Решение №ВТ/1668/23 Решение по жалобе №1906-эп/23 от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-292/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.03.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 13.03.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- ;

Члены комиссии:

- ;

- ,

в присутствии на заседании комиссии посредством видео онлайн-конференции представителя заявителя - ,

в присутствии на заседании комиссии посредством видео онлайн-конференции представителя заказчика АУ ХМАО-Югры «Советская районная больница» - ,

рассмотрев посредством видео онлайн-конференции жалобу ООО «Вектор-Юг» (вх. №1906-ЭП/23 от 27.02.2023) (далее – Жалоба) на действия АУ ХМАО-Югры «Советская районная больница» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку шприцев и соединительных линий к ним для инжекторов автоматических (реестровый номер извещения №32312083076),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступила Жалоба ООО «Вектор-Юг» (далее - Заявитель) (вх. №1906-ЭП/23 от 27.02.2023) на действия АУ ХМАО-Югры «Советская районная больница» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку шприцев и соединительных линий к ним для инжекторов автоматических (реестровый номер извещения №32312083076).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ФАС России в письме от 22.09.2022 №ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 24.02.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 22.02.2023.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России уполномочена на рассмотрение данной жалобы по существу.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 07.03.2023.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона 223-ФЗ, при описании предмета не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Заказчиком объявлена закупка в форме аукциона в электронной форме на Поставка шприцев и соединительных линий к ним для инжекторов автоматических. В приложении №1 к извещению и документации о проведении аукциона в электронной форме содержится описание предмета закупки, которое представляет собой спецификацию из одной позиции: Шприцы и соединительные линии к ним для компьютерной томографии, должны быть совместимы с устройством для внутривенного введения контрастных веществ, модели StellantCT (модификации D) (производства BayerMedicalCarelnc. США), имеющегося в наличии у заказчика.

При этом описание предмета закупки содержит следующие требования:

1) Предельное давление не менее 600 psi;

2) Соединительная линия прямая, высокого давления, со встроенным спайком;

3) Срок стерилизации не менее 5 лет. Остаточный срок годности не менее 12 месяцев.

В Российской Федерации соответствующим образом зарегистрированы, как указал Заявитель, только следующие наборы для инжектора StellantCT (модификации D) (производства BayerMedicalCarelnc. США):

1. Шприц Medrad для рентгенконтрастных/магнитконтрастных веществ РУ№ ФСЗ 2012\12543;

2. Наборы высокого давления РУ №РЗН 2021\13604;

3. Шприцы РУ №ФСЗ 2009\03698;

4. Шприцы РУ №2019\8789 (прилагается);

5. Наборы одноразовые стерильные РУ №РЗН 2022/18012.

1. Заявитель сообщает, что в описании предмета закупки Заказчик установил требование о сроке стерилизации «не менее 5 лет», однако следующей характеристикой установил, что «остаточный срок годности» должен быть не менее 12 месяцев. Из пяти указанных изделий срок стерилизации 5 лет имеют лишь товары, указанные в пунктах 3 (РУ № ФСЗ 2009\03698) и 5 (РУ №РЗН 2022/18012) вышеуказанного перечня. Остальные же изделия имеют срок годности 3 и 4 года с момента стерилизации. Заявитель указывает, что если Заказчику необходимы медицинские изделия (далее - МИ) остаточный срок годности, которых должен составлять не менее 12 месяцев, установление срока стерилизации 5 лет, по мнению Заявителя, становится ненужным с точки зрения удовлетворения потребности Заказчика и ограничивает участие даже участников, планирующих предложить расходные материалы, произведенные фирмой производителем оборудования (то есть оригинальные расходные материалы Байер/Медрад), а также иных производителей.

2. Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требование к набору «Предельное давление не менее 600 psi». Согласно инструкции по эксплуатации оборудования на странице17-77 указана техническая характеристика «программируемый предел давления» максимальное значение которого указано 325 psi. При этом, как сообщает Заявитель, ни один набор из указанного перечня не соответствует требованию «600 psi». Так указанные в пунктах 3 (РУ №ФСЗ 2009\3698) и 5 (РУ №РЗН 2022/18012) вышеуказанного перечня, изделия, соответствующие требованию по сроку стерилизации, как указывает Заявитель, не соответствуют требованию по предельному давлению. В инструкции к МИ (прилагается), указанному в пункте 3 (РУ №ФСЗ 2009\03698) на странице 14 указаны наборы совместимые с оборудованием имеющимся у Заказчика. При этом характеристика давления указана «400 psi», что не соответствует ОПЗ. В инструкции к МИ, указанному в пункте 5 (РУ №РЗН 2022/18012) на страницах 15-17 указаны характеристики давления «350 psi». Кроме того в характеристике соединительной магистрали установлено требование «Резистентность к давлению в системе: Не менее 21 Бар», что эквивалентно 305 psi.

3. В ОПЗ, как сообщает Заявитель, Заказчиком перечислены составные части набора, не соответствующие по составу ни одному набору из вышеперечисленных МИ. Так указанные в пунктах 3 (РУ №ФСЗ 2009\03698) и 5 (РУ №РЗН 2022/18012) вышеуказанного перечня, изделия, соответствующие требованию по сроку стерилизации не соответствуют составу набора, указанным в инструкции. В инструкции к МИ, указанному в пункте 3 (РУ №ФСЗ 2009\03698) на странице 14, а в инструкции к МИ, указанному в пункте 5 (РУ №РЗН 2022/18012) на страницах 15-17 указаны составы наборов, отличающиеся от состава, указанного в ОПЗ.

4. Заявитель указывает, что в ОПЗ указана шприц-колба в единственном числе, однако соединительная спиральная линия требуется Т-образная. При этом Т-образная линия — это составная часть двухколбовых наборов, предназначенная для соединения двух колб (с контрастным веществом и физраствором) в единую линию, идущую к пациенту.

Таким образом, Заявитель сообщает, что Заказчик искусственно ограничил участие в закупке участникам, имеющим возможность поставки медицинских изделий, предназначенных для применения в оборудовании заказчика, но не соответствующим избыточным требованиям, установленным описанием предмета закупки, кроме того, по мнению Заявителя, описание предмета закупки содержит противоречивые требования, чем вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.

Учитывая, что такие действия нарушают требования Федерального закона 223-Ф3 в части соблюдения статьи 3, а также нарушают законные права и интересы ООО «Вектор-Юг» Заявитель просит провести проверку действий Заказчика при осуществлении данной закупки, принять меры об устранении нарушений законодательства при осуществлении закупок, приостановить проведение процедуры.

Заказчик с доводами Жалобы Заявителя не согласился, представил в Управление пояснения (вх. №2216-ЭП/23 от 06.03.23).

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав устные и письменные пояснения сторон, установила следующее.

2 февраля 2023 года Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) опубликовано извещение №32312083076 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку шприцев и соединительных линий к ним для инжекторов автоматических.

Начальная (максимальная) цена договора -  рублей.

Срок подачи заявок - с момента размещения извещения о проведении открытого аукциона до 24.02.2023 16 час. 00 мин.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Документацией о проведении аукциона в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку шприцев и соединительных линий к ним для инжекторов автоматических, Положением о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд АУ «Советская районная больница», утвержденным Решением Наблюдательного совета АУ «Советская районная больница» от «12» ноября 2021 г. (далее — Положение о закупке).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что определение Заказчиком требования о сроке стерилизации «не менее 5 лет» в описании предмета закупки является технической ошибкой.

В соответствии подпунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип информационной открытости закупки предполагает, что размещенная информация должна быть полной и достоверной; должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки; не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик обязан указать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Поскольку Заказчиком в описании предмета закупки было установлено требование о сроке стерилизации «не менее 5 лет», однако следующей характеристикой являлось то, что «остаточный срок годности» должен быть не менее 12 месяцев, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает нарушение Заказчиком подпункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Соответственно довод №1 Заявителя является обоснованным.

На этом же основании Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает обоснованным довод Жалобы Заявителя о необоснованном требовании к набору «Предельное давление не менее 600 psi», так как, согласно пояснениям Заказчика (вх. №2216-ЭП/23 от 06.03.23), совокупности указанных показателей «резистентность к давлению» и «предельное давление» соответствует товар по регистрационному удостоверению на медицинское изделие №ФСЗ 2009/03698, в котором имеется Спиральная соединительная линия, с Т-образным коннектором Line T Type CLV с давлением 600 psi, что при составлении технического задания, как указал Заказчик было упущено.

В отношении довода Заявителя о необоснованном требовании к составу набора Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с пояснениям Заказчика (вх. №2216-ЭП/23 от 06.03.23) состав набора был определен согласно требованиям руководства по эксплуатации на инжектор Stellant CT D, MEDRAD Inc. США:

- Модификация D в совокупности с требованием о совместимости устройством для внутривенного введения контрастных веществ указывает на необходимость наличия в составе набора двух шприцов, что следует из установленного показателя: «Шприц-колба объемом не менее 190мл и не более 205мл для рентгеноконтрастных веществ и физиологических растворов» (страница 2-11 Руководства по эксплуатации).

- Соединительная магистраль с Т-образным коннектором: именно со встроенным Т-образным коннектором для прокачки магистрали. Исключает ошибки в порядке присоединения к шприцам с контрастным веществом и физраствором, а также частичное заполнение трубок коннектора (страница 3-29 Руководства по эксплуатации).

- Трубка для сбора излишков контраста (страница 3-29 Руководства по эксплуатации указано назначение трубки для сбора излишков контраста/заправочной трубки: она используется при наполнении магистралей контрастом/физраствором, присоединяется к магистрали со стороны пациента, фильтр контролирует выведение воздуха и задерживает вытекание контраста, трубка отсоединяется перед началом введения контраста пациенту (она заменяется иглой).

- Трубка для быстрого набора веществ (страница 3-31 Руководства по эксплуатации указано назначение трубки для быстрого набора (ТБЗ): эта трубка или шип присоединяются к концу шприца («носику» шприца), а затем трубка вводится в емкость с жидкостью и осуществляется набор контраста в шприц.

- Шип для набора веществ (страница 3-31 Руководства по эксплуатации указано назначение шипа: шип присоединяется к концу шприца, а затем вводится в емкость с жидкостью и осуществляется набор контраста в шприц).

На основании выше установленного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает довод №3 Жалобы Заявителя необоснованным.

В отношении довода Заявителя о том, что Заказчик необоснованно установил требование к количеству шприц-колб, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В Приложении №1 «Техническое задание» указано:

«Шприцы и соединительные линии к ним для компьютерной томографии, должны быть совместимы с устройством для внутривенного введения контрастных веществ, модели StellantСТ (модификации D) (производства BayerMedicalCareInc. США), имеющегося в наличии у заказчика

Также, Заказчик пояснил, что модификация D указывает на наличие у Заказчика двойного инъектора (страница 2-14 Руководства по эксплуатации), конструкция которого предполагает использование двух шприцов, предназначенных для введения контрастного вещества или солевого раствора пациенту при проведении процедуры диагностической визуализации.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает довод №4 Жалобы Заявителя необоснованным.

Дополнительно Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что Заказчику не поступали запросы на разъяснения приложения №1 «Техническое задание» ни от самого Заявителя, ни от потенциальных участников аукциона.

ФАС России в письме от 23.04.2014 №АЦ/16109/14 разъяснила, что в части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции признание жалобы обоснованной в какой-либо части (или частично обоснованной) не предусмотрено.

Таким образом, в случае, если при рассмотрении жалобы антимонопольным органом часть доводов, изложенных в жалобе, подтвердилась, а часть не подтвердилась, то такую жалобу необходимо признавать обоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Жалобу ООО «Вектор-Юг» (вх. №1906-ЭП/23 от 27.02.2023) на действия АУ ХМАО-Югры «Советская районная больница» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку шприцев и соединительных линий к ним для инжекторов автоматических (реестровый номер извещения №32312083076), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика АУ ХМАО-Югры «Советская районная больница» нарушение подпункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АУ ХМАО-Югры «Советская районная больница» обязательное для исполнения предписание.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны