Решение №ВТ/4609/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 6197-ЭП/24 от 8 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-982/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.07.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 08.07.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- ***;

Члены комиссии:

- ***;

- ***;

в отсутствии на заседании комиссии заявителя ООО «***;

в присутствии на заседании комиссии в здании Управления представителя заказчика Муниципальное предприятие ***,

рассмотрев жалобу ООО *** (вх. № 6197-ЭП/24 от 24.06.2024) (далее - Жалоба),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО *** (вх. № 6197-ЭП/24 от 24.06.2024)(далее - Заявитель) на действия Муниципальное предприятие *** (далее - Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на микробиологические и химические исследования воды 54 ЕП (реестровый номер извещения 32413724245).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу исх. № ВТ/4283/24 от 25.06.2024 рассмотрение Жалобы назначено на 02.07.2024.

В назначенную дату, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что указанное выше уведомление не поступило в сторону заявителя ООО ***.

На основании изложенного, в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России продлила срок принятия решения по Жалобе до 04.07.2024.

В назначенную дату рассмотрение Жалобы состоялось.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

Согласно сведениям о проводимой закупке (Документация о закупке у единственного поставщика на право заключения договора на микробиологические и химические исследования воды) ввиду особенностей выбранного способа закупки размещение извещения о закупке на официальном сайте носит информационный характер и не имеет целью отбор участников закупки для заключения договора с Заказчиком.

Способ осуществления закупки: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч. 3.2. ст. 3. Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

На основании ст. 3.6. Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Согласно Положению о закупках товаров, работ услуг муниципального предприятия *** (далее - Положение о закупках), утвержденного и.о. директора *** Заказчик вправе использовать конкурентные и неконкурентные закупки (п. 5.2.).

В п. 5.2.2. Положения о закупке указаны способы осуществления конкурентных закупок, в том числе: начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 300 000 000 руб. (пп. 5.2.2.5.3.).

В соответствии с п. 5.2.3. Положения о закупке неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным выше. Неконкурентная закупка осуществляется способом закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения торгов. Начальная (максимальная) цена договора не превышает 500 000 руб., за исключением закупки у единственного поставщика, предусмотренного п. 10.3.12. настоящего Положения.

Выбор способа закупки товаров, работ и услуг осуществляется исходя из стоимости, вида, срока, необходимости конкретной закупки (п. 5.3.).

Процедуры, связанные с закупкой, должны осуществляться в полном соответствии с требованиями Федерального закона и настоящего Положения (п. 5.6).

В главе 10 «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» Положения о закупке описана процедура закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе, в случае, когда осуществляются разовые закупки товаров, работ, услуг для нужд Заказчика на сумму, не превышающую 300 000 (триста) тысяч рублей 00 копеек по одной сделке (п. 10.3.20.).

Заказчиком указано обоснование выбора Единственного поставщика: п. 10.3.20, главы 10 Положения о закупке товаров, работ, услуг Муниципального предприятия ***.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. 

Обычная практика предполагает конкурентную процедуру, когда заказчик рассматривает заявки потенциальных поставщиков и останавливается на той из них, которая предлагает самые привлекательные условия. И только в том случае, когда обстоятельства вынуждают заключить контракт с единственным доступным поставщиком, приходится выбирать неконкурентный способ закупки.

Положения Закона о закупках допускают сделку с единственным поставщиком, когда иные методы невозможны или нецелесообразны.

В связи с этим заказчик обязан оформить пакет документов, содержащий следующую информацию: аналитический отчет, обосновывающий необходимость неконкурентного способа закупки, обзор цен сегмента рынка, к которому относится объект сделки, с обоснованием выбора поставщика, официальное обращение для согласования сделки, проект контракта, извещение о закупке у единственного поставщика.

То есть, если заказчик прибегает к неконкурентному способу закупки, то он обязан обосновать свой выбор, изложить в специальном отчете, по каким причинам проводится сделка с единственным поставщиком.

Установленный в п. 2 ч. 1 ст. Закона о закупках принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки не позволяет заказчику проводить лишь неконкурентные закупки.

На основании изложенного, Заявитель просит дать разъяснения действиям Заказчика и проверить обеспечение максимального соответствия процедуры заключения контракта с единственным поставщиком законодательным нормам, в том числе обоснованность выбора Заказчиком - Муниципальным предприятием «Ханты-Мансийскгаз» муниципального образования город Ханты-Мансийск неконкурентного способа размещения заказа и необходимость выбора единственного поставщика.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 6509/24 от 02.07.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг Муниципального предприятия ***, утвержденного 21.08.2023 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки у единственного поставщика (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 20.06.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 103 304,40 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 21.06.2024.

Заказчик относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Под неконкурентной закупкой понимается закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно пункту 3.2. статьи 3 Закона о закупках, способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии со статьей 3.6. Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Порядок осуществления неконкурентных закупок установлен Заказчиком в главе 10 Положения о закупке.

Пунктом 10.3.20 главы 10 Положения о закупке Заказчиком предусмотрено, что процедура закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае разовой закупки товаров, работ, услуг для нужд Заказчика на сумму, не превышающую 300 000 (триста) тысяч рублей 00 копеек по одной сделке.

Так, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что на официальном сайте в ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети интернет (https://zakupki.gov.ru/) Заказчиком 20.06.2024 размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) микробиологических и химических исследований воды 54 ЕП, а 21.06.2024 размещен протокол № 54 ЕП заседания комиссии по закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пункта 10.3.20 главы 10 Положения о закупке.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что Положение о закупке было утверждено и размещено на официальном сайте в установленные Законом о закупках сроки, а рассматриваемая закупка осуществлялась Заказчиком в соответствии с нормами Положения о закупке.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полагает, что Заказчиком соблюдены требования Положения о закупке при организации и проведении обжалуемой Заявителем процедуры закупки у единственного поставщика.

Исходя из изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России находит доводы жалобы Заявителя неподтвержденными, вследствие чего по доводам жалобы Заявителя Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не усматривает нарушений порядка организации и проведения закупки в действиях Заказчика.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО *** (вх. № 6197-ЭП/24 от 24.06.2024) на действия Муниципальное предприятие *** при проведении закупки у единственного поставщика на микробиологические и химические исследования воды 54 ЕП (реестровый номер извещения 32413724245), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны