятся работы, при которых:
а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более:
б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.
В вышеуказанном нормативном акте отсутствует понятие выполнение работ на высоте более 2,5 метра. Соблюдение данного требования регламентирует нормы охраны труда при проведении данного вида работ на высоте.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Таким образом, обжалуемые требования, установленные Заказчиком в документации о закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы жалобы «______» не нашли подтверждения.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу «______» (вх. от 26.02.2021 № 364-ж) на действия Заказчика АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, оказание услуг по монтажу и пусконаладочные работы технических средств обеспечения транспортной безопасности в транспортные средства АО «СПОПАТ», извещение № 32110017229, необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «______»
Члены Комиссии: «______»
«______»