Решение №02/6703/23 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 8652-ЭП/23 от 25 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1413/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 25.09.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....>;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заявителя ООО «Аудиторская фирма «Профи» <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заказчика АО «Югракапитал» <....>, <....>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО «Аудиторская фирма «Профи» (вх. № 8652-ЭП/23 от 05.09.2023) (далее – Жалоба) на действия АО «Югракапитал» при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) (Конкурс проводится в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона №44-ФЗ) (реестровый номер извещения 0487000001523000002),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО «Аудиторская фирма «Профи» (вх. № 8652-ЭП/23 от 05.09.2023) (далее – Заявитель) на действия АО «Югракапитал» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) (Конкурс проводится в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона №44-ФЗ) (реестровый номер извещения 0487000001523000002).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела дата и время окончания срока подачи заявок 28.08.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 05.09.2023.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 07.09.2023 исх. № 02/6250/23 рассмотрение Жалобы было назначено на 13.09.2023.

В назначенную дату, в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что для рассмотрения жалобы по существу необходимо получение дополнительной информации, сведений.

В связи и необходимостью получения дополнительной информации, сведений, в соответствии с частями 14, 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России назначила рассмотрение 20.09.2023.

В назначенную дату рассмотрение Жалобы состоялось.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Профи» (далее - Заявитель) подана заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме на оказание услуги по проведению финансового аудита (реестровый номер закупки: 0487000001523000002 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru) (далее - Конкурс).

01.09.2023 опубликован протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме (далее - Протокол), в соответствии с которым заявка Заявителя по результатам сопоставления рейтингов участников заняла 2 место.

По мнению Заявителя Заказчиком не учтена квалификация Заявителя по показателю оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

Вместе с тем, Заявитель считает, что при оценке вторых частей заявок участников конкурса по критерию «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее также -Квалификация) конкурсной комиссией не был учтен опыт ООО «Аудиторская Фирма «Профи» в результате чего заявке Заявителя были занижены баллы по критерию Квалификация, а участник закупки с идентификационным номером заявки 30 неправомерно был признан победителем.

В составе извещения размещен документ «4. Порядок рассмотрения, критерии оценки заявок». Настоящий документ устанавливает следующий порядок оценки заявок на участие в конкурсе:

Показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта»

Детализирующий показатель оценки: «общее количество исполненных участником закупки договоров с аналогичным предметом закупки»

Оценивается опыт оказания услуг за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.

Предметом договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимого с предметом договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика. исполнителя) является проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ).

К оценке не принимаются обозначенные в реестре договоры и акты. которые не соответствуют предмету договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика. исполнителя) является проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ), а также договоры за пределами трех лет, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке.

К оценке принимаются исключительно исполненные договоры (контракты) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа).

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора:

- реестр исполненных договоров (контрактов), и актов приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких договоров (контрактов), за последние 3 года предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке.

Указанные документы должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден ссылками в реестре размещенных на сайт Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии у наименование участника опыта работы, связанного с предметом контракта», содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта.

Непредставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при опенке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

При этом представленные документы должны быть в виде повторяющихся, полно читаемых документов, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Документы представляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Сведения представляются в любой удобной форме.

При оценке заявок по настоящему показателю не учитываются представленные участником в предложении сведения (по каждому контракту договору), в случае если:

- представленная информация не подтверждена документально в соответствии с настоящим порядком щенки;

- участником не предоставлена информация о номере извещения закупки в соответствии с частью статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

- участником включены сведения о контрактах договорах по выполненным работам (оказанным услугам), не являющимися работами (услугами) сопоставимого настоящей закупке характера;

- участником включены сведения о контрактах договорах, предметом которых, являются, кроме, услуг сопоставимого настоящей закупке характера и иные работы (услуги), при этом в представленном документальном подтверждении невозможно определить (выделить) объем (стоимость выполненных работ, оказанных услуг в руб.) услуг сопоставимого настоящей закупке характера из общего объема (стоимость выполненных работ, оказанных услуг в руб.) работ услуг;

- участником включены сведения о контрактах договора на оказание услуг сопоставимого настоящей закупке характера и объема, исполненных не участником закупки;

- участником включены сведения о контрактах договорах на оказание услуг сопоставимого настоящей закупке характера и объема, в которых участник закупки не является стороной данных конкретных контрактов договоров;

- участником включены сведения о контрактах договорах на оказание услуг сопоставимого настоящей закупке характера и объема, предусматривающих этапы оказания услуг, при этом в представленном документальном подтверждении сумма всех объемов (стоимость оказанных услуг в руб.) по этапам контракта договора не равняется объему (стоимость оказанных услуг в руб.) по контракту договору в целом;

- документальное подтверждение сведений представлено в виде копий документов, на которых не видны необходимые сведения (дата акта оказанных услуг, и/или номер контракта договора, и/или дата заключения контракта договора, и/или предмет контракта договора, и/или наименования сторон контракта договора (заказчик и/или исполнитель), и/или указание на полное исполнение этапа контракта договора (при наличии этапов) или контракта договора в целом, и/или объем (стоимость оказанных услуг в руб.) по этапу контракта договора или объем (стоимость оказанных услуг в руб.) по контракту договору в целом, и/или подписи и печати (при наличии печати));

- документальное подтверждение сведений не соответствует сведениям из реестра контрактов или реестра договоров Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru/), для сведений, представленных по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или договору, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» соответственно.

Согласно данным из протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 31.08.2023 договоры, подтверждающие опыт не были приняты конкурсной комиссией заказчика, так как к оценке принимаются исключительно исполненные договоры (контракты) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа). Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора: - реестр исполненных договоров (контрактов), и актов приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких договоров (контрактов), за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке. Участник в нарушение требований Приложения №4 к извещению приложил: два реестра: «Выписка из Реестра контрактов 44-ФЗ из ЕИС» (далее - Реестр 1) и «Реестр заключенных договоров с номером извещения (2707 договоров)» (далее - Реестр 2). Реестр 1 содержит информацию о дате заключения договоров, что позволяет оценить количество заключенных договоров за последние 3 года. Реестр 2, в нарушение требований Приложения №4, содержащий 2707 позиций, БЕЗ указания дат заключения договоров, что не позволяет оценить количество заключенных договоров Участников за последние 3 года. Таким образом, комиссией принимаются в расчет договоры, заключенные за последние 3 года предшествующие дате подачи заявки в составе Реестра 1).

Таким образом, конкурсная комиссия Заказчика отклонила, представленные Заявителем документы из-за отсутствия даты заключения договора в представленной табличной справке.

В свою очередь в извещении отсутствуют требования о наличии обязательного столбца «дата заключения договора».

Согласно подпункту. г) пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Таким образом, отклонение комиссией Заказчика договоров из-за невозможности установления даты заключения договора не соответствует положениям извещения и положениям Постановления правительства № 2604, так как дата заключения договора, по мнению Заявителя, не имеет значения.

Согласно положениям извещения и Постановления правительства № 2604 значение имеет срок исполнения договора, который исчисляется с даты последнего акта приемки оказанных услуг, а не с даты заключения договора.

При этом приложение № 4 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме содержит положение, которое позволяет участникам предоставлять сведения в любой удобной форме.

В свою очередь в инструкции не прописаны обязательные к заполнению строчки.

Заявитель обращает внимание, что Постановление № 2604 содержит полный перечень документов необходимых для подтверждения опыта в том числе по нестоимостным критериям, дополнительных справок, при этом не требуется, поскольку все необходимые данные Заказчик может найти самостоятельно в представленных актах/договорах.

Между тем, исходя из того, что Заказчиком не разработан порядок заполнения специальной Таблицы, в которой является обязательным представление информации согласно указанным в ней графам.

При этом согласно подпункту «в» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 документом, предусмотренным Приложением № 1 к настоящему Положению: - устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Следовательно, справка, которую требует заполнять Заказчик для подтверждения опыта участников, в силу пункта 28 Постановления № 2604 не связана с предметом ранее исполненного контракта (договора) и не может является документом, необходимым для подтверждения опыта.

Кроме того, Заказчиком однозначно не определено, является ли таблица «реестр исполненных договоров (контрактов)» обязательной к заполнению, либо является рекомендуемой формой предоставления сведений.

Следовательно, порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме в данном случае приводит к ситуации, когда участники закупки, предоставившие сведения по нестоимостному критерию оценки, могут получить 0 баллов за ошибки оформления или составления табличной формы по формальным основаниям.

Таким образом, у комиссии Заказчика отсутствовали правовые и фактические основания для отклонения документов ООО «Аудиторская фирма «Профи», поскольку документация электронного конкурса не содержала четко и однозначно сформулированных требований относительно обязательной колонки «Дата заключения договора», а согласно положениям извещения комиссия Заказчика должна была рассматривать акты приемки оказанных услуг, составленные при исполнении договоров (контрактов), за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке и ориентироваться на дату исполнения договора, а не на дату заключения договора.

Таким образом, в действиях конкурсной комиссии Заказчика содержатся признаки нарушения «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, пункта 28 Положения об оценке заявок участников закупки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно приведенным выше доводам жалобы, Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика выразились в ненадлежащем определении победителя Закупки, в следствии чего была устранена конкуренция, а также права и законные интересы Заявителя на свободное осуществление экономической деятельности и заключение договора по результатам проведения процедуры определения поставщика.

Действия комиссии Заказчика, по мнению Заявителя, идут вразрез с целями и принципами, заложенными в Законе о контрактной системе, Положении № 2604, что в свою очередь нивелирует саму идею электронного конкурса как процедуры выявления наиболее квалифицированного поставщика.

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в соответствии с чем представил в управление письменные возражения (вх. № 8853-ЭП/23 от 12.09.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Заказчик АО «Югркапитал» относится к числу лиц, закупочная деятельность которых осуществляется в соответствии с требованиями Закона о закупках.

При этом в соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках, данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика. Заказчик осуществляет отбор аудиторской организации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Согласно письму Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП\4072\18 от 24.01.2018 учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) применяются положения Закона о контрактной системе исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, при проведении конкурса, Заказчик обязан руководствоваться положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика.

При этом согласно позиций Минфина России и ФАС России, изложенных в указанных письмах обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанных в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о проведении закупок товаров, работ, услуг в АО «ЮграКапитал» (редакция № 3), утвержденным генеральным директором (приказ № 2/22 от 30.09.2022) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 11.08.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 370 000,00 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 28.08.2023;

4. На участие в конкурсе в электронной форме подано — 5 заявок.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.

При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Аналогичные требования установлены также в части 6 статьи 3 Закона о закупках, согласно которым заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с Приложением № 4 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости и порядок оценки» к Извещению Заказчиком определено следующее.

Оценка заявок на участие в конкурсе проводится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604 (далее — Правила; Постановление № 2604) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения договора при проведении закупки.

Для оценки заявок заказчик устанавливаются следующие критерии оценки:

- стоимостные: «цена контракта»;

- нестоимостные: «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.

Критерий оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» имеет значимость — 60%.

Показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта».

Значимость показателя, детализирующего показатель оценки — 100%.

Формула оценки или шкала оценки:

г
де:

Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки»;

Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки»;

Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

Оценивается опыт оказания услуг за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.

Предметом договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимого с предметом договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ).

К оценке не принимаются обозначенные в реестре договоры и акты, которые не соответствуют предмету договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ), а также договоры за пределами трех лет, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке.

К оценке принимаются исключительно исполненные договоры (контракты) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа).

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора:

- реестр исполненных договоров (контрактов), и актов приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких договоров (контрактов), за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке.

Указанные документы должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден ссылками в реестре размещенных на сайт Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии у наименование участника опыта работы, связанного с предметом контракта», содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта.

Непредставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых документов, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Документы представляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Сведения предоставляются в любой удобной форме.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было выявлено, что во исполнение вышеуказанных требований по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» Приложения № 4 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости и порядок оценки» к Извещению Заявителем во второй части заявки были представлены следующие документы:

1. выписка из реестра контрактов 44-ФЗ из ЕИС в формате excel;

2. реестр заключенных договоров с номером извещения (2707 договоров) в формате excel;

3. акты за 2016-2023 годы в количестве 17 rar-папок;

4. договоры (аудит за 2017-2022 годы) в количестве 25 rar-папок;

5. договоры+акты за 2015-2023 в количестве 98 rar-папок;

6. договоры+акты долгосрочные, не ранее 5 лет в количестве 5 rar-папок.

Так, Комиссией ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок (№ 0487000001523000002) от 31.08.2023 оценка по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» заявки Заявителя (№ 133) производилась закупочной комиссией Заказчика следующим образом:

 

Показатель/Детализирующий показатель

Коэффициент значимости

Предложение участника

ФИО члена комиссии

Сведения об оценке без учета значимости / с учетом значимости

1

Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта

50.00

(К оценке принимаются исключительно исполненные договоры (контракты) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа). Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора: - реестр исполненных договоров (контрактов), и актов приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких договоров (контрактов), за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке. Участник в нарушение требований Приложения №4 к извещению приложил: два реестра: «Выписка из Реестра контрактов 44-ФЗ из ЕИС» (далее – Реестр 1) и «Реестр заключенных договоров с номером извещения (2707 договоров)» (далее – Реестр 2). Реестр 1 содержит информацию о дате заключения договоров, что позволяет оценить количество заключенных договоров за последние 3 года. Реестр 2, в нарушение требований Приложения №4, содержащий 2707 позиций, БЕЗ указания дат заключения договоров, что не позволяет оценить количество заключенных договоров Участников за последние 3 года. Таким образом, комиссией принимаются в расчет договоры, заключенные за последние 3 года предшествующие дате подачи заявки в составе Реестра 1.)

Итого

0.00 / 0.00

1.1

Общее количество исполненных участником закупки договоров

100.00

0

Итого

0.00 / 0.00

 

Заявителем в направленных дополнениях (вх. № 8831-ЭП/23 от 11.09.2023) к Жалобе был приложен ответ Заказчика на запрос разъяснений ООО «Аудиторская фирма «Профи» итогов по закупке № 0487000001523000002, следующего содержания:

«Вопрос 1. «Какое количество договоров засчитано участнику ООО «АФ «Профи» (идентификационный номер заявки 133)?»

Ответ: 334 договора.

Вопрос 2. «Прошу указать причину отклонения договоров по показателю оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта»?»

Ответ: согласно пункту 2.1. таблицы Приложения № 4 к Извещению:

«…Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора:

- реестр исполненных договоров (контрактов), и актов приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких договоров (контрактов), за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке.».

Таким образом, документ-основанием согласно которого Заказчик оценивает участников по критерию наличия опыта является указанный РЕЕСТР.

1) В составе заявки № 133 Участник предоставил два реестра: «Выписка из Реестра контрактов 44-ФЗ из ЕИС» (далее – Реестр 1), и «Реестр заключенных договоров с номером извещения (2707 договоров)» (далее – Реестр 2). Реестр 1 содержит информацию о дате заключения исполненных договоров, что позволяет оценить количество заключенных договоров за последние 3 года. Реестр 2, в нарушение требований Приложения №4, содержащий 2707 позиций, не содержит указания на даты заключения договоров, что не позволяет оценить количество заключенных договоров Участником за последние 3 года. Таким образом, комиссией приняты в расчет договоры, заключенные за последние 3 года предшествующие дате подачи заявки в составе Реестра 1.

2) В составе заявки № 133 Участник предоставил 145 архивов в формате RAR (средним объемом 43 МБ), в которых содержатся договоры и акты начиная с 2015 года, не смотря на то, что условиями Извещения предусмотрена оценка договоров и актов за 3 года, предшествующих дате подачи заявки.

Кроме того, каждый из архивных файлов содержит от 17 до 43 папок с файлами, каждая папка содержит до 56 файлов. Указанный объем информации расценивается Заказчиком как попытка ввести в заблуждение комиссию относительно количества заключенных и исполненных договоров. При этом, Участник закупки в составе Реестра 2 также отразил договоры, включенные в Реестр 1, что в свою очередь приводит к задвоению представленной информации. Произвести подсчет количества договоров за требуемый в Извещении трехлетний срок, предшествующий дате подачи заявки, таким образом, чтобы исключить задвоение при подсчете их количества не представляется возможным.

Комиссией приняты в расчет договоры, заключенные за последние 3 года предшествующие дате подачи заявки, корректно указанные Участником в составе Реестра №1.

Вопрос 3. «С какой даты отсчитывался оценивается опыт оказания услуг за последние 3 года?»

Ответ: в отношении всех допущенных к участию в конкурсе заявок, опыт по критерию количества договоров оценивался за три полных года, предшествующих дате подачи заявки, и за 2023 год; например, по заявке № 133: с 01.01.2020 – по 22.08.2023.

Вопрос 4. «Каким документом подтверждался опыт оказания услуг за последние 3 года?»

Ответ: как указано в ответе на вопрос 2, согласно пункту 2.1. таблицы Приложения № 4 к Извещению: «…Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора: - реестр исполненных договоров (контрактов), и актов приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких договоров (контрактов), за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке.». Таким образом, документ-основанием согласно которого Заказчик оценивал участников по критерию наличия опыта является указанный РЕЕСТР.

Вопрос 5. «Дата какого документа принималась комиссией Заказчика при оценке?»

Ответ: дата договора (контракта) и дата актов приемки оказанных услуг (при наличии), отраженные в реестре.

Вопрос 6. «Учитывались ли при оценки акты?»

Ответ: акты приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких договоров (контрактов), учитывались в отношении тех договоров, которые поддавались однозначной идентификации (дата, номер, предмет договора (контракта)), и были отражены в реестре исполненных договоров (контрактов) и реестре актов приемки оказанных услуг (при наличии).»

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что в указанных Заказчиком требованиях по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» не определено обязательство участников конкурса в электронной форме об указании в реестре даты заключения договоров, а также не определен случай не принятия закупочной комиссией реестра без указания даты заключения договоров.

Требования об указании даты заключения определены Заказчиком в Приложении № 4 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости и порядок оценки» к Извещению следующим образом:

«В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден ссылками в реестре размещенных на сайт Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии у наименование участника опыта работы, связанного с предметом контракта», содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта.

Между тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает, что в составе второй части заявки Заявителя отсутствует форма «Сводные сведения о наличии у наименование участника опыта работы, связанного с предметом контракта».

Случай, при котором Заказчиком не учитываются представленные участником в предложении сведения (по каждому контракту/договору) в случае не указания даты заключения, установлен в Приложении № 4 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости и порядок оценки» к Извещению установлен следующим образом:

«-документальное подтверждение сведений представлено в виде копий документов, на которых не видны необходимые сведения (дата акта оказанных услуг, и/или номер контракта/договора, и/или дата заключения контракта/договора, и/или предмет контракта/договора, и/или наименования сторон контракта/договора (заказчик и/или исполнитель), и/или указание на полное исполнение этапа контракта/договора (при наличии этапов) или контракта/договора в целом, и/или объем (стоимость оказанных услуг в руб.) по этапу контракта/договора или объем (стоимость оказанных услуг в руб.) по контракту/договору в целом, и/или подписи и печати (при наличии печати)).»

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в соответствии с Приложением № 4 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости и порядок оценки» к Извещению Заказчик принимает к оценке исключительно исполненные договоры (контракты) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), а реестр исполненных договоров (контрактов), и актов приемки оказанных услуг, составленный при исполнении таких договоров (контрактов), за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки по настоящей закупке является подтверждением наличия у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора.

Непредставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при опенке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

При этом Заказчиком установлено, что сведения предоставляются в любой удобной форме.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что документальное подтверждение сведений, представленных Заявителем в виде ряда копий документов (акты за 2016-2023 годы в количестве 17 rar-папок; договоры (аудит за 2017-2022 годы) в количестве 25 rar-папок; договоры+акты за 2015-2023 в количестве 98 rar-папок; договоры+акты долгосрочные, не ранее 5 лет в количестве 5 rar-папок) не было принято во внимание закупочной комиссией Заказчика.

Так, в соответствии с представленными возражениями (вх. № 8853-ЭП/23 от 12.09.2023) и дополнениями (вх. № 9169-ЭП/23 от 20.09.2023) Заказчик сообщил, что закупочной комиссией были приняты в расчет только 334 договора, заключенных за последние 3 года предшествующие дате подачи заявки, при этом указанных лишь в составе Реестра 1 «Выписка из реестра контрактов 44-ФЗ из ЕИС в формате excel» Заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно не учтена квалификация по показателю ««Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», является обоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания АО «Югракапитал».

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Аудиторская фирма «Профи» (вх. № 8652-ЭП/23 от 05.09.2023) на действия АО «Югракапитал» при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) (Конкурс проводится в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона №44-ФЗ) (реестровый номер извещения 0487000001523000002), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика АО «Югракапитал» нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику АО «Югракапитал» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны