Решение б/н решение по жалобе № 3242-эп-21 от 28 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по жалобе № 086/07/3-628/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.04.2021                         г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 28.04.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» врио заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

«________» – главный специалист-эксперт отдела Управления;

«________» – эксперт отдела Управления;

в присутствии представителя Заявителя посредством ВКС – «________» по доверенности;

в присутствии представителя Заказчика посредством ВКС – «________» по доверенности;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 16.04.2021 № 3242-ЭП/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «ГК Северавтодор» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки аккумуляторных батарей для Филиалов АО «ГК «Северавтодор», извещение № 32110182352, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 16.04.2021 № 3242-ЭП/21) «________» (далее – Заявитель) на действия АО «ГК «Северавтодор» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки аккумуляторных батарей для Филиалов АО «ГК «Северавтодор», извещение № 32110182352

Заявитель обжалует положения документации о закупке.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 23.04.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами Жалобы не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в АО «ГК «Северавтодор» (далее — Положение о закупке). Положение о закупке утверждено Решением Совета директоров АО «ГК «Свеверавтодор» (протокол от 27.12.2018 № 12/2018).

12.04.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110182352 о проведении аукциона в электронной форме.

Согласно извещению о закупке установлены следующие сроки:

дата начала срока подачи заявок: 12.04.2021 (мск+2);

дата и время окончания подачи заявок: 20.04.2021 в 10:00 (мск+2);

дата подведения итогов: 22.04.2021 (мск+2).

Заказчик обратился в Ханты-Мансийское УФАС России с жалобой на действия Заказчика 16.04.2021, то есть до окончания срока подачи заявок.

Заявитель обжалует положения закупочной документации, а именно подпункт 1.6.5 Документации о закупке, в соответствии с которым участник закупки должен представить «копию сертификата соответствия/качества, декларации соответствия, паспорта качества, иного документа, подтверждающего технические характеристики предлагаемого товара к поставке (при наличии)».

По мнению Заявителя, данное положение документации является избыточным требованием, ограничивает количество участников закупки. 

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Заказчик относится к хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, поэтому на него распространяются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, установленные Законом о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Статьей 2 Закона о закупках установлено, что Заказчик должен руководствоваться Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным Положением о закупке.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Подпунктом 9.5.1. пункта 9.5 статьи 9 Положения о закупке установлено, для участия в аукционе Участник закупки должен подготовить аукционную заявку в полном соответствии с требованиями аукционной документации.

В подпункте 9.5.2.1 пункта 9.5 статьи 91 Положения о закупке, подпункте 1.6.1пункта 1.6 документации о закупке изложен состав документов для потенциальных участников закупки, которые должны предъявить вместе с заявкой.

Подпунктом 1.6.5 Документации о закупке предусмотрено, что участник закупки вместе с заявкой представляет копии: сертификата соответствия/качества, декларации соответствия, паспорта качества, иного документа, подтверждающего технические характеристики предлагаемого товара к поставке (при наличии).

Согласно документации о закупке участнику закупки будет отказано в дальнейшем участии в закупке в случаях:

- несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам аукциона в электронной форме, установленным аукционной документацией;

- несоответствия аукционной заявки требованиям, установленным аукционной документацией;

- несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям аукционной документации;

- предоставления в составе аукционной заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки;

- подачи двух и более заявок от одного Участника при условии, что ранее поданные заявки не отозваны;

- непредставления обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки.

Из объяснений Заказчика установлено, что в случае отсутствия документов, указанных в подпункте 1.6.5 Документации о закупке, Заказчик не отклоняет заявку участника закупки, так как требование не является обязательным.

Как следует из представленных материалов, Заявитель не подавал заявку на участие в запросе котировок, не является участником закупки. Заявитель также не обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, требования, установленные в пп. 1.6.5 Документации о закупке, применяются в равной степени ко всем участникам закупки. Непредставление документов, предусмотренных пп. 1.6.5 Документации о закупке, не влечет отклонение заявки участника, следовательно, не ограничивает круг участников закупки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу «________» (вх. от 16.04.2021 № 3242-ЭП/21) на действия Заказчика АО «ГК Северавтодор» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки аккумуляторных батарей для Филиалов АО «ГК «Северавтодор», извещение № 32110182352, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                      «________»

 

Члены Комиссии:                                                  «________»

                                                                                                                                                                                                                    «________»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны