Решение №086/07/3-1612/2022 Решение по жалобе №12076-эп/22 от 5 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1612/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при

закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011

№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 30.11.2022 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 05.12.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

<....> – <....>;

Члены комиссии:

<....> – <....>;

<....> — <....>;

в присутствии представителя Заказчика ООО «Сургутские городские электрические сети», <....> посредством видео-конференц-связи;

в отсутствии Заявителя ООО ЧОО «Илир-24», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения;

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу жалобы ООО ЧОО «Илир» (вх. от 23.11.2022 № 12076-ЭП/22) (далее – Жалоба) на действия ООО «Сургутские городские электрические сети» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов ООО «СГЭС» на период с 01.02.2023-31.01.2025 гг., извещение № 32211843751, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО ЧОО «Илир» (вх. от 23.11.2022 № 12076-ЭП/22) (далее – Жалоба) на действия ООО «Сургутские городские электрические сети» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов ООО «СГЭС» на период с 01.02.2023-31.01.2025 гг., извещение № 32211843751.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь документацией о закупке №79 «Запрос предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов ООО «СГЭС» на период с 01.02.2023-31.01.2025 гг.». (далее-Положение о закупках).

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Как следует из представленных документов, 14.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов ООО «СГЭС» на период с 01.02.2023-31.01.2025 гг., извещение № 32211843751.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 48 785 127,12 (сорок восемь миллионов семьсот восемьдесят пять тысяч сто двадцать семь) рублей 12 копеек.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата и время окончания срока подачи заявок – 24.11.2022 в 11:00 (мск+2);

- дата подведения итогов – 08.12.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 23.11.2022, до даты и времени окончания срока подачи заявок.

Заявитель обжалует положения документации о закупке.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заявитель сообщает, что Заказчик в пункте 3.2. Описания объекта закупки установил неправомерное требование о том, что возраст сотрудников охраны не должен превышать 65 лет (При этом, как уточняет Заявитель, допуск сотрудников охраны женского пола осуществляется только по согласованию с Заказчиком).

Рассматривая вопрос о неправомерности установления указанного требования Заявитель отмечает, что в силу статьи 11.1 Закона №2487-1 право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

Частью 2 статьи 11.1. Закона №2487-1 установлено, что не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

7) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника либо представившие документ о квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения для работы в качестве частного охранника, со дня выдачи которого прошло более пяти лет;

8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа;

9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

12) повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

13) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

14) состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

Таким образом, частный охранник - это гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией.

Исходя из вышеизложенного, Заявитель делает вывод, что действующим законодательством не предусмотрено ограничений возрасту (кроме как достижение 18-ти летнего возраста) для лиц, получающих или получивших правовой статус частного охранника. Это в первую очередь обусловлено тем, что в соответствии со статьей 12 Закона №2487-1 Частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника. При этом, Заявитель отмечает, что если у частного охранника отсутствуют медицинские противопоказания для осуществления охранной деятельности, то его возраст никак не влияет на качество оказания охранных услуг.

В дополнение Заявитель указывает, что в соответствии с положениями статьи 3 ТК РФ установлено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Заказчик считает данный довод необоснованным в силу следующих возражений.

Так, Заказчик указывает на правомерность установки в пункте 3.2. Описания объекта закупки требование о том, что возраст сотрудников охраны не должен превышать 65 лет.

Требование к предельному возрасту охранников не является требованием к участнику закупки, а является требованием к способу исполнения договора. Данное требование не препятствует подаче заявителем заявки на участие в закупке. Заявитель самостоятельно оценивает свою возможность исполнить договор на условиях, определенных заказчиком.

Следующим доводом Жалобы Заявителя является указание на то, что в пункте 4.7. Описания объекта закупки Заказчиком установлено неправомерное требование о том, что у сотрудника охраны должно быть удостоверение по программе пожарно-технического минимума.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России в ходе рассмотрения Жалобы установлено, что ООО «СГЭС» включен в государственный реестр опасных производственных объектов (№А58-70731):

«Опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

На основании вышеизложенного Заказчик указывает в Положении о закупке в « 5. Раздел: Предмет договора» в подпункте 1.1:

«Исполнитель по заданию Заказчика и на условиях технического задания (Приложение №1 к Договору) принимает на себя обязательства:

- по защите от противоправных посягательств, обеспечению сохранности материально-технических ценностей и имущества, защите жизни и здоровья сотрудников и иных лиц, находящихся на территории объектов Заказчика;

- по реагированию на поступающие сообщения с систем охранно-пожарной сигнализации;»

А также в пункте «3. Обязанности исполнителя» указано:

«3.6. Обеспечивать соблюдение установленных правил пожарной безопасности на постах силами работников Исполнителя во время несения ими службы, а в случае обнаружения на объектах пожара или срабатывания охранно-пожарной сигнализации, а также при возникновении аварии, взрыва или при возникновении иных чрезвычайных ситуаций немедленно сообщить о случившемся в специальные службы, руководству Заказчика по телефону.

3.14. В срок не менее 3 (трех) дней с начала оказания услуг по Договору, Исполнитель обязан предоставить копию приказа о назначении ответственного лица за качество оказания услуг по договору, пожарную безопасность и охрану труда.

3.22 Сотрудники Исполнителя, задействованные в охране объектов обязаны:

- сотрудники охраны должны, быть обучены, проинструктированы и уметь действовать при возникновении чрезвычайных и нештатных ситуаций на объекте охраны (пожар, попытка проникновение на объект третьих лиц, попытка или хищение имущества, а также его повреждение, обнаружение подозрительных предметов, захват заложников и др.), принимать неотложные меры по локализации чрезвычайной или аварийной ситуации и устранению возможных последствий (в пределах своих возможностей, наличия необходимого инвентаря и оборудования, при этом соблюдая меры личной безопасности), незамедлительно сообщать о данных инцидентах в соответствующие службы, руководству Исполнителя и Заказчику;

- обладать навыками работы с системами пожарной, охранной сигнализации, оповещения, видеонаблюдения (следить за их срабатыванием) и уметь пользоваться средствами пожаротушения; »

В приложении №1 к договору «Техническое задание» в пункте 3 подпункте 3.7 «Требования к порядку оказания услуг» указано:

«- обеспечить круглосуточный прием и регистрацию тревожных извещений, поступающих от оборудования технических средств охраны и охранно-пожарной сигнализации;

- сотрудники охраны должны, быть обучены, проинструктированы и уметь действовать при возникновении чрезвычайных и нештатных ситуаций на объекте охраны (пожар, попытка проникновение на объект третьих лиц, попытка или хищение имущества, а также его повреждение, обнаружение подозрительных предметов, захват заложников и др.), принимать неотложные меры по локализации чрезвычайной или аварийной ситуации и устранению возможных последствий (в пределах своих возможностей, наличия необходимого инвентаря и оборудования, при этом соблюдая меры личной безопасности), незамедлительно сообщать о данных инцидентах в соответствующие службы, руководству Исполнителя и Заказчику;

- обладать навыками работы с системами пожарной, охранной сигнализации, оповещения, видеонаблюдения (следить за их срабатыванием) и уметь пользоваться средствами пожаротушения;»

А также в пункте 4 «Требования, предъявляемые к Участникам закупки» установлено:

«4.7. Сотрудники охраны Исполнителя, должны обладать знаниями пожарно-технического минимума и требований охраны труда по утвержденной программе для сотрудников охраны (работников). Предоставить копии удостоверений о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму (ПТМ) и знаний требований охраны труда (ТОТ) - руководства или ответственных лиц Исполнителя, при заключении договора по оказанию охранных услуг на объектах Заказчика, в течение месяца после заключения договора, по требованию Заказчика предоставить документы или выписки из журналов, подтверждающих прохождение сотрудниками охраны (работниками) ПТМ и ТОТ в охранном предприятии, по утверждённой программе.

4.13. Сотрудники охраны - Участника закупки, должны уметь обращаться с имеющимися техническими средствами охраны и сигнализациями контроля (система видеонаблюдения, система контроля и управления доступом, пожарно-охранная сигнализация, иные системы сигнализации и контроля объекта), владение компьютером на уровне пользователя.»

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, с учетом проведенного анализа Положения о закупках и письменных пояснений Заказчика установлено, что требование о наличии у работников исполнителя услуг знаний по пожарной безопасности не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, а обязательно на этапе заключения и исполнения договора. Указанное условие включено в целях безопасности охраняемого объекта заказчика, его сотрудников и прибывающих на объекте людей, так и в целях безопасности сотрудников самого исполнителя. Указанная практика является общепринятой и распространяется как на заказчика, так и на исполнителя.

Следовательно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства никаким образом не привели к нарушению прав заявителя на этапе подачи заявки и при проведении закупки.

При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает необоснованными доводы Жалобы Заявителя.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА :

 

Признать жалобу ООО ЧОО «Илир» (вх. от 23.11.2022 № 12076-ЭП/22) на действия ООО «Сургутские городские электрические сети» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов ООО «СГЭС» на период с 01.02.2023-31.01.2025 гг., извещение № 32211843751, необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны