Решение б/н Решение по результатам рассмотрения сведений о включении в р... от 23 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков по делу № 086/10/5-44/2024

Резолютивная часть решения оглашена 22.01.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 23.01.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению обращений в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

Председатель комиссии:

«         »;

Члены комиссии:

«         »;

«         »,

в отсутствии на заседании комиссии представителя «         »;

в присутствии на заседании комиссии «         »;

рассмотрев обращение «         » (вх. № 392-ЭП/24 от 16.01.2024) о включении сведений в отношении и «         » в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Обращение, Реестр),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) поступило заявление «         » (вх. № 392-ЭП/24 от 16.01.2024), содержащее информацию о включении в реестр недобросовестных поставщиков «         ».

Сведения Заказчика представлены в антимонопольный орган в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положениями статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Ханты-Мансийским УФАС России в адрес «         » и «         », посредством электронной почты было направлено уведомление (исх. от 17.01.2024 № ВТ/224/24), в соответствии с которым рассмотрение сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков назначено на 23.01.2024 в 11 часов 00 минут.

Изучив имеющиеся материалы, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

«         » (далее - Заказчик) 27 ноября 2023 года разместило извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по ремонту объекта, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Маяковского д. 12а (извещение № 32313009585), документацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по ремонту нежилого здания, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Маяковского, 12а (далее – Документация).

Проект договора, по которому заключается договор по результатам конкурентной закупки, является приложением к Документации и был одновременно размещен с Документацией.

В соответствии с протоколом подведения итогов конкурса в электронной форме в электронной форме от 05.12.2023 г. победителем признано «         » (далее также - Участник).

Договор на выполнение работ по ремонту объекта в установленный срок ч. 15 ст. 3.2. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не заключен, поскольку Участник не предоставил обеспечение исполнения договора и подписанный со своей стороны договор – до 23:59 (по местному времени) 25.12.2023 г.

26.12.2023 г. Заказчиком по итогу заседания комиссии по осуществлению закупок размещен протокол, в котором «         » признано уклонившимся от заключения договора.

27.12.2023 г. был заключен договор с участником конкурса, который по итогам рассмотрения заявок и подведения итогов занял второе место, а именно «         », предложившим цену договора - 28 997 282 (двадцать восемь миллионов девятьсот девяносто семь тысяч двести восемьдесят два) рубля 76 копеек, НДС не облагается в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ, а также в соответствии с п. 20.4 Документации о проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту объекта, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Маяковского д. 12а.

До даты рассмотрения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков «         » представило пояснения из которых следует, что в связи с временным отсутствием денежных средств в размере 30 % от цены договора в качестве обеспечения исполнения договора была выбрана независимая гарантия. Для ее получения были направлены запросы в разные кредитные учреждения, но от всех получены отказы в предоставлении гарантии. Причиной отказа стало нахождение общества в реестре недобросовестных поставщиков до 19.10.2023, а также затруднительное финансовое положение и отсутствие опыта выполняемых работ в течение последних 24 месяцев.

Однако «         » было включено в реестр недобросовестных поставщиков незаконно, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением 21 арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по делу А83-22758/2021.

Экспертизой было установлено, что проектная документация Госкомрегистра по р. Крым содержала в себе критические ошибки, в связи с чем, выполнение строительных работ было недопустимым, так как создавало угрозу обрушения строительных конструкций. Суд пришел к выводу о незаконности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, послужившего основанием для включения общества в РНП.

Длительное нахождение общества в РНП отразилось на его финансовом состоянии. В период нахождения общества в реестре оно не могло заключать договоры в рамках Федеральных законов №44-ФЗ от 05.04.2013 и №223 от 18.07.2011, при том, что деятельность общества ориентирована на исполнение данных договоров.

После включения общества в реестр заказчик обратился в АО «Акционерный Банк «РОССИЯ» для взыскания штрафа, и кредитным учреждением была перечислена требуемая сумма штрафа заказчику. Соответственно, кредитная история общества была испорчена.

Как указывает «       », Общество доказало правомерность приостановления работ по причине существенных нарушений со стороны заказчика и выиграло судебный процесс, доказав незаконность включения общества в реестр. В отношении должностных лиц заказчика решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Однако, незаконное нахождение общества в РНП привело к затруднительному финансовому положению общества и отсутствию денежных средств на счетах, «вскрытию» банковской гарантии, отказу кредитных учреждений в предоставлении ему независимых гарантий, что не позволило обществу заключить договор.

26.12.23 общество обратилось к заказчику «         » с просьбой продлить срок подписания договора в связи с острой потребностью в восстановлении финансового положения общества оно было готово к заключению и исполнению договора.

Включение сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае не является необходимой мерой его ответственности, поскольку такая мера является чрезмерной и не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, что подтверждается судебной практикой (Дело №А40-80731/2020).

В назначенную дату рассмотрение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков состоялось.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами О рассмотрении обращения юридических лиц» утверждены «Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков».

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

В соответствии с Правилами №1211, в случае если единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, либо участник закупки, признанный единственным участником закупки, либо участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, которые в соответствии с документацией о закупке обязаны заключить договор, уклонились от заключения договора (далее - лицо, уклонившееся от заключения договора), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке, направляет в уполномоченный орган: а) сведения о лице, уклонившемся от заключения договора, предусмотренные пунктами 3-7 перечня, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3-5 перечня; б) копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого должен быть заключен договор с лицом, уклонившимся от заключения договора; в) копию уведомления (при наличии), направленного лицом, уклонившимся от заключения договора, об отказе от заключения договора; г) копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора лица, уклонившегося от заключения договора; д) иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора лица, уклонившегося от заключения договора.

Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах.

Свобода экономической деятельности не является абсолютным правом и может быть ограничена законом.

Однако сама возможность ограничений, так и их характер определяется законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П).

В этой связи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полагает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) или к нарушению срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию денежных средств.

При этом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает, что ни Закон №223-Ф3, ни Правила № 1211 не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Таким образом, из материалов дела следует, что невозможность подписания договора со стороны «         » вызваны объективными причинами, вызванными отказами финансовыми организациями в предоставлении банковской гарантии, что подтверждается соответствующими документами, приобщенными к материалам дела.

В ходе рассмотрения сведений, представленных «         » Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не установлена недобросовестность в действиях «         », вызванная в намеренном уклонении от заключения и исполнения договора.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь пунктом 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1211, частью 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

РЕШИЛА:

Сведения, направленные «         » (вх. № 392-ЭП/24 от 16.01.2024) в отношении «         » не включать в реестр недобросовестных поставщиков.

Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны