Решение б/н решение по жалобе № 2188-ж от 19 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/2-1851/2020
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 16.11.2020 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 19.11.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_____» — заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
«_____» — начальник отдела Управления;
«_____» — эксперт отдела Управления;
в присутствии представителя Заявителя по ВКС – «_____», действующего на основании решения;
в присутствии представителя Заказчика – АО «ГК «Северавтодор» по ВКС – «_____», действующего по доверенности;
рассмотрев жалобу «_____» (вх. от 05.11.2020 № 2188-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «ГК «Северавтодор» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по перевозке работников для Филиала №1 АО «ГК «Северавтодор», в количестве 7 000 часов, извещение 32009596721. , в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_____» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «ГК «Северавтодор» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по перевозке работников для Филиала №1 АО «ГК «Северавтодор», в количестве 7 000 часов, извещение 32009596721.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отклонении его заявки от участия в закупке.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 16.11.2020.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Заявитель в своей жалобе сообщает, что согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 30.10.2020 года заявка «_____» отклонена от участия в закупке, так как отсутствует решение об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копия такого решения. По мнению Заявителя, данное требование для него законодательно не предусмотрено, а значит непредставление решения об одобрении или о совершении крупной сделки не может являться основанием для отклонения его заявки.
На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что действия Заказчика, выразившиеся в отклонении его заявки от участия в закупке неправомерны, противоречат положениям Закона о закупках.
С учетом доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия ограничена доводами жалобы.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что с доводами жалобы не согласен, при проведении закупки действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и закупочной документации.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в АО «ГК «Северавтодор» (далее — Положение о закупке). Положение о закупке утверждено Решением Совета директоров АО «ГК «Свеверавтодор» (протокол от 27.12.2018 № 12/2018).
20.10.2020 на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке ЭТП ГПБ etp.gpb.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009596721 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по перевозке работников для Филиала №1 АО «ГК «Северавтодор», в количестве 7 000 часов.
Согласно извещению о закупке установлены следующие сроки:
дата начала приема заявок: 20.10.2020 (мск+2);
дата и время окончания приема заявок: 28.10.2020 в 10:00 (мск+2);
дата рассмотрения первых частей заявок: 28.10.2020 (мск+2);
дата рассмотрения вторых частей заявок: 30.10.2020 (мск+2);
дата и время подведения итогов: 02.11.2020 (мск+2).
По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников Комиссией составлен Протокол от 30.10.2020. До даты окончания приема заявок на участие в аукционе было подано четыре заявки. Заявка «_____» не допущена к участию в закупке по основаниям, указанным в протоколе. Три заявки признаны соответствующими документации о закупке, из них два участника не направляли ценовые предложения, следовательно, не участвовали в аукционе.
Заявка «_____» не допущена к участию в закупке по следующим основаниям:
- Заявка не соответствует не соответствует п.1.6 (отсутствует решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения);
- Заявка не соответствует ч.1 пп.9.7.3 п.9.7 ст.9 Положения о закупке.
Рассмотрев материалы по жалобе Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними Положением о закупке.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствия с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В подпункте 9.5.2.1 пункта 9.5 статьи 9 Положения о закупке, подпункте 1.6.1. пункта 1.6 документации о закупке изложен состав документов для юридических лиц, которые должны предъявить участники закупки вместе с заявкой.
Согласно пункту 1.6.1 абзац 4 участники закупки вместе с заявкой должны представить
- Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для Участника закупки выполнение работ, являющихся предметом договора, являются крупной сделкой; или письмо об отсутствии необходимости такого одобрения.
Согласно п.п.4.4.2 Положения о закупках АО «ГК «Северавтодор» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пункт 1.6.1 документации о закупке содержит перечень документов, предъявляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Так, в соответствии с пунктом 1.6.1 Документации, участнику закупки, кроме прочего, надлежит предоставить:
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для Участника закупки выполнение работ, являющихся предметом договора, являются крупной сделкой;
- или письмо об отсутствии необходимости такого одобрения.
Заявитель «______» в своей жалобе указывает, что в соответствии с ч.7 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» она него не распространяются указанные требования, так как единственный участник «______» одновременно является его единоличным исполнительным органом.
Таким образом, для Заявителя законодательно не установлено требование о необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.
При подаче заявки Заявитель посчитал, что в данном случае не требует представлять также и письмо об отсутствии необходимости такого одобрения. Однако, п. 1.6.1 документации о закупке предусмотрено, что все участники закупки – юридические лица вместе с заявкой в составе документов должны предъявить один из двух документов: либо решение (копию решения) об одобрении или о совершении крупной сделки, либо письмо об отсутствии необходимости такого одобрения.
Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, и Заявитель подтверждает, что в составе заявки не представлено ни решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения, ни письмо об отсутствии необходимости такого одобрения.
В соответствии с подпунктом 10.7.2. пункта 10.7 статьи 10 Положения о закупке Комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки, поданные на участие в запросе предложений в электронной форме на предмет их соответствия требованиям документации о проведении запроса предложений.
Пунктом 10.7.3 Положения о закупке предусмотрено, что заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях:
1. Несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным документацией о проведении запроса предложений.
2. Несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложений.
3. Несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении запроса предложений.
4. Непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки.
5. Предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.
6. Подача двух и более заявок от одного Участника при условии, что ранее поданные заявки не отозваны.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик отклонил заявку Заявителя как несоответствующую требованиям документации о закупке, руководствуясь Положением о закупке и документацией о закупке.
Таким образом, доводы Заявителя о незаконном и необоснованном отклонении его заявки Заказчика, изложенные в жалобе, не нашли подтверждения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Жалобу «_____» (вх. от 06.11.2020 № 2188-ж) на действия заказчика Заказчика АО «ГК «Северавтодор» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по перевозке работников для Филиала №1 АО «ГК «Северавтодор», в количестве 7 000 часов, извещение 32009596721, признать необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_____»
Члены Комиссии: «_____»
«_____»