Решение б/н Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 3068-ЭП/24 от 10 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-417/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.04.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 10.04.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- ***;

Члены комиссии:

- ***;

- ***,

в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя ООО ***,

в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи представителей заказчика АО ***, 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу, перенаправленную Курганским УФАС России, ООО *** (вх. № 3068-ЭП/24 от 29.03.2024) (далее – Жалоба) на действия АО *** при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку подшипников (реестровый номер извещения 32413407393),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО *** (далее – Заявитель)(вх. № 3068-ЭП/24 от 29.03.2024) на действия АО *** (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку подшипников (реестровый номер извещения 32413407393).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает на неправомерное отклонение заявки.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ФАС России в письме от 22.09.2022 №ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 27.03.2024, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 29.03.2024.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 09.04.2024.

В своей Жалобе Заявитель указывает на следующие обстоятельства.

20.03.2024 г. на сайте zakupki.gov.ru АО *** была размещена закупка № 32413407393 в форме запроса котировок в рамках ФЗ-223, проводимого в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства. Помимо прочих документов, требуемых Заказчиком к предоставлению, в пункте 21 Извещения о проведении запроса котировок было включено требование предоставить годовую бухгалтерскую отчетность и справку ФНС по форме 1120101 либо по форме 1160082.

Однако, по мнению Заявителя, в части 19.1 и части 19.2 статьи 3.4 Федерального закона №223 от 2011 года представлен исчерпывающий перечень документов и информации, который заказчик вправе истребовать у участника закупки в рамках запроса котировок для субъектов СМП. Заявитель сообщает, что таких документов, как бухгалтерская отчетность и справка ФНС по форме 120101 либо по форме 1160082, в этом перечне нет.

Тем не менее Заявителя сообщает, что его заявка была отклонена Заказчиком.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 3371-ЭП/24 от 05.04.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Северречфлот» (Утверждено Решением наблюдательного совета АО ***, протокол от 14.12.2023 № 125)(далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 20.03.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 482 969,28 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 27.03.2024;

4. Количество поданных заявок на участие в запросе котировок в электронной форме — 5 заявок.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32413407393 «Поставка подшипников» от 27.03.2024 закупочной комиссией Заказчика было принято решение об отклонении заявки Заявителя на основании подпункта «в» пункта 1 раздела 26 Извещения, по причине несоответствия требованиям, установленным Извещением, а именно подпунктам 3.1.5 и 3.1.6 пункта 3 раздела 21 Извещения. Участником закупки (ООО ***) в составе заявки не приложены документы:

- Копия годовой бухгалтерской отчётности на последнюю отчётную дату с приложениями (с отметкой налогового органа о приёме);

- Справка (или заверенная копия такой справки) налогового органа (Код по КНД 1120101) об отсутствии у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, за прошедший календарный год, подписанная налоговым органом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, одним из условий допуска к участию в запросе котировок является отсутствие у участника конкурентной закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту 5 пункта 11.4.3.1 Положения о закупках в составе документов, подающихся вместе с котировочной заявкой, участник закупки — юридическое лицо представляет копию годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату с приложениями (с отметкой налогового органа о приеме), согласно формам, установленным приказами Министерства финансов Российской Федерации:

а) Бухгалтерский баланс;

б) Отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках);

в) Приложения к бухгалтерской отчетности:

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о целевом использовании средств.

Если Участником закупки годовая бухгалтерская отчетность не предоставлялась (в случаях, установленных законодательством), Участником должны быть представлены письмо с указанием причин такого непредставления, а также копия налоговой отчетности в зависимости от выбранного режима налогообложения.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 11.4.3.1 Положения о закупках в составе документов, подающихся вместе с котировочной заявкой, участник закупки — юридическое лицо подает справку (или заверенная копия такой справки) налогового органа (Код по КНД 1120101) об отсутствии у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, подписанная налоговым органом. В случае, если у Участника имеется задолженность, то он должен предоставить также справку (или заверенную копию такой справки) о состоянии расчетов по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам (Код по КНД 1160080).

Согласно подпункту 3.1.5 пункта 3 раздела 21 Извещения Заказчиком установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать в составе заявки копию годовой бухгалтерской отчётности на последнюю отчётную дату с приложениями (с отметкой налогового органа о приёме), согласно формам, установленных Приказами Министерства Финансов Российской Федерации:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчёт о финансовых результатах (отчёт о прибылях и убытках);

в) приложения к бухгалтерской отчётности: - отчёт об изменениях капитала;

- отчёт о движении денежных средств;

- отчёт о целевом использовании средств.

Если Участником закупки годовая бухгалтерская отчётность не предоставлялась (в случаях, установленных законодательством), Участником должны быть представлены письмо с указанием причин такого непредставления, а также копия налоговой отчётности в зависимости от выбранного режима налогообложения.

Как было установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, а также как сообщает сам Заявителя в своей жалобе, документы, требуемые Заказчиком подпунктам 3.1.5 и 3.1.6 пункта 3 раздела 21 Извещения, не были представлены в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.

Пунктом 11.6.3 Положения о закупках Заказчика установлено, что Заявка Участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях:

11.6.3.1. Несоответствия Участника закупки квалификационным требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, при проведении предварительного квалификационного отбора.

11.6.3.2. Несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

11.6.3.3. Несоответствия котировочной заявки требованиям к заявкам, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

11.6.3.4. Несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

11.6.3.5. Непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки.

Пунктом 34 Извещения Заказчиком установлено, закупочная комиссия Заказчика по осуществлению закупок рассматривает котировочные заявки, на предмет их соответствия требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях:

- несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что закупочная комиссия Заказчика правомерно признала заявку Заявителя несоответствующей требованиям закупочной документации по вышеуказанному основанию.

Учитывая, что Заявителем положения документации не оспаривались в срок до установленного Заказчиком окончания подачи заявок, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что Заявитель, будучи участником запроса котировок в электронной форме, подав заявку конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации по проведению запроса котировок в электронной форме.

Тем самым Заявитель возложил на себя риски по отклонению его заявки на участие в закупке в случае, если бы данная заявка не соответствовала требованиям закупочной документации.

Таким образом, представленная Заявителем заявка на участие в закупке фактически не соответствовала требованиями закупочной документации Заказчика, а значит Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает правомерность отклонения такой заявки.

На основании вышеизложенного, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не установлено нарушений законодательства Российской Федерации со стороны Заказчика, так как, отклоняя заявку Заявителя по результатам рассмотрения заявок на участие в Закупке, Заказчик действовал в соответствии с требованиями, установленными в закупочной документации, которая не была оспорена участником конкурентной процедуры в установленном законом порядке.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО *** (вх. № 3068-ЭП/24 от 29.03.2024) на действия АО *** при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку подшипников (реестровый номер извещения 32413407393), необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны