Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/17-791/2020 О НАРУШЕНИ... от 4 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/17-791/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

04 июня 2020 года                                                                              г.Ханты-Мансийск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре поступило заявление и материалы прокуратуры города Нягани (вх.№02-3542 от 30.04.2020), содержащие сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации города Нягани при проведении конкурсного отбора на право заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации объекта образования: «Средняя общеобразовательная школа в Восточном микрорайоне г.Нягани на 1125 мест (Общеобразовательная организация с углубленным изучением отдельных предметов с универсальной безбарьерной средой)».

В ходе рассмотрения материалов установлено следующее.

Порядок проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях).

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты образования.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Постановлением Администрации г.Нягани от 01.03.2019 №736 «О принятии решения о заключении концессионного соглашения» решено провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения (далее – конкурс) о создании и эксплуатации объекта образования: «Средняя общеобразовательная школа в Восточном микрорайоне г. Нягани на 1125 мест (Общеобразовательная организация с углубленным изучением отдельных предметов с универсальной безбарьерной средой)» (далее – концессионное соглашение).

Этим же постановлением утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения (далее – Конкурсная документация).

Согласно приложению 1 к части 1 Конкурсной документации организатором конкурса является Администрация г.Нягани.

06.03.2019 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru опубликовано сообщение №060319/6536952/01 о проведении открытого конкурса на право заключения Концессионного соглашения, размещена конкурсная документация.

Заявки на участие в конкурсе принимаются по рабочим дням с 11.03.2019 по 19.04.2019 в период с 09:00 до 12:30 и с 14:00 до 17:30 по местному времени по адресу: г.Нягань, <<___>>, Комитет образования и науки Администрации города Нягани, <<___>>.

Разделом 3 части 2 Конкурсной документации установлены квалификационные требования к Заявителю, которыми он должен обладать для того, чтобы пройти предварительный отбор и быть допущенным к Конкурсному отбору.

Согласно пункту 3.1.1 части 2 Конкурсной документации Заявитель должен подтвердить свою финансовую состоятельность, представив письмо банка (кредитной организации) о готовности финансирования Заявителя на общую сумму не менее <<___>> (<<___>>) рублей (или эквивалента в другой валюте) или доказательства наличия балансовой стоимости чистых активов (для кредитных организаций – собственных средств) в совокупности не менее <<___>> (<<___>>) рублей (или эквивалента в другой валюте), а именно: расчет оценки стоимости чистых активов, копия бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период на дату подачи Заявки.

Пунктом 3.2 части 2 Конкурсной документации предусмотрено, что Заявитель должен подтвердить, что обладает опытом по созданию объектов капитального строительства (одного объекта или более за последние 3 года) на территории Российской Федерации, имеет необходимые разрешения (лицензии) или допуски к отдельным видам работ для осуществления деятельности по созданию объектов капитального строительства.

Этот опыт должен быть проиллюстрирован в свободной форме следующим описанием выполненных работ по каждому объекту:

- опыт создания объекта капитального строительства;

- наименование объекта строительства и его месторасположение;

- дата начала строительства и дата ввода в эксплуатацию объекта (подтверждается документом Заявителя, свидетельствующим о вводе объекта в эксплуатацию и (или) постановке его на баланс Заявителя или участника Заявителя;

- технические характеристики построенного объекта.

Согласно части 6 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях в случае, если по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок на участие в конкурсе, конкурс по решению концедента, принимаемому на следующий день после истечения этого срока, объявляется несостоявшимся.

В силу части 6 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях в случае объявления конкурса несостоявшимся в соответствии с частью 6 статьи 27 настоящего Федерального закона, концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку в порядке, установленном настоящей статьей, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся. В случае, если заявитель и представленная им заявка на участие в конкурсе соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, концедент в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся вправе предложить такому заявителю представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации. Срок представления заявителем этого предложения составляет не более чем шестьдесят рабочих дней со дня получения заявителем предложения концедента. Срок рассмотрения концедентом представленного таким заявителем предложения устанавливается решением концедента, но не может составлять более чем пятнадцать рабочих дней со дня представления таким заявителем предложения. По результатам рассмотрения представленного заявителем предложения концедент в случае, если это предложение соответствует требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принимает решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается конкурсной комиссией в случае, если:

1) заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам конкурса и установленным частью 1 настоящей статьи;

2) заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам на участие в конкурсе и установленным конкурсной документацией;

3) представленные заявителем документы и материалы неполны и (или) недостоверны;

4) задаток заявителя не поступил на счет в срок и в размере, которые установлены конкурсной документацией, при условии, что конкурсной документацией предусмотрено внесение задатка до даты окончания представления заявок на участие в конкурсе.

Аналогичные основания для отказа заявителю в допуске к участию в конкурсе содержатся в пункте 7.5.2 части 2 Конкурсной документации.

Согласно протоколу №1 от 22.04.2019 на участие в конкурсе до окончания срока подачи заявок (19.04.2019) поступила одна заявка – от ООО «Социальная инфраструктура» (дата и время подачи заявки – 18.04.2019 в 17:00). Конкурс объявлен несостоявшимся. Конкурсной комиссии предписано в течение трех рабочих дней вскрыть конверт с единственной представленной заявкой и рассмотреть эту заявку в порядке, установленном статьями 28, 29 Закона о концессионных соглашениях и конкурсной документацией.

Протоколом №2 от 25.04.2019 Конкурсной комиссией по результатам вскрытия конвертов установлено наличие в составе заявке ООО «Социальная инфраструктура» всех документов и материалов, установленных конкурсной документацией.

Из протокола №3 от 25.04.2019 следует, что Конкурсной комиссией принято решение о соответствии заявки ООО «Социальная инфраструктура» требованиям Конкурсной документации и Закона о концессионных соглашениях. В связи с признанием конкурса несостоявшимся решено предложить ООО «Социальная инфраструктура» представить в Конкурсную комиссию предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации.

Вместе с тем, ООО «Социальная инфраструктура» не представлены и не могли быть представлены документы, подтверждающие наличие опыта по созданию объектов капитального строительства (одного объекта или более за последние 3 года) на территории Российской Федерации, поскольку из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, общество создано только 06.03.2019.

Пунктом 3.3.1 части 2 Конкурсной документации установлено, что подтверждение соответствия установленным квалификационным требованиям к Заявителю возможно путем подтверждения соответствия Заявителя указанным требованиям или путем подтверждения соответствия указанным требованиям в отдельности или в совокупности следующих лиц:

3.3.1.1. учредитель/акционер (участник) Заявителя, владеющий не менее 25 % акций/долей участия Заявителя, основные (материнские) общества указанного учредителя/акционера (участника) Заявителя, а также учредитель/акционер (участник), владеющий не менее 25 % акций/долей основного (материнского) общества, учредителя/акционера (участника) Заявителя; либо

3.3.1.2. любым одним или несколькими товарищами, являющимися членами простого товарищества, если такое простое товарищество (лица, действующие в составе простого товарищества) является Заявителем, при условии, что между такими лицами-членами простого товарищества заключен договор о совместной деятельности (договор простого товарищества, соглашение о консорциуме или иной договор в зависимости от правопорядка), имеющий обязательную силу для указанных лиц, и если целью деятельности такого товарищества является участие в реализации проекта; либо

3.3.1.3. лица, входящие в Группу лиц учредителей/акционеров (участников) Заявителя и (или) Группу лиц основных (материнских) обществ таких учредителей / акционеров (участников); либо

3.3.1.4. лица, заключившие с Заявителем рамочный договор (в соответствии со статьей 429.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации) или (и) предоставившие письмо о намерениях в подтверждение согласия таких лиц на участие в реализации Концессионного соглашения в случае победы Заявителя в Конкурсе. Указанные документы должны определять права и обязательства таких лиц по отношению к Заявителю.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях при проведении предварительного отбора конкурсная комиссия определяет соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к концессионеру на основании пункта 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях одной из сторон концессионного соглашения является концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Таким образом, в силу положений названных правовых норм подтверждение соответствия установленным квалификационным требованиям может подтверждаться непосредственно лицами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях.

Следовательно, установление квалификационных требований к заявителю путем подтверждения соответствия таким требованиям в отдельности или в совокупности лиц, перечисленных в подпунктах 3.3.1.1, 3.3.1.3, 3.3.1.4 пункта 3.3.1 части 2 Конкурсной документации, противоречит пункту 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях.

Соответственно, опыт ООО «Литана» по созданию объектов капитального строительства мог являться подтверждением соответствия ООО «Социальная инфраструктура» установленным квалификационным требованиям при наличии заключенного между указанными лицами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

По смыслу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 161, пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) считается заключенным при соблюдении простой письменной формы.

Представленное в составе заявки гарантийное письмо ООО «Литана» от 16.04.2019, а также соглашение между ООО «Литана» и ООО «Социальная инфраструктура» от 16.04.2019 о намерениях участия в реализации проекта концессионного соглашения в понимании пункта 1 статьи 1041, пункта 1 статьи 432, подпункта 1 пункта 1 статьи 161 ГК РФ договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) не являются.

В связи с изложенным опыт ООО «Литана» по созданию объектов капитального строительства в соответствии с требованиями пункта 3.2 части 2 Конкурсной документации не подлежит зачету в качестве подтверждения опыта ООО «Социальная инфраструктура» в указанной сфере.

Соответственно, заявка ООО «Социальная инфраструктура» не соответствует пункту 3.2 части 2 Конкурсной документации, в связи с чем, Конкурсной комиссии надлежало принять решение об отказе обществу в допуске к участию в конкурсе на основании пункта 7.5.2 Конкурсной документации, части 3 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях.

Вместе с тем, 30.04.2019 (исх. №2019) Администрацией г.Нягани в адрес ООО «Социальная инфраструктура» было направлено уведомление о том, что его заявка соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией и частью 1 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях. Заявителю предложено представить в Конкурсную комиссию предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документацией.

Пунктом 2.2.4 части 3 Конкурсной документации установлено, что в составе конкурсного предложения участником конкурса должно быть представлено, в том числе, письменное подтверждение участником конкурса того, что все документы и сведения, включенные в состав заявки на участие в конкурсе, остались без изменения и соответствуют действительности на момент подачи конкурсного предложения. В случае изменений необходимо представить подтверждение того, что участник конкурса с учетом таких изменений применительно к ранее представленной заявке на участие в конкурсе соответствует требованиям части 2 «Предварительный отбор» Конкурсной документации и что Конкурсная комиссия была предварительно уведомлена о таких изменениях и одобрила их, с предоставлением дополнительных документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям Конкурсной документации, если предоставление таких документов может требоваться на основании положений части 2 «Конкурсный отбор» Конкурсной документации.

Согласно части 3 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях решение о несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации принимается конкурсной комиссией в случае, если:

1) участником конкурса не представлены документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией, подтверждающие соответствие конкурсного предложения требованиям, установленным конкурсной документацией, и подтверждающие информацию, содержащуюся в конкурсном предложении;

2) условие, содержащееся в конкурсном предложении, не соответствует установленным параметрам критериев конкурса и (или) предельным значениям критериев конкурса;

3) представленные участником конкурса документы и материалы недостоверны.

Аналогичные основания содержатся  в пункте 6.8 части 3 Конкурсной документации.        

Пунктом 6.8 части 3 Конкурсной документации также предусмотрено, что выявление несоответствия участника конкурса или его конкурсного предложения требованиям Конкурсной документации может являться основанием для отстранения участника конкурса от дальнейшего участия в конкурсе. В указанном случае оценка конкурсного предложения по критериям конкурса не проводится.

При подаче заявки в качестве подтверждения финансовой состоятельности ООО «Социальная инфраструктура» представлено письмо <<___>> от 17.04.2019 №1791-01-исх/196, которым банк подтвердил возможность предоставления денежных средств ООО «Социальная инфраструктура» в размере до <<___>> рубля для реализации проекта концессионного соглашения.

Позднее при подаче конкурсного предложения ООО «Социальная инфраструктура» представлено предложение <<___>> от 23.05.2019 №1791-исх об условиях финансирования проекта концессионного соглашения на сумму <<___>> рублей.

Вместе с тем, ООО «Социальная инфраструктура» представило письмо-заверение к конкурсному предложению от 29.05.2019, в котором указало, что все документы и сведения, включенные в состав заявки на участие в конкурсе, остались без изменения и соответствуют действительности на момент подачи конкурсного предложения.

Однако в нарушение пункта 2.2.4 части 3 Конкурсной документации подтверждение того, что ООО «Социальная инфраструктура» с учетом названных изменений применительно к ранее представленной заявке на участие в конкурсе соответствует требованиям части 2 «Предварительный отбор» Конкурсной документации не представлено.

Расчет оценки стоимости чистых активов, копия бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период на дату подачи заявки ООО «Социальная инфраструктура» к конкурсному предложению не приложены.

Таким образом, ООО «Социальная инфраструктура» не подтвердило соответствие квалификационным требованиям, предусмотренным 3.1.1 части 2 Конкурсной документации, а именно: не представило письмо банка (кредитной организации) о готовности финансирования на общую сумму не менее <<___>> рублей или доказательства наличия балансовой стоимости чистых активов в совокупности не менее <<___>> рублей.

С учетом изложенного ООО «Социальная инфраструктура» не соответствует квалификационным требованиям, установленным пунктом 3.1.1 части Конкурсной документации.

При этом в нарушение пункта 6.8 части 3 Конкурсной документации, части 3 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях Конкурсная комиссия приняла решение о наличии в составе конкурсного предложения ООО «Социальная инфраструктура» всех документов и материалов, установленных конкурсной документацией (протокол №4 от 05.06.2019), признать общество победителем конкурса (протокол №5 от 06.06.2019), заключить концессионное соглашение с ООО «Социальная инфраструктура» (протокол №6 от 10.06.2019).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 28.12.2010 №11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Установленные Законом о концессионных соглашениях требования исключают возможность заключения концессионного соглашения с заявителем, которым не были представлены документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией.

В рассматриваемом случае условием доступа на рынок капитального строительства города Нягани является заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

Однако, поскольку установленный действующим законодательством порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения и порядок заключения данного соглашения Администрацией г.Нягани соблюден не был, доступ на рынок капитального строительства получен ООО «Социальная инфраструктура» неправомерно.

Принятие решения о заключении концессионного соглашения с заявителем, которым не были представлены документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией (не представлены документы, подтверждающие финансовую состоятельность и наличие опыта создания объектов капитального строительства), вне зависимости от того, участвовали ли в конкурсе на право заключения концессионного соглашения один или несколько участников, не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.

Таким образом, в действиях Администрации г.Нягани, выразившихся в утверждении конкурсной документации с нарушением пункта 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях, необоснованном допуске ООО «Социальная инфраструктура» к участию в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения и заключении концессионного соглашения с лицом, несоответствующим квалификационным требованиям, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 20.05.2020 №121 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией города Нягани (30 лет Победы ул., д.8, г.Нягань, ХМАО-Югра, 628186) части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, , руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело №086/01/17-791/2020 к рассмотрению на 07 июля 2020 года в 11 час. 30 мин. по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.27, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя: прокуратуру города Нягани (Сибирская ул., д.12, пом.2, г.Нягань,  628183).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Администрацию города Нягани (30 лет Победы ул., д.8, г.Нягань, 628186).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица: Общество с ограниченной ответственностью «Социальная инфраструктура» (Парковая ул., д.92а, офис 6, г.Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, 628011).

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица: Общество с ограниченной ответственностью «Литана» (Водная ул., д.10, г.Калининград, 236004).

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрации города Нягани, представить в срок до 01 июля 2020 года следующие документы (информацию):

  •  копию устава города Нягани;
  •  письменные объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  •  другие документы в обоснование своей позиции по данному делу.

Непредставление или несвоевременное представление документов (информации) в антимонопольный орган влечет за собой административную ответственность, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) их представителей с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна. В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

Принять дистанционное участие в рассмотрении дела возможно посредством интернет-видеоконференции с использованием плагина VideoMost ActiveX control или VideoMost plugin, который можно скачать, перейдя по ссылке[1].     

- для целей принятия участия в рассмотрении дела, Сторонам необходимо перейти по гиперссылке <<___>>, ID <<___>>, пароль <<___>>. Ссылка на инструкцию по дистанционному участию: https://fas.gov.ru/spheres/5;

- сторонам направить на адрес электронной почты Ханты-Мансийского УФАС России to86@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела.      

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     А.Г. Миронов

 


[1]              Технические требования: компьютер с операционной системой Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 8, или Mac OS X. Выход в интернет. Веб-камера, микрофон и колонки (или наушники) – встроенные или внешние, любой современный браузер, установленное в браузер ПО (ВКС-плагин, ActiveX).

                Ссылки для скачивания плагина:

                ПК: https://conference.center.rt.ru/service/download/

                Ios: https://apps.apple.com/ru/app/videomost/id618113835

                Андройд: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.Videmost

Связанные организации

Связанные организации не указаны