Решение б/н решение по жалобе № 2188-ж от 19 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/2-1851/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011

№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.11.2020                                          г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 19.11.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_____» — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

«_____»начальник отдела Управления;

«_____» — эксперт отдела Управления;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС – «_____», действующего на основании решения;

в присутствии представителя Заказчика АО «ГК «Северавтодор» по ВКС – «_____», действующего по доверенности;

рассмотрев жалобу «_____» (вх. от 05.11.2020 № 2188-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «ГК «Северавтодор» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по перевозке работников для Филиала №1 АО «ГК «Северавтодор», в количестве 7 000 часов, извещение 32009596721. , в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_____» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «ГК «Северавтодор» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по перевозке работников для Филиала №1 АО «ГК «Северавтодор», в количестве 7 000 часов, извещение 32009596721.

Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отклонении его заявки от участия в закупке.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 16.11.2020.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Заявитель в своей жалобе сообщает, что согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 30.10.2020 года заявка «_____» отклонена от участия в закупке, так как отсутствует решение об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копия такого решения.  По мнению Заявителя, данное требование для него законодательно не предусмотрено, а значит непредставление решения об одобрении или о совершении крупной сделки не может являться основанием для отклонения его заявки.

На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что действия Заказчика, выразившиеся в отклонении его заявки от участия в закупке неправомерны, противоречат положениям Закона о закупках.

С учетом доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия   ограничена доводами жалобы.

Заказчик в письменных пояснениях указал, что с доводами жалобы не согласен, при проведении закупки действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и закупочной документации.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в АО «ГК «Северавтодор» (далее — Положение о закупке). Положение о закупке утверждено Решением Совета директоров АО «ГК «Свеверавтодор» (протокол от 27.12.2018 № 12/2018).

20.10.2020 на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке ЭТП ГПБ etp.gpb.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009596721 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по перевозке работников для Филиала №1 АО «ГК «Северавтодор», в количестве 7 000 часов.

Согласно извещению о закупке установлены следующие сроки:

дата начала приема заявок: 20.10.2020 (мск+2);

дата и время окончания приема заявок: 28.10.2020 в 10:00 (мск+2);

дата рассмотрения первых частей заявок: 28.10.2020 (мск+2);

дата рассмотрения вторых частей заявок: 30.10.2020 (мск+2);

дата и время подведения итогов: 02.11.2020 (мск+2).

По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников Комиссией составлен Протокол от 30.10.2020. До даты окончания приема заявок на участие в аукционе было подано четыре заявки. Заявка «_____» не допущена к участию в закупке по основаниям, указанным в протоколе. Три заявки признаны соответствующими документации о закупке, из них два участника не направляли ценовые предложения, следовательно, не участвовали в аукционе.

Заявка «_____» не допущена к участию в закупке по следующим основаниям:

- Заявка не соответствует не соответствует п.1.6 (отсутствует решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения);

- Заявка не соответствует ч.1 пп.9.7.3 п.9.7 ст.9 Положения о закупке.

Рассмотрев материалы по жалобе Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними Положением о закупке.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствия с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В подпункте 9.5.2.1 пункта 9.5 статьи 9 Положения о закупке, подпункте 1.6.1. пункта 1.6 документации о закупке изложен состав документов для юридических лиц, которые должны предъявить участники закупки вместе с заявкой.

Согласно пункту 1.6.1 абзац 4  участники закупки вместе с заявкой должны представить

- Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для Участника закупки выполнение работ, являющихся предметом договора, являются крупной сделкой; или письмо об отсутствии необходимости такого одобрения.

 

Согласно п.п.4.4.2 Положения о закупках АО «ГК «Северавтодор» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пункт 1.6.1 документации о закупке содержит перечень документов, предъявляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Так, в соответствии с пунктом 1.6.1 Документации, участнику закупки, кроме прочего, надлежит предоставить:

- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для Участника закупки выполнение работ, являющихся предметом договора, являются крупной сделкой;

- или письмо об отсутствии необходимости такого одобрения.

 

Заявитель «______» в своей жалобе указывает, что в соответствии с ч.7 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» она него не распространяются указанные требования, так как    единственный участник «______» одновременно является его единоличным исполнительным органом.

Таким образом, для Заявителя законодательно не установлено требование о необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

При подаче заявки Заявитель посчитал, что в данном случае не требует представлять также и письмо об отсутствии необходимости такого одобрения. Однако, п. 1.6.1 документации о закупке предусмотрено, что все участники закупки – юридические лица вместе с заявкой в составе документов должны предъявить один из двух документов: либо решение (копию решения) об одобрении или о совершении крупной сделки, либо письмо об отсутствии необходимости такого одобрения.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, и Заявитель подтверждает, что в составе заявки не представлено ни решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения, ни письмо об отсутствии необходимости такого одобрения.

В соответствии с подпунктом 10.7.2. пункта 10.7 статьи 10 Положения о закупке Комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки, поданные на участие в запросе предложений в электронной форме на предмет их соответствия требованиям документации о проведении запроса предложений.

Пунктом 10.7.3 Положения о закупке предусмотрено, что заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях:

1. Несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным документацией о проведении запроса предложений.

2. Несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложений.

3. Несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении запроса предложений.

4. Непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки.

5. Предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

6. Подача двух и более заявок от одного Участника при условии, что ранее поданные заявки не отозваны.

Исходя из вышеизложенного, Заказчик отклонил заявку Заявителя как несоответствующую требованиям документации о закупке, руководствуясь Положением о закупке и документацией о закупке.

Таким образом, доводы Заявителя о незаконном и необоснованном отклонении его заявки Заказчика, изложенные в жалобе, не нашли подтверждения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. 

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. 

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

Жалобу «_____» (вх. от 06.11.2020 № 2188-ж) на действия заказчика Заказчика АО «ГК «Северавтодор» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по перевозке работников для Филиала №1 АО «ГК «Северавтодор», в количестве 7 000 часов, извещение 32009596721, признать необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      «_____»

 

 

Члены Комиссии:                                                                                «_____»

 

                     «_____»

Связанные организации

Связанные организации не указаны