Решение б/н решение по жалобе № 6784-эп/21 на действия Заказчика АО "Югр... от 30 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по жалобе № 086/07/3-1083/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.07.2021                        г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 30.07.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

«________» — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

«________» — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии Заявителя, надлежащим образом уведомленного о рассмотрении жалобы;

в присутствии представителей Заказчика по доверенности посредством ВКС;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 13.07.2021 № 6784-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Юграавиа» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку средств малой механизации (газонокосилка, 2 бензокосы с диском, бензопила) извещение № 32110430791, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба (вх. от 13.07.2021 № 6784-эп/21) «________» (далее – Заявитель) на действия АО «Юграавиа» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку средств малой механизации (газонокосилка, 2 бензокосы с диском, бензопила) извещение № 32110430791.

Заявитель обжалует отклонение его заявки от участия в закупке.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 20.07.2021. На заседании 20.06.2021 Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости получения дополнительной информации, в связи с чем рассмотрение Жалобы назначено на 28.07.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

До рассмотрения Жалобы по существу от Заказчика поступили дополнительные пояснения к Жалобе.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в Акционерном обществе «Юграавиа» (далее — Положение о закупке). Положение о закупке утверждено решением Совета директоров АО «Юграавиа» (протокол от 27.12.2021 № 15/18).

29.06.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110430791 о проведении запроса котировок.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 07.07.2021 на участие в закупке поступило две заявки от участников. Закупочная комиссия Заказчика отклонила обе заявки от участия в закупке в связи с несоответствием продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации.

Рассмотрев документацию о закупке и материалы Жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Заявитель считает, что Заказчик отклонил его заявку от участия в закупке необоснованно, поскольку заявка полностью соответствует документации о закупке. 

Заказчик с доводами Жалобы не согласен, считает отклонение заявки обоснованным. 

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно пункту 1 Информационной карты документации о закупке предметом закупки является поставка средств малой механизации (газонокосилка, 2 бензокоса с диском, бензопила) для нужд АО «Юграавиа».

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен в описании предмета закупки указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Основные характеристики товара указаны в пункте 5 Информационной карты и в Техническом задании (приложение № 2 к документации):

         Кусторез с диском (долотообразный зуб) в количестве 2 шт.:

- тип двигателя - бензиновый;

- максимальная мощность - не менее 2,1 кВт.;

- вес - до 8,1 кг;

- рукоятка - велосипедная;

- плечевой ремень;

- штанга прямая.

         Газонокосилка - самоходная в количестве 1 шт.:

- тип двигателя - бензиновый;

- максимальная мощность - не менее 2,2 кВт;

-  площадь скашивания - не менее 1800 м2;

- высота скашивания - 25-75 мм;

- выкос травы - в травосборник (жесткий, объем не менее 55 л), назад.

         Бензопила в количестве 1 шт.:

- тип двигателя - бензиновый;

- максимальная мощность - не менее 3,4 кВт (9300 об/мин);

- вес - до 6кг.;

- максимальный крутящий момент - не менее 6600 об./мин.;

- скорость вращения цепи на максимальных оборотах –

не менее 20,7 м/с ;

- длина шины в комплекте - 45 см.;

- высокие рукоятки для работы в положении стоя с функцией поворота рукояток (для горизонтального спиливания).

Как следует из объяснений представителей Заказчика заявка «________» отклонена в связи с несоответствием предлагаемого товара требованиям документации о закупке, а именно: Заявитель в своей заявке предложил бензопилу Stihl MS 361 и указал, что данная модель полностью соответствует требованиям документации, в том числе имеет высокие рукоятки для работы в положении стоя с функцией поворота рукояток (для горизонтального спиливания).

Вместе с тем, закупочная комиссия Заказчика осуществила проверку сведений, указанных в заявке, используя сведения, размещенные в открытом доступе в сети «интернет» на сайте официального поставщика в России. Было установлено, что в соответствии с инструкцией и фото бензопила Stihl MS 361 имеет функциональную возможность для горизонтального спиливания, но при этом не оснащена высокими рукоятки для работы в положении стоя с функцией поворота рукояток.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 07.07.2021 в связи с несоответствием продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации, закупочная комиссия Заказчика отклонила обе заявки от участия в закупке и признала запрос котировок несостоявшимся.

Частью 13 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать, в том числе, сведения об основаниях отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

Комиссией Управления установлено, что в протоколе рассмотрения заявок от 07.07.2021 не указаны положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют отклоненные заявки.

Таким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России выявлено несоблюдение Заказчиком требований к информационной открытости закупки.

При этом необходимо учитывать, что, согласно части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

За неимением сведений о конкретных положениях документации, которым не соответствует заявка (предлагаемый к поставке товар), Заявитель обратился в антимонопольный орган с Жалобой на действия Заказчика в части необоснованного отклонения его заявки от участия в закупке. 

Рассмотрев инструкцию, полученную на сайте производителя товара, а также фото, представленные с Жалобой, Комиссия управления приходит к выводу, что довод о полном соответствии технических характеристик бензопилы Stihl MS 361 требованиям Заказчика не нашел подтверждения. Заявителем не представлены документы, подтверждающие обратное.

Согласно пункту 11.5.2 участник закупки, подавая заявку, берет на себя обязательство не предоставлять в составе заявки заведомо недостоверные сведения, информацию, документы. 

Согласно документации о закупке заявка Участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях:

  1. Несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным документацией о проведении запроса котировок.
  2. Несоответствия заявки на участие в запросе котировок требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса котировок.
  3. Несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении запроса котировок.
  4. Непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки.
  5. Предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.
  6. Подача двух и более заявок от одного Участника при условии, что ранее поданные заявки не отозваны.

В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке, несоответствия Участника закупки требованиям документации о проведении запроса котировок такой Участник закупки отстраняется от участия в проведении запроса котировок на любом этапе его проведения.

Все основания для отклонения заявки участника при проведении запроса котировок предусмотрены разделом 11.6 Положения о закупках. 

Таким образом, при отклонении заявки «________» закупочная комиссия Заказчика действовала в соответствии с документацией, Положением о закупках. 

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу «________» (вх. от 13.07.2021 № 6784-эп/21) на действия Заказчика АО «Юграавиа» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку средств малой механизации (газонокосилка, 2 бензокосы с диском, бензопила), извещение № 32110430791, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                              «________»

 

Члены Комиссии:                                                         «________»

                                                                   

                                                                                        «________»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны