Решение б/н решение по жалобе вх. № 6312-эп/22 на действия Заказчика АО ... от 28 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-806/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.06.2022                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 28.06.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

         Председатель комиссии:

«__________» — «__________»;

         Члены комиссии:

«__________» — «__________»;

«__________» — «__________»;

в присутствии представителя Заявителя по доверенности посредством видео-конференц-связи;

в присутствии представителя Заказчика по доверенности;

рассмотрев жалобу «__________» (вх. от 16.06.2022 № 6312-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «ЮРЭСК» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по поставке компьютерного оборудования, оргтехники и расходных материалов для нужд АО «ЮРЭСК», извещение № 32211422233, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

                                                            

                                                                УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба (вх. от 16.06.2022 № 6312-эп/22) «__________» (далее – Заявитель) на действия АО «Югорская региональная электросетевая компания» (далее – Заказчик, АО «ЮРЭСК») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по поставке компьютерного оборудования, оргтехники и расходных материалов для нужд АО «ЮРЭСК», извещение № 32211422233. 

        Заявитель обжалует отклонение его заявки от участия в закупке.

        Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в то числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

         Руководствуясь частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика было направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 24.06.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы с использованием видео-конференц-связи.

           Изучив материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югорская региональная электросетевая компания», утвержденное протоколом совета директоров АО «ЮРЭСК» №2 от 29.06.2021 (далее – Положение о закупке).

27.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение и документация о проведении закупки № 32211422233 на право заключения договора по поставке компьютерного оборудования, оргтехники и расходных материалов для нужд АО «ЮРЭСК».

В соответствии с извещением и документацией срок подачи заявок установлен с 27.05.2022 до 15.06.2022 10:00 (мск +2). Дата подведения итогов – 20.05.2022 года.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Из протокола №77 о рассмотрении первых частей заявок от 15.06.2022 установлено, что до окончания срока подачи заявок поступило пять заявок на участие в закупке. Из них две заявки были отклонены от участия в закупке в связи с несоответствием требованиям документации.

Установлено, что Заявитель является участником закупки (заявка № 858623). Согласно указанному протоколу, заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: «Приложенная часть технического предложения Участника, не соответствует требованиям, указанным в п.2 Приложения №1 к Техническому заданию Аукционной документации».

Заявитель считает действия заказчика неправомерными по следующим причинам:

Действия Заказчика нарушают п. 1 ст. 2 Закона о закупках, выразившееся в не указании в Протоколе № 77 конкретных оснований отклонения заявки ИП Кириной А.Р. на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, которым не соответствует такая заявка.

В протоколе №77 о рассмотрении первых частей заявок указано, что заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: «Приложенная часть технического предложения Участника, не соответствует требованиям, указанным в п.2 Приложения №1 к Техническому заданию Аукционной документации».

Согласно п. б) ч.13 ст. 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать сведения о результатах рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе об основаниях отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 11 Информационной карты документации о закупке требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик указаны в разделах II ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ и III ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ «ПРОЕКТ ДОГОВОРА».

Пунктом 20 Информационной карты установлено, что первая часть заявки подается участником по форме, указанной в разделе IV документации «Формы документов и должна содержать описание выполняемых работ (услуг, товаров), которые являются предметом настоящей закупки и согласие участника закупки на их выполнение в объеме и на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе.

В соответствии с пунктом 2 приложения №1 к Техническому заданию требуется:

Персональный компьютер/ Lenovo IdeaCentre 3 07ADA05 AMD Ryzen 3 3250U (2.6Ghz)/8192Mb/256SSDGb/noDVD/Int:AMD Radeon/war 1y/3.55kg/grey/DOS + 90W Или эквивалент с характеристиками не хуже, чем: AMD Ryzen 3 3250U(2.6Ghz)/8192Mb/256SSDGb/noDVD/Int:AMD Radeon/war 1y/3.55kg/grey/DOS + 90W.

Аналогичные требования указаны в спецификации, являющейся приложением №1 к проекту договора. Персональный компьютер Lenovo IdeaCentre 3 представлен в виде корпуса (системного блока).

Участник закупки предложил:

Персональный компьютер HP 255 G8 R3-3250U 2.6GHz, 15.6" FHD (1920x1080) AG,8Gb DDR4(1),256Gb SSD,No DVD с характеристиками: AMD Ryzen 3 3250U(2.6Ghz)/8192Mb/256SSDGb/noDVD/Int:AMD Radeon/war 1y/3.55kg/grey/DOS + 90W.

Вместе с тем при проверке заявки на соответствие техническому заданию, Комиссией Заказчика было установлено, что предложенный Участником закупки HP 255 G8 R3-3250U 2.6GHz, 15.6" FHD (1920x1080) AG,8Gb DDR4(1),256Gb SSD,No DVD является ноутбуком, а не настольным персональным компьютером.

Согласно подпунктам 12,13 ГОСТ 15971-90 Персональная ЭВМ (с английского Personal Computer) – это Настольная микро ЭВМ, имеющая эксплуатационные характеристики бытового прибора и универсальные функциональные возможности ЭВМ, имеющая функциональные возможности и конструктивные особенности, позволяющие использовать ее для эффективного решения ограниченного класса задач в определенных условиях окружающей среды.

При этом в разделе 4 ГОСТ Р МЭК 62623-2015 отдельными пунктами выделены настольный компьютер и ноутбук, на основании чего можно сделать вывод о том, что персональный компьютер не равен понятию ноутбук.

Согласно данному ГОСТу (п.4.1.1) настольный компьютер представляет собой компьютер, основной блок которого предназначен для постоянного места размещения, чаще всего на поверхности стола или на полу. Настольные компьютеры не предназначены для переноски. Совместно с ними используют внешний дисплей, клавиатуру и манипулятор типа "мышь". Настольные компьютеры предназначены для выполнения широкого спектра задач в офисе и дома.

Согласно пункту 4.1.2 ГОСТа ноутбук представляет собой компьютер, специально сконструированный для переноски и предназначенный для работы в течение продолжительного периода времени при непосредственном подключении к источнику сетевого питания или без него. В ноутбуках используется встроенный дисплей. Ноутбук способен работать от встроенной батареи. Кроме того, для большинства ноутбуков используется внешний ИП, в них имеется встроенная клавиатура и координатно-указательное устройство. Ноутбуки предназначены, как правило, для выполнения тех же функций, что и настольные компьютеры, и работы с тем же программным обеспечением, что используется в настольных компьютерах. В настоящем стандарте док-станции рассматриваются как дополнительные принадлежности и не должны считаться частью ИО. Планшетные компьютеры, в которых могут использоваться сенсорные экраны наряду с другими устройствами ввода или вместо них, в настоящем стандарте рассматриваются как ноутбуки. Ноутбуки, которые идентифицируются по минимальному размеру экрана (ограниченный размер) и емкости базовой памяти, так же считают ноутбуками.

Кроме этого, в техническом задании ноутбуки выделены отдельной позицией, в связи с чем Заказчик разделяет понятие персональный компьютер и ноутбук.

Заявитель не обращался к Заказчику за разъяснениями документации в части определения параметров эквивалентности товара.

Следовательно, заявка Заявителя отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием предложенного в заявке товара требованиям, установленным техническим заданием.

Указанные действия Заказчика не нарушают положения ч.13, ч.14 ст.3.2 Закона о закупках в части соблюдения обязательных требований к содержанию протоколов, а также п.1 ч.1 ст. 3 Закона о закупках в части соблюдения обязательного принципа информационной открытости при проведении закупок.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с правовой позицией указанной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия                           

                                  

РЕШИЛА:

 

           Признать жалобу «__________» (вх. от 16.06.2022 № 6312-эп/22) на действия Заказчика АО «ЮРЭСК» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по поставке компьютерного оборудования, оргтехники и расходных материалов для нужд АО «ЮРЭСК», извещение № 32211422233, необоснованной.

         

           Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                «__________»

 

Члены Комиссии:                                                                            «__________»

 

                                                                                                           «__________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны