Решение б/н решение по делу № 086/01/17-195/2021 о нарушении антимонопол... от 9 апреля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 086/01/17-195/2021

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2021                                        г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 09.04.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту — Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

«_______» — «_______»;

Члены Комиссии:

«_______» — «_______»;

«_______» — «_______»;

в присутствии представителей ответчика — «_______» «_______» по доверенности;

рассмотрев дело № 086/01/17-195/2021 по признакам нарушения АО «Нижневартовскавиа» (628613, г. Нижневартовск, ул. Авиаторов, 2; ИНН: 8603119138) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) в ходе мониторинга соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства были обнаружены признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося во  включении любых оснований закупки у единственного поставщика в Положение о закупках АО «Нижневартовскавиа».

Согласно п.3 ч.2 ст.39 Закона о защите конкуренции, основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 10.02.2021 года № 21 в отношении АО «Нижневартовскавиа» возбуждено дело № 086/01/17-195/2021 по признакам нарушения части1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.02.2021 № 02/ЛМ-1052 рассмотрение дела № 086/01/17-195/2021 назначено на 01.03.2021 в 15 часов 00 минут.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время и дату, в присутствии представителей Ответчика посредством видео-конференц-связи. В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение было отложено на 29.03.2021.

29.03.2021 состоялось рассмотрение дела по существу. В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон №223-ФЗ) настоящий федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжение, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Таким образом, под правовым актом, указанном в пункте 5 части 2 статьи 1 Закона №223-ФЗ, понимается положение о закупке, которое должно соответствовать Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону №223-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В части 3.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ указаны способы проведения конкурентных закупок:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иные способы, установленные положением о закупке и соответствующие требованиям части 3 настоящей статьи.

Под неконкурентной закупкой понимается закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Как следует из части 3 статьи 3 Закона №223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках, способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии со статьей 3.6. Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Как следует из части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, положение о закупке не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального закона, как и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, устанавливаемый в Положении о закупке.

На официальном сайте для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru/ размещено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Нижневартовскавиа» (в редакции от 20.03.2020), утвержденное решением совета директоров АО «Нижневартовскавиа» (протокол от 19.03.2020 № 170) (далее – Положение о закупках).

Проанализировав Положение о закупках предприятия на соответствие антимонопольному законодательству, установлено следующее.

Пунктом 3.1.2 Положения о закупках предусмотрены следующие способы закупок:

1)      Конкурентные способы закупки:

а) конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс). В случае проведения открытого конкурса начальная (максимальная) цена которого превышает семь миллионов рублей (с учетом НДС), такой конкурс проводится исключительно в электронной форме;

б) аукцион (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

в) запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

г) запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

2)      Неконкурентные способы:

а) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Согласно пункту 3.1.3 Положения о закупках         закупка у единственного  поставщика подразумевает под собой заключение договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по представлению лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа Акционерного общества «Нижневартовскавиа».

Извещение, документация о такой закупке не разрабатываются Заказчиком и не подлежат размещению в единой информационной системе. При осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) Заказчик не принимает, комиссия по осуществления закупок не рассматривает заявки Участников, не проводит определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссией по осуществлению закупок составляется протокол закупки у единственного поставщика, в котором отображаются:

- обоснования применения способа и случая, предусмотренного пунктом 3.2.5 Положения;

- основные условия договора (наименования поставщика (подрядчика, исполнителя), цена договора, срок исполнения и порядок оплаты и другие).

Протокол может не составляться в отношении закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает ста тысяч рублей.

Протокол закупки у единственного поставщика подлежит размещению на сайте Заказчика.

Заказчик вправе применять и использовать процедуру закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случаях, когда использовать другие способы закупок невозможно или нецелесообразно.

Согласно пункту 3.2.5 Положения о закупках Заказчик вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в следующих случаях:

1) При необходимости закупки товаров, работ и услуг стоимость которой не превышает одного миллиона рублей (с НДС/без НДС – в зависимости от применяемой контрагентом системы налогообложения) по одной сделке, для которых существует сложившийся рынок. При этом Заказчику запрещается дробить закупки, с целью избегания проведения закупки по иной закупочной процедуре.

2) Наличие срочной (не позднее 10 рабочих дней) потребности в продукции (товарах, работах, услугах), в связи, с чем проведение иных процедур будет противоречить интересам Заказчика или приведет к нарушению его обязательств перед третьими лицами.

3) Вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная необходимость в определенной продукции, в связи, с чем применение иных процедур неприемлемо. При чрезвычайных обстоятельствах закупка продукции (товаров, работ, услуг) у единственного поставщика производится с учетом того, что объем закупаемой продукции должен быть не более достаточного для предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий и, при необходимости, пополнения в пределах установленных норм аварийного запаса продукции.

4) Осуществляется закупка товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

5) Круг возможных поставщиков соответствующей продукции (товаров, работ, услуг) на рынке ограничен, а именно:

а) продукция может быть получена только от одного поставщика и отсутствует ее равноценная замена;

б) поставщик, является единственным официальным дилером (представителем) производителя (владельца) продукции на территории присутствия Заказчика;

в) поставщик является единственным поставщиком, продавцом, подрядчиком в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным;

г) условиями гарантийного или текущего обслуживания предусмотрена обязанность Общества проходить обслуживание у определенного лица, и нарушение данных условий может привести к нарушению имущественных интересов Общества;

д) производится закупка продукции, цена (тарифы) на которую формируется органами тарифного регулирования Российской Федерации либо нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления (в том числе, но не исключительно: услуги железных дорог, услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, государственная поверка средств измерения и т.п.) либо закупка государственных услуг;

е) проводятся дополнительные закупки, когда по соображениям стандартизации, унификации, а также для обеспечения совместимости или преемственности (при закупке товаров, работ, услуг) с ранее приобретенной продукцией новые закупки должны быть осуществлены только у того же поставщика;

ж) производится закупка товаров, работ, услуг для обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности.

6) При закупке продукции по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем текущие коммерческие предложения по аналогичным товарам, работам услугам), когда такая возможность приобретения существует в течение непродолжительного периода времени.

7) При проведении закупки не было представлено ни одной заявки, либо все представленные заявки были отклонены закупочной комиссией, при этом цена, по которой заключается договор с единственным поставщиком, не превышает начальную (максимальную) цену, указанную Заказчиком в закупочной документации.

8) Осуществляется закупка услуг по обучению или проведению тематических семинаров (совещаний, тренингов, форумов, конференций), услуг по организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, оказание спортивных услуг (предоставление помещений для тренировок, спортивных площадок, бассейна, спортивного инвентаря, услуг тренера и т.д.).

9) При осуществлении закупки на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении объекта исключительных прав для нужд Заказчика, обусловленных производственной необходимостью, в случае, если единственному поставщику (исполнителю, подрядчику) принадлежит исключительное право на такие объекты авторских прав или право использования таких объектов авторских прав, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставления сублицензии;

10) При осуществлении закупки услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами.

11) При осуществлении закупки на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта.

12) При осуществлении закупки коммунальных услуг, услуг по техническому и санитарному содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений Заказчика в здании, принадлежащем третьему лицу, с организациями, предоставляющими такие услуги, в случае, если отсутствует возможность заключения такого договора с другими лицами.

13) при возникновении потребности в товарах, работах, услугах для исполнения обязательств в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом, договором, по которому Заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком), и проведение конкурентных процедур закупок в предусмотренные сроки для исполнения обязательств по такому договору невозможно

14) Осуществляется закупка на оказание услуг почтовой связи.

15) Осуществляется закупка на заключение договора аренды недвижимого имущества.

16) Осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким Заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для нужд Заказчиков, Заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ.

17) При возникновении потребности в опубликовании информации в конкретных СМИ (печатном или электронном издании), удовлетворяющим потребностям Заказчика.

18) При осуществлении закупки с целью аренды недвижимого имущества, аренды имущества, необходимого для участия в выставках, семинарах, конференциях, форумах, в том числе международных;

19) При осуществлении закупки услуг у организаций, осуществляющих регистрацию, хостинг и иную деятельность, связанную с организацией функционирования доменных имен;

20) При возникновении потребности в закупке услуг, связанных с направлением работника в командировку (проезд к месту командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

21) При закупке услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

22) При заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами;

23) При заключении договора с оператором электронной площадки;

24) При заключении договора банковской гарантии, договора об овердрафтном кредите (соглашение об овердрафтном кредите) с банком, в котором Заказчик находится на расчетно-кассовом обслуживании;

25) При заключении договора на услуги связи (телефонной, мобильной).

26) При выполнении работ по мобилизационной подготовке;

27) При осуществлении закупки услуг по проведению процедур в целях продажи имущества и предоставления имущества в аренду

28) Закупки у Участника закупки, предложившего наилучшие условия после Участника закупки, являвшегося победителем, если:

- договор с поставщиком расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением исполнения условий договора поставщиком;

- Заказчик в одностороннем внесудебном порядке отказалось от исполнения договора с поставщиком при наличии нарушений (неисполнение/ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств по договору) поставщиком условий договора (когда такое право предусмотрено действующим законодательством и/или договором). При этом существенные условия нового договора не должны изменяться, за исключением сроков выполнения договора, а также цены договора.

Если до расторжения договора поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору с пропорциональным уменьшением цены договора.

- Имеются обстоятельства, предусмотренные пунктами 8.9.6, 9.8.18, 10.8.5 и 11.7.5 Положения.

В случае подачи на участие в закупке только одной заявки, новый контрагент выбирается путем запроса предложений (не менее чем у 3-х поставщиков), счетов или иных документов (прайс, прейскурант) со стороны поставщиков. В случае, если получено менее 2 ответов, а единственное коммерческое предложение удовлетворяет потребностям Заказчика, Заказчик вправе заключить договор с таким Участником.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Также ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Соответственно, целями Закона о защите конкуренции признаются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона №135-ФЗ).

В письме Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 № Д28и-699 было указано, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах.

Однако, также отмечается, что указание в документации о закупке конкретного места оказания услуг может привести к ограничению конкуренции. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

Действующее законодательство о закупках, равно как и Закон № 135-ФЗ, предполагают необходимость обеспечения участия в торгах и иных способах закупок в том числе, лиц, территориально удаленных от места их проведения. 

Более того, согласно ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, установление вышеуказанных оснований для закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках ограничивает конкуренцию и нарушает права неопределенного круга лиц.

В пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ) и положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

Вместе с тем, закрепленные в Положении о закупках условия позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки. Также нельзя говорить об экономически эффективном расходовании денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

При проведении закупок у единственного поставщика Заказчиком не соблюдаются требования к конкурентным закупкам, установленные частью 3 статьи 3 Закона №223-ФЗ, следовательно:

- информация о конкурентной закупке не размещается Заказчиком в ЕИС в открытом доступе для неограниченного круга лиц;

- не обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком.

Необеспечение Заказчиком конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение договора и  нарушает принципы действующего законодательства о закупках, так как не обеспечивает  информационную открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств Заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. В то же время при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Пунктами 1 и 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Непроведение торгов, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении Заказчиком необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и, как следствие, о соглашениях, направленных на ограничение конкуренции.

Несмотря на то, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Иными словами, праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует его обязанность обеспечить возможность участия юридических лиц и физических лиц в закупке, стимулировать такое участие, развитие добросовестной конкуренции, обеспечить гласность и прозрачность закупки, что следует из требований Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

Мотивированно-правового обоснования включения всех оснований закупки у единственного поставщика в Положение о закупках, в ходе рассмотрения дела со стороны Заказчика представлены не было. Согласно пояснениям представителей Положение о закупках было типичным, и многие пункты не применялись в процессе закупочной деятельности.

Таким образом, действия АО «Нижневартовскавиа» по включению в Положение о закупках случаев закупок на конкурентных рынках, при сложившемся рынке, нарушают требования части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку не обусловлены ни характером таких товаров, работ и услуг в связи с исключительностью их исполнения единственным поставщиком, ни особыми целями и принципами (оспариваемое действие заказчика не направлено на развитие добросовестной конкуренции и фактически ограничивает право потенциальных участников на участие в конкурентных процедурах).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия АО «Нижневартовскавиа» (628613, г. Нижневартовск, ул. Авиаторов, 2; ИНН: 8603119138), выразившиеся во включении в Положение о закупках АО «Нижневартовскавиа» оснований для закупки у единственного поставщика по своему усмотрению на конкурентных рынках, нарушающими  часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
  2. Выдать АО «Нижневартовскавиа» обязательное для исполнения предписание  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о недопущении в дальнейшем  действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                    «_______»

 

Члены Комиссии:                                                                                             «_______»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны