Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе от 17 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» марта   2016 года              г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «10» марта  2016 года                

       

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее-Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 2 от 12.01.2016 г. в составе:

Председатель комиссии:

<…> – <…>;

Членов комиссии:

<…> – <…>;

<…>  – <…>;

в присутствии представителей Заказчика – ОАО «Лесосервисная компания «ЮГРАЛЕСХОЗ» (далее – Заказчик) <…> – <…> и <…> - <…> ;

в отсутствии представителя ООО «САВИТУР-Аудит»  (далее – Заявитель), уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы обращения, рассмотрев жалобу ООО «САВИТУР-Аудит»  (вх. 26.02.2016 вх. №  325-ж),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия — Заказчика,  при проведении открытого конкурса на право заключения контракта  на оказание аудиторских услуг по проведению аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) за 2015 год  ОАО «Югралесхоз» в два этапа. Извещение № 31603305568

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх.№ 02/МО-1025 от 29.02.2016 г.). Рассмотрение жалобы назначено на 09.03.2016 г.

Как следует из содержания жалобы, Заказчиком установлены не соответствующие действующему законодательству критерии оценки заявок, а именно в подпункте 24 конкурсной документации критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, значимость критериев «цена качества»  - 50 процентов,  «квалификация участника закупки» - 50 процентов.

На основании изложенного, Заявитель просит:

1)   Рассмотреть жалобу по существу;

2) Приостановить проведение процедур открытого конкурса, до рассмотрения жалобы по существу;

3)   Признать жалобу Заявителя обоснованной.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Как следует из документов, закупочная деятельность Заказчика осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон о закупках) и Положением о проведения закупок товаров, работ, услуг ОАО  «Лесосервисная компания «ЮГРАЛЕСХОЗ», утвержденным Советом директоров ОАО «Лесосервисная компания «ЮГРАЛЕСХОЗ», Протокол от 21.07.2015 № 5 (далее — Положение о закупках).

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Действие Закона о закупках распространяется на закупки всех товаров, работ, услуг, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 1 Закона о закупках.

 Пунктом 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее ­­­­– Закон об аудиторской деятельности) (пункт 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Учитывая, что правоотношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, с осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности, исключены из сферы регулирования Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при осуществлении таких закупок не могут быть обжалованы в антимонопольный орган в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При осуществлении закупочных процедур по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе, лица, поименованные в части 2 статьи 1 Закона о закупках, не приобретают статус государственного или муниципального заказчика в понимании Закона о контрактной системе.

Следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков при осуществлении закупок, связанных с указанными правоотношениями, в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая, что в силу части 5 статьи 15 Закона о закупках и статьи 5 Закона об аудиторской деятельности отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и проведения закупочных процедур, осуществляемых при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций, соответственно должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, указанные закупки относятся к торгам, обязательным в силу законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного, жалобы на действия (бездействие) заказчика при осуществлении данных закупок подлежат рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции как жалобы на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как было указано выше жалоба ООО «САВИТУР - Аудит» рассматривается Ханты-Мансийским УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Настоящий конкурс проводится в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Как подтверждается представленными документами, 11.02.2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение №31603305568 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта  на оказание аудиторских услуг по проведению аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) за 2015 год  ОАО «Югралесхоз»  в два этапа.

Согласно представленным документам, конкурсная документация подготовлена в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, Законом о контрактной системе, Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими размещение закупки.

На основании журнала регистрации заявок от участников закупок зарегистрировано две заявки в составе пакетов документов:

  1. ООО «Профитек», регистрационный номер заявки 1-2016-01;
  2. ООО «Растам – Аудит», регистрационный номер заявки 1-2016-02.

На основании уведомления антимонопольного органа о поступлении жалобы исх. № от 26.02.2016 № 02/МО-1025, Заказчиком была приостановлена процедура закупки, в связи с чем, заседание комиссии по вскрытию конвертов и сопоставления заявок участников закупки не проводилось.

В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, установлено, что критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, установленные Заказчиком в конкурсной документации, не соответствуют, правилам, установленным Постановлением Правительства от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений  участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

В соответствии с пунктом 9 Правил оценки заявок, сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена контракта».

В данном случае в конкурсной документации  величина критериев оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» равна  величине значимости критерия оценки «цена контракта» и выглядит следующим образом:

- «цена контракта»  (минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) -50%;

- «квалификация участника закупки» (минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) -50%;

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что после  поступления уведомления о поступлении жалобы (исх. от 29.02.2016 № 02/МО-1025), Заказчиком внесены изменения в пункт 24 раздела 1.2 конкурсной документации,  в части  установления величины критериев.

 Согласно новым изменениям величины критериев установлены Заказчиком в соответствии с Правилами оценки заявок и распределены следующим образом:

- «цена контракта»  (минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) -60%;

- «квалификация участника закупки» (минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) -40%;

Таким образом, действия Заказчика по внесению изменений в конкурсную документацию фактически были направлены на устранение нарушений пункта 9 Правил оценки заявок.

         В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

   Как было указано выше, Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию. Кроме того из представленных документов следует, что изменения также внесены и в извещение о проведении конкурса.

В соответствии с частью 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Аналогичные условия внесения изменений в извещение и документацию установлены пунктами 2.2.1 и 2.5.1 конкурсной документации.

Согласно извещению (до внесения изменений) срок подачи заявок установлен с «12» февраля по «04» марта 2016г. (до 10-00 часов). Изменения в конкурсную документацию внесены Заказчиком 01.03.2016г., т.е. за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, что свидетельствует о нарушении части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе. Нарушение сроков допущено и при внесении изменений в извещение о проведении конкурса, что также свидетельствует о нарушении Заказчиком части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе.

В связи с изменением в конкурсную документацию Заказчиком, в извещение установлены новые сроки подачи заявок. Согласно изменениям в извещении срок подачи заявок установлен с «12» февраля по «10» марта 2016г. (до 10-00 часов). При этом изменения в извещение и в конкурсную документацию размещены на официальном сайте 01.03.2016г.

Таким образом, с момента внесения изменений в извещение и в конкурсную документацию (01.03.2016г.)  и до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (10 марта 2016г.) срок подачи заявок на участие в конкурсе фактически составил 9 календарных дней. Однако в соответствии с требованиями  части 4 статьи 49, части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, срок подачи заявок на участие в конкурсе с учетом выходных и праздничных дней должен был установлен Заказчиком до 17 марта 2016 года.

Учитывая изложенное, срок для подачи заявок на участие в конкурсе составил менее минимально допустимых законом десяти рабочих дней.

Таким образом, антимонопольным органом правомерно установлено, что определенные организатором торгов условия подачи заявок в совокупности с существенно сокращенным сроком на их выполнение, по сути, нарушают требования к организации и порядку проведения открытых торгов, являясь не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в торгах всем желающим принять в них участие.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В результате вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком допущено нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в сокращении сроков подачи заявок на участие в конкурсе, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

        На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «САВИТУР-Аудит»  на действия Заказчика — ОАО «Лесосервисная компания «ЮГРАЛЕСХОЗ»  при проведении открытого конкурса на право заключения контракта  на оказание аудиторских услуг по проведению аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) за 2015 год  ОАО «Югралесхоз» в два этапа, необоснованной.

2. Признать ОАО «Лесосервисная компания «ЮГРАЛЕСХОЗ»  нарушившим  часть 4 статьи 49,  часть 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Признать ОАО «Лесосервисная компания «ЮГРАЛЕСХОЗ» нарушившим часть 1  статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

4. Выдать ОАО «Лесосервисная компания «ЮГРАЛЕСХОЗ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения порядка организации проведения торгов, в части необходимости внесения изменений в извещение о проведении закупки.

 

 

Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                               <…>                                                                               

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                

<…>

 

 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны