Решение №086/01/11-312/2019 Р Е Ш Е Н И Е ПО ДЕЛУ № 086/01/11-312/2019 от 2 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 25.06.2020                      г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 02.07.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее — Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

 начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;

 старший специалист 1 разряда отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;

в отсутствии представителей лиц, (уведомленных надлежащим образом) в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства — ООО «ИСК» (628634, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Нижневартовский р-н, пгт Излучинск, ул. Энергетиков, 4, ИНН 8620022947) и ООО «СК «Интеграция» (115407, Россия, г. Москва, наб. Нагатинская, 56А, ИНН 7725403345),

рассмотрев дело  № 086/01/11-312/2019 по признакам нарушения ООО «ИСК» (628634, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Нижневартовский р-н, пгт Излучинск, ул. Энергетиков, 4, ИНН 8620022947) и ООО «СК «Интеграция» (115407, Россия, г. Москва, наб. Нагатинская, 56А, ИНН 7725403345)  п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, направленного на поддержание цен при участии в открытых аукционах в электронной форме,

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) в ходе мониторинга соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства были обнаружены признаки антиконкурентных соглашений в действиях следующих участников открытых аукционов в электронной форме (далее - ОАЭФ): ООО «ИСК» (628634, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Нижневартовский р-н, пгт Излучинск, ул. Энергетиков, 4, ИНН 8620022947) и ООО «СК «Интеграция» (115407, Россия, г. Москва, наб. Нагатинская, 56А, ИНН 7725403345).

В результате проведенного Управлением анализа данных в единой информационной системе, а также информации, представленной электронно-торговыми площадками (далее - ЭТП) установлено следующее.

05.09.2017 на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0187300001218000620 о проведении электронного аукциона на выполнение в 2019 году работ по содержанию автомобильных дорог и проездов, принятых в муниципальную собственность в 2016-2017 годах начальной (максимальной) ценой (далее – НМЦ) контракта 20 130 601,76  руб.

В соответствии с итоговым протоколом от 18.12.2018 № 0187300001218000620-3  рассмотрены  вторые части заявок и признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, следующие заявки на участие в аукционе:

Предложение о цене контракта

Вид аукциона

Дата и время подачи предложения

Решение комиссии о соответствии или несоответствии

Причина отклонения

Общество с ограниченной ответственностью «ИСК»

19929295.74

понижение

17.12.2018 07:20:01

соответствует

Общество с ограниченной ответственностью «СК ИНТЕГРАЦИЯ»

20029948.75

понижение

17.12.2018 07:16:50

соответствует

Иные ценовые предложения в ходе проведения данного аукциона отсутствуют.

В результате рассмотрения вторых частей заявок победителем электронного аукциона признано ООО «ИСК»,  предложившее цену контракта 19 929 295,74 руб.

По результатам проведенного аукциона заключен государственный контракт на оказание автотранспортных услуг, цена контракта составила 19929295,74 рублей, что ниже начальной (максимальной) цены закупки на 1%.

При подаче заявок и ценовых предложений участниками ОАЭФ зафиксировано, что указанные действия совершены участниками с использованием одного IP -адреса - 109.252.91.125.

Вышеуказанное свидетельствует об использовании ООО «ИСК» и ООО «СК «Интеграция» единой инфраструктуры для подготовки заявок и участия в ОАЭФ.

Аналогичная модель поведения ООО «ИСК» и ООО «СК «Интеграция» прослеживается в ОАЭФ №0865200000319000001.

Таким образом, действия ООО «ИСК» и ООО «СК «Интеграция» в вышеуказанных ОАЭФ направлены не на обеспечение конкуренции, не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение победы одного из участников сговора с наименьшим снижением цены контракта.

Указанные субъекты в ходе участия в открытых аукционах в электронной форме применяли следующую стратегию поведения: с минимальным шагом аукциона, общества достигали снижения цены близкого к минимальному, при этом подавая минимальные ценовые предложения, в результате чего снижение по  аукционам составило не более 0,5%.

Приведенная схема действий указанных хозяйствующих субъектов явилась следствием достигнутого между ООО «ИСК» и ООО «СК «Интеграция»  устного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах. Каждый из 2 участников осознанно направил заявку на участие в торгах, что предполагает соперничество за заключение контракта, однако, будучи допущенными до участия к торгам, участники не конкурировали между собой, а подавали минимальные ценовые предложения, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых аукционах.

ООО «ИСК» и ООО «СК «Интеграция» приняли участие в вышеуказанных аукционах с однотипным поведением, что свидетельствует о систематичности созданного взаимодействия между участниками.

В соответствии с ч.4 ст. 24 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Согласно ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Подавая заявку на участие в аукционе, внеся обеспечение заявки, претендент обладает информацией о необходимости подать наименьшее ценовое предложение в целях победы на аукционе и заключения государственного контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (п. 2).

В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Согласно части 1 статьи 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). При этом частью 2 статьи 158 ГК РФ также установлено, что сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

Законом о защите конкуренции не установлено специального требования к форме соглашения хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение конкуренции. В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Следовательно, подобное соглашение может быть заключено и в устной форме с учетом фактических действий сторон соглашения.

Из анализа вышеприведенной нормы следует, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Закон о защите конкуренции содержит специальное определение соглашения, которое подлежит применению при оценке факта правонарушения в сфере антимонопольного законодательства.

Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 и с учетом положений статьи 4Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к последствиям, перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются, и у антимонопольного органа отсутствует обязанность доказывания фактического исполнения участниками достигнутых соглашений.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 по делу №А27-12323/2009, согласно которой возможность доказывания согласованных действий через их результат в отсутствие документального подтверждения наличия договоренности об их совершении применима только к согласованным действиям, а не к соглашениям.

Следует учитывать, что поскольку картелем является соглашение, запрещенное законом и влекущее административную либо уголовную ответственность, случаи заключения формальных (документальных) картельных соглашений чрезвычайно редки. Соглашения заключаются (достигаются) посредством устных договоренностей, электронной переписки либо конклюдентных действий участников картеля, не являющихся его инициаторами.

Из изложенного выше определенного поведения хозяйствующих субъектов на аукционах в электронной форме, состоящего в отказе от конкурентного поведения, усматриваются признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признаки заключения антиконкурентного соглашения ООО «ИСК» и ООО «СК «Интеграция» при участии в вышеуказанных аукционах усматриваются в следующем:

- подача заявок и ценовых предложений осуществлялась с разницей в интервале от 1 до 5 минут;

- торги по всем вышеназванным аукционам проходили единообразно: делалось предложение, одним из двух участников, дальше делалось предложение следующим участником, либо равное ценовому предложению конкурента либо ниже на 0,5% ценового предложению предыдущего участника;

- при участии во всех вышеуказанных ОАЭФ подача заявок и (или) ценовых предложений осуществлялась  использованием одного IP-адреса;

- зафиксирован случай перевода беспроцентного займа размером в 4,9 млн. руб.;

- аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной (максимальной) ценой, количеством участников, подавших заявки, и рядом других обстоятельств, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся (аналогичных действий), однозначно прослеживается в каждом из аукционов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, директором и единоличным учредителем  ООО «ИСК» является Мингазиева Мария Антоновна. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, директором ООО «СК «Интеграция» является Снорницкий Алексей Николаевич, единоличным учредителем - Глухов Дмитрий Николаевич.

Следовательно, условия о допустимости антиконкурентных соглашений, установленных в  частях 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, на ООО «ИСК» и ООО «СК «Интеграция» не распространяются.

Согласно п.3 ч.2 ст.39 Закона о защите конкуренции, основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

30.09.2019 издан приказ Управления Федеральной антимонопольной  службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре № 237 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ИСК» (628634, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Нижневартовский р-н, пгт Излучинск, ул. Энергетиков, 4, ИНН 8620022947) и ООО «СК «Интеграция» (115407, Россия, г. Москва, наб. Нагатинская, 56А, ИНН 7725403345) п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела №086/01/11-312/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 01.10.2019 рассмотрение дела назначено на 28.10.2019.

28.10.2019 рассмотрение дела №086/01/11-312/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием кворума было отложено на 29.11.2019.

29.11.2019 на рассмотрение дела №086/01/11-312/2019 о нарушении антимонопольного законодательства представители не явились.

Определение от 29.11.2019 рассмотрение дела отложено на 15.01.2020 и запрошена дополнительная информация, необходимая для всестороннего и объективного рассмотрения дела.

На заседание 15.01.2020, запрошенная определением от 28.11.2019, информация представлена не в полном объеме.

Определением от 15.01.2020 рассмотрение дела отложено на 11.03.2020.

11.03.2020 состоялось рассмотрение дела.

Определением от 13.04.2020 рассмотрение дела отложено на 01.06.2020, в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой из-за вспышки коронавирусной инфекции.

01.06.2020 рассмотрение дела отложено на 15.06.2020, в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой из-за вспышки коронавирусной инфекции.

15.06.2020 Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела на 25.06.2020 в связи с принятием заключения.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №086/01/11-312/2019, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «ИСК» (628634, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Нижневартовский р-н, пгт Излучинск, ул. Энергетиков, 4, ИНН 8620022947) и ООО «СК «Интеграция» (115407, Россия, г. Москва, наб. Нагатинская, 56А, ИНН 7725403345) по п.2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушения антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом вышеизложенного, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО «ИСК» и ООО «СК «Интеграция» обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с исполнением вышеуказанных контрактов в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                    РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «ИСК» (628634, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Нижневартовский р-н, пгт Излучинск, ул. Энергетиков, 4, ИНН 8620022947) и ООО «СК «Интеграция» (115407, Россия, г. Москва, наб. Нагатинская, 56А, ИНН 7725403345) нарушение  п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, направленного на снижение и поддержание цен при участии в открытом аукционе в электронной форме с целью победы заранее определенного участника.

2. ООО «СК «Интеграция» надлежит явиться 27.07.2020 года в 14 часов 30 минут по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27, зал заседаний, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

3.  ООО «ИСК» надлежит явиться 27.07.2020 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27, зал заседаний, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

 

                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны