Решение №086/07/3-1479/2022 Решение по жалобы №10942-эп/22 от 7 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№086/07/3-1495/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 01.11.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 07.11.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
<....> – <....>;
Члены комиссии:
<....> — <....>;
<....> — <....>;
в присутствии представителя Заказчика АУ ХМАО-Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» <....> посредством видео-конференц-связи;
в отсутствии Заявителя ООО ЧОО «Илир», уведомленного о рассмотрении жалобы надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Илир» (вх. от 24.10.2022 № 10942-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по обеспечению безопасности работников и сохранности имущества автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» извещение №32211746341, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) сообщает о поступлении жалобы ООО ЧОО «Илир» (вх. от 24.10.2022 № 10942-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» при проведении открытого конкурса в электронной форме 223-ФЗ на оказание услуг по обеспечению безопасности работников и сохранности имущества автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» извещение №32211746341.
Заявитель обжалует положения документации о закупке.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь «Положением о закупках товаров (работ, услуг) для нужд АУ ХМАО-Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» (далее-Положение о закупках).
Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок установлено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.
Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
07.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по обеспечению безопасности работников и сохранности имущества автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» извещение №32211746341.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- дата и время окончания срока подачи заявок – 23.10.2022 в 14:00 (мск);
- дата подведения итогов – 27.10.2022.
Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 24.10.2022, после окончания срока подачи заявок.
Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель указывает на неправомерность указанного Заказчиком требования в соответствии с положениями части 3 Технического задания, которым предусмотрено, что Исполнитель должен обеспечить прибытие на каждый из объектов Заказчика мобильной вооруженной группы в составе не менее 3 человек.
Заявитель обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 3.2 ГОСТа 59044-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны», мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования) должна состоять из работников частной охранной организации в составе не менее двух охранников.
Также Заявитель считает, что Положение о закупках содержит несоответствующее потребностям Заказчика требование, указывая на часть 3 технического задания, которой установлено требование о том, что при дневном режиме охраны по адресам, указанным в Приложении №1, охранник должен быть на объекте не позднее чем за час до начала оказания услуг и покидать пост не ранее чем через час после окончания оказания услуг для постановки/снятия на охрану объекта, осуществления обхода.
Заказчик с доводами Жалобы не согласен, просит признать Жалобу необоснованной в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу.
Заказчик, ссылаясь на ГОСТ 59044-2020 «Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны», указывает на описание термина следующим образом: «мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования): группа работников частной охранной организации в составе не менее двух охранников».
Описание объекта закупки Заказчиком не противоречит действующему законодательству и определено исходя из собственных потребностей. Помещения многофункциональных центров относятся к местам постоянного и массового пребывания людей и должны обеспечивать не только комфортное, но и безопасное нахождение в них заявителей. Законодательство устанавливает требования к группам быстрого реагирования, что в их составе должно быть 2 и более человек.
При формировании технического задания Заказчик руководствовался только необходимым и достаточным объемом требований, которые не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Помимо этого, Заказчик считает необоснованным обжалование Заявителем Технического задания в отношении времен нахождения охранника на объекте, указывая на то, что режим работы поста охраны установлен в течение работы многофункционального центра.
Предоставление государственных и муниципальных услуг заявителям осуществляется в течение полного рабочего времени. После закрытия помещения МФЦ, оно должно быть освобождено от посетителей, работников МФЦ, охранник должен осуществить обход и поставить объект под охрану на тревожную сигнализацию. Все эти услуги должны быть оказаны исполнителем в рамках Договора.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках).
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОО «Илир» (вх. от 24.10.2022 № 10942-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по обеспечению безопасности работников и сохранности имущества автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» извещение №32211746341, необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.