Решение №РВ/5902/23 Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного за... от 23 августа 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/17-1193/2023

 

резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2023 года

решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2023 года г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

– "---";

Члены Комиссии:

"---",

"---",

"---";

"---".

рассмотрев дело №086/01/17-1193/2023 по признакам нарушения Муниципальным автономным учреждением «Дворец искусств» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в отсутствии представителя ответчика от Муниципального автономного учреждения «Дворец искусств», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии представителя от заинтересованного лица, ООО ЧОО «Илир», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

Отделом защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции были рассмотрены жалобы на действия Заказчиков, в том числе жалоба вх.№619-ЭП/22 от 24.01.2022 ООО ЧОО «Илир» на действия Муниципального автономного учреждения «Дворец искусств» (далее - МАУ «Дворец искусств») при проведении закупки на оказание услуг по физической охране объектов и имущества с осуществлением контрольно-пропускного режима на объектах МАУ «Дворец искусств», извещение №32211035022, по итогам рассмотрения которой в действиях МАУ «Дворец искусств» установлены нарушения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По результатам рассмотрения материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №086/01/17-1193/2023 по признакам нарушения МАУ «Дворец искусств» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что подтверждается приказом о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.07.2023 №121/23.

Определением о назначении дела к рассмотрению от 31.07.2023 (исх.№ВТ/5363/23) рассмотрение дела назначено на 10.08.2023, к участию в деле, в качестве заинтересованного лица привлечен ООО ЧОО «Илир», в качестве ответчика привлечен МАУ «Дворец искусств», у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.

Изучив материалы дела, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам

14.01.2022 в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru МАУ «Дворец искусств» опубликовано извещение о проведении закупки №32211035022.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 14.01.2022 по 24.01.2022.

Подведение итогов — 25.01.2022.

Закупочная деятельность МАУ «Дворец искусств» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУ «Дворец искусств», утвержденным Наблюдательным советом.

Согласно подпункту 2 пункта 7 Технического задания, исполнитель, в соответствии с приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645 проводит обучение пожарно-техническому минимуму сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану объектов Заказчика по разработанной и утвержденной в установленном порядке специальной программе и представляет Заказчику документы, подтверждающие факт обучения (удостоверение, протокол заседания экзаменационной комиссии).

Обучение пожарно-техническому минимуму является нормой пожарной безопасности, данные нормы закреплены Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее - Приказ МЧС от 12.12.2007 №645).

Согласно пункту 31 раздела 3 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 №645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Пунктом 40 раздела 3 Приказа МЧС от 12.12.2007 №645 установлено что обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

Пунктом 34 приказа МЧС от 12.12.2007 №645 установлено, что обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

Исходя из вышесказанного следует, что обучение работников пожарно-техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) обязанности такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе.

Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму, а также обязанность о наличии у исполнителя удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют.

Таким образом, МАУ «Дворец искусств» установило к участникам закупки требования, не предусмотренные действующим законодательством.

Требования, установленные в закупочной документации к участникам закупки, является избыточными, что в свою очередь приводит или может привести к отказу от участия лиц, претендующих на участие конкурсе, что может привести к ограничению конкуренции в закупке.

На основании изложенного, установление МАУ «Дворец искусств» требования о наличии документа об образовании, подтверждающего обучение по программе пожарно-технического минимума противоречат положениям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции, его целью являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.

В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При таких обстоятельствах в действиях МАУ «Дворец искусств», выразившихся в установлении требования о наличии документа об образовании, подтверждающего обучение по программе пожарно-технического минимума, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

07.08.2023 в адрес Ханты-Мансийского УФАС России во исполнение определения о назначении дела к рассмотрению от 31.07.2023 (исх.№ВТ/5363/23) от МАУ «Дворец искусств» поступили пояснения и запрошенные документы (вх.№7710-ЭП/23).

Из представленных документов и пояснений МАУ «Дворец искусств» Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что 25.01.2022 торги на оказание услуг по физической охране объектов и имущества с осуществлением контрольно-пропускного режима на объектах МАУ «Дворец искусств», извещение №32211035022 были приостановлены до рассмотрения жалобы (вх.№619-ЭП/22 от 24.01.2022), согласно извещения о закупке срок окончания подачи заявок 26.01.2022, соответственно закупка была на стадии приема заявок, рассмотрение поступивших заявок не осуществлялось, протоколы в ходе проведения закупки не составлялись.

Все изменения в документацию размещены ответчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке www.etp-region.

Кроме того, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание на следующее.

Пунктом 39 приказа МЧС от 12.12.2007 №645 установлено, что работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации, обучаются по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации.

Пунктом 1 приказа МЧС от 12.12.2007 №645 определено, что под организацией в Нормах пожарной безопасности понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно пункту 2 приказа МЧС от 12.12.2007 №645 ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих 4 организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В пунктах 34, 40, 41 приказа МЧС от 12.12.2007 №645 так же закреплено, что обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя. Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

Проверка знаний требований пожарной безопасности руководителей, специалистов и работников организации осуществляется по окончании обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя организации, состоящей не менее чем из трех человек.

Из приведенных норм права, в их совокупности, следует, что обязанность организовать обучение возлагается на руководителя организации, а обязанность обучиться возникает у работника организации.

В силу статей 273, 274 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) руководитель организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Согласно статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. В силу статьи 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Перечисленными нормами права установлено, что статус руководителя и работника возникает в результате оформления трудовых отношений, в связи с чем обязанность организовать обучение работников по программе пожарно-технического минимума существует у руководителя только в отношении работников, с которыми заключен трудовой договор.

При этом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание на то, что отражение в извещении о закупке требования о наличии у работников удостоверений о проверке знаний по пожарной безопасности удостоверений у работников охранных организаций должно быть в силу норм права. Тем самым условие о наличии удостоверения не является дополнительным и чрезмерным при проведении закупки.

Указанная правовая позиция подтверждается постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по делу №А75-3828/2023.

На основании представленных в материалы дела №086/01/17-1193/2023 документов и доказательств, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не подтверждено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции МАУ «Дворец искусств»по установлению требования о наличии документа об образовании, подтверждающего обучение по программе пожарно-технического минимума при проведении закупки на оказание услуг по физической охране объектов и имущества с осуществлением контрольно-пропускного режима на объектах МАУ «Дворец искусств», извещение №32211035022.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №086/01/17-1193/2023, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России действиях Муниципального автономного учреждения «Дворец искусств».

 

Председатель Комиссии -

Члены Комиссии

-

-

-

-

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны