Решение б/н решение по жалобе № 11094-эп/21 от 23 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1642/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.11.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 23.11.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — «________»;

Члены комиссии:

«________» — «________»

«________» — «________»

в присутствии представителей Заявителя  - «________» и «________» по доверенности  посредством видео-конференц-связи;

в присутствии представителя Заказчика — «________» по доверенности посредством видео-конференц-связи;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 10.11.2021 № 11094-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по реконструкции ПС 110/10 кВ Зиново Южного ТПО (установка защит и автоматики) филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети, извещение № 32110666424, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_______» (далее - Заявитель) на действия АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по реконструкции ПС 110/10 кВ Зиново Южного ТПО (установка защит и автоматики) филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети, извещение № 32110666424

Заявитель в своей жалобе указывает, что закупочная комиссия Заказчика необоснованно снизила оценку заявки Заявителя, не расшифровала детально расчет баллов по каждому критерию в протоколе оценки заявок.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 23.04.2020. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).

Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок установлено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

23.09.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110666424 о проведении открытого конкурса в электронной форме. В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 23.09.2021 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 11.10.2021 в 14:00 (мск+2);

- дата рассмотрения вторых частей заявок – 27.10.2021; 

- дата подведения итогов – 29.10.2021 (мск+2).

Итоговый протокол опубликован в ЕИС 01.11.2021. Жалоба Заявителя зарегистрирована в Ханты-Мансийском УФАС России 10.11.2020, с соблюдением десятидневного срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

01.11.2021 опубликован Протокол подведения итогов конкурса 2181183 в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (с учетом переторжки), в соответствии с которым заявке Заявителя присвоено третье место.

Заявитель не согласен с итогами закупки, указывает в своей Жалобе, что итоги закупки и выбор победителя закупки произведены с нарушением требований Закона закупках, поскольку Заказчиком неправомерно не рассмотрен и не учтен представленный Заявителем опыт по выполненным аналогичным работам (в том числе по демонтажным работам, по строительно-монтажным работам оборудования, по пуско-наладочным работам).

В Справке для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров (Приложение №2 ко второй части заявки на участие в закупке от 08.10.2021 №790) Заявителем представлен опыт аналогичных работ, подтвержденный представленными в составе заявки документами (Договоры, Акты по форма КС-2, КС-3, КС-14) на сумму 706 921 634,76 руб. (с НДС).

В соответствии с экспертной оценкой заявок участников (приложение к итоговому протоколу) Заявителю по критерию «опыт аналогичных работ» присвоена средняя оценка с учетом весового коэффициента 1 балл. Итоговая оценка заявки Заявителя – 25,24 балла.  

Заявитель считает, что исходя из присвоенного балла Заказчиком не принят во внимание больший объем выполненных аналогичных работ, подтвержденный Заявителем соответствующими документами, подтверждающими, в свою очередь, выполнение аналогичных работ в полном объеме.

Таким образом, Заявитель считает, что Конкурсная комиссия осуществила закупку с нарушением требований Закона №223-ФЗ и порядка осуществления закупки, утвержденного и размещенного в единой информационной системе Заказчиком в Документации о закупке.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по следующим основаниям.

Закупочная деятельность АО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утверждённым решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334). АО «Россети Тюмень» присоединено решением Совета директоров АО «Тюменьэнерго» (протокол № 22/18 от 28.12.2018) (далее - Стандарт закупок, Положение о закупках).

Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок предусмотрено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам, устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.

Согласно п. 11 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Закупочной документации, конкурс включал следующий порядок этапов закупки:

- рассмотрение первых частей заявки;

- рассмотрение и оценка вторых частей заявки;

- сопоставление дополнительных ценовых предложений участников закупки о снижении цены договора;

- подведение итогов.

Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок Участников № 32110666424/0031-2 от 27.10.2021 на участие в закупке поступило 4 заявки.  Одна заявка была отклонена Заказчиком, остальные три заявки допущены к участию в закупке. Заявитель является участником закупки.

На этапе «Сопоставление дополнительных ценовых предложений участников закупки о снижении цены договора» все три участника снизили свои ценовые предложения. Итоговые предложения участников, а также оценка их заявок по каждому критерию содержится в приложении к Протоколу заседания комиссии о подведении итогов по закупке № 32110666424/2021.0031-4 от 29.10.2021.

В соответствии с п. 23 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Закупочной документации, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке определены в приложении № 3 к Закупочной документации.

Согласно пункту 2 приложения № 3 к документации о закупке при оценке заявки учитываются следующие критерии с весовыми значениями:

- цена заявки – 70%;

- наличие опыта выполнения аналогичных работ/услуг/поставок – 10%;

- наличие квалифицированных кадровых ресурсов – 10%;

- наличие материально-технических ресурсов – 10%.

По неценовому критерию «наличие опыта выполнения аналогичных работ/услуг/поставок» оцениваются конкретные виды аналогичных работ/услуг/поставок за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке.   Аналогичными с предметом закупки работами/услугами/поставками являются завершенные работы/услуги/поставки, указанные в Техническом задании (приложение 1 к настоящей документации) за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке, не имеющие рекламаций и претензий по исполнению договорных обязательств.

Балл

Порядок оценки по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ/услуг/поставок»

0

 

-80,1%...-100%

Оценивается разница в % между объемом выполненных аналогичных работ/услуг/поставок и объема, требуемого к выполнению работ/услуг/поставок в денежном выражении.
Расчет значения производится по следующей формуле:

 

Roi=OAiOAmax*100-100



Roi - разница в % между объемом выполненных аналогичных работ/услуг/поставок и объема, требуемого к выполнению работ/услуг/поставок в денежном выражении i-й заявки по критерию Опыт выполнения аналогичных договоров;

Полученное значение соотносится с установленным баллом оценки согласно утвержденной шкале по данному показателю.

ОАmax -  объем аналогичных договоров, требуемый к выполнению работ/услуг/поставок в денежном выражении, равный начальной (максимальной) цене договора без НДС, установленной в Конкурсной документации;

ОАi - объем выполненных аналогичных работ/услуг/поставок в денежном выражении i-го участника.


В случае отсутствия в составе заявки справки об опыте выполнения аналогичных работ по форме, установленной в документации о закупке, заявке данного участника по оцениваемому критерию Roi присваивается значение 0 баллов.

 

В случае отсутствия сумм аналогичных работ по договору, указанному в справке об опыте выполнения аналогичных работ, такой договор при оценке заявки учитываться не будет.

 

10

 

-60,1%...-80%

20

 

-40,1%...-60%

30

 

- 20,1%...-40%

40

 

- 0,1% … - 20%

50

 

 

0%...20%

60

 

 

20,1%...40%

70

 

40,1%....60%

80

 

60,1%...80%

90

 

80,1%....100%

100

 

Более 100%

В подтверждение опыта участнику закупки необходимо представить Справку, в которой необходимо указать перечень и объемы работ, аналогичных с предметом закупки. В случае, если договор включал в себя комплекс работ, в том числе аналогичные предмету закупки, в справке необходимо кроме указания предмета договора выделить отдельно работы аналогичные предмету закупки. Наличие аналогичных предмету закупки договоров/аналогичных предмету закупки работ в составе комплексных работ в обязательном порядке будут учитываться при оценке Заявок участников.

Также, Закупочной документацией было определено, что если договор включал в себя комплекс работ, в том числе аналогичные предмету закупки, в справке необходимо кроме указания предмета договора выделить отдельно работы аналогичные предмету закупки. Наличие аналогичных предмету закупки договоров/ аналогичных предмету закупки работ в составе комплексных работ в обязательном порядке будут учитываться при оценке Заявок участников). Согласно форме справки для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров (форма №4 к Закупочной документации) установлено, что участник должен в справке, кроме указания предмета договора, выделить отдельно работы аналогичные предмету закупки и их сумму. Данные условия Закупочной документации установлены для возможности учета суммы аналогичных работ, которые входили в комплекс работ по договору, указанному в справке участника, для последующего подсчета баллов.

Также участникам разъяснено, что конкретные виды аналогичных работ/услуг/поставок указаны в Техническом задании (приложение 1 к настоящей документации) за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке.

Аналогичными с предметом закупки работами/услугами/поставками являются завершенные работы/услуги/поставки, указанные в Техническом задании (приложение 1 к настоящей документации) за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке, не имеющие рекламаций и претензий по исполнению договорных обязательств, (страница 17 Приложения №3 к Закупочной документации).

Согласно Технического задания (Приложение №1 к Закупочной документации) предметом закупки (работ) является «установка защиты и автоматики на ПС 110/10 кВ» (далее по тексту - «РЗА»).

Рассмотрев заявки участников были рассчитаны следующие баллы по второму критерию:

Из справки к расчету как аналогичные предмету закупки работы учтены следующие договоры: договор 6 (п.1 справки 2 лист) на сумму 20 272 681,60 рублей так как предмет договор полностью является аналогичным с предметом закупки, а именно работы по РЗА на общую сумму 20 272 681,60 рублей.

Остальные суммы договоров не приняты к расчету по следующим обстоятельствам:

     договор 1 на сумму 276 800 000,00 (Договор включал в себя комплекс работ по строительству СЭС, а аналогичные предмету закупки работы и их сумма в справке не выделены/указаны);

    договор 2 на сумму 294 870 205,72 (Договор включал в себя комплекс работ по строительству СЭС, а аналогичные предмету закупки работы и их сумма в справке не выделены/указаны);

      договор 3 на сумму 11 501 269,47 (Дата завершения работ по договору 12.09.2018г., что не соответствует требованиям Закупочной документации, а именно Участником должны быть предоставлены работы, аналогичные предмету закупки за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке, то есть за период с 23.09.2018г. по 23.09.2021);

    договор 4 на сумму 12 993 403,62 (Дата завершения работ по договору 12.07.2018г., что не соответствует требованиям Закупочной документации, а именно Участником должны быть предоставлены работы, аналогичные предмету закупки за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке, то есть за период с 23.09.2018г. по 23.09.2021);

    договор 5 на сумму 17 747 200,00 (Предмет договор не является аналогичным с предметом закупки. Аналогичные предмету закупки работы и их сумма в справке не выделены/не указаны);

     договор 7 на сумму 25 105 215,83 (Договор включал в себя комплекс работ по строительству объекта, а аналогичные предмету закупки работы и их сумма в справке не выделены/не указаны);

     договор 8 на сумму 7 028 017,62 (Договор включал в себя комплекс работ по строительству объекта, а аналогичные предмету закупки работы и их сумма в справке не выделены/не указаны);

     договор 9 на сумму 34 003 640,90 (Предмет договор не является аналогичным с предметом закупки. Аналогичные предмету закупки работы и их сумма в справке не выделены/не указаны);

     договор 10 на сумму 6 600 000,00 (Договор включал в себя комплекс работ по строительству объекта, а аналогичные предмету закупки работы и их сумма в справке не выделены/не указаны).

         Roi = (20 272 681,60/ 51 668 028,12)*100-100= - 60,76% - 60,76% по шкале баллов составляет 10.

Из представленного Заказчиком расчета баллов по каждому критерию следует, что закупочной комиссией при сопоставлении заявок участников применен единый подход порядка оценки заявок участников, определенный в Закупочной документации.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком АО «Россети Тюмень» Закона о закупках, не нашли подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу жалобу «________» (вх. от 10.11.2021 № 11094-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по реконструкции ПС 110/10 кВ Зиново Южного ТПО (установка защит и автоматики) филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети, извещение № 32110666424, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                         «________»

 

Члены Комиссии:                                                                    «________»

                                                                                                           

                                                                                                   «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны