Решение б/н решение по жалобе № 7938-эп/22 на действия заказчика АО «Ниж... от 9 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1087/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.08.2022                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 09.08.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«__________» — «__________»;

Члены комиссии:

«__________» — «__________»;

«__________» — «__________»;

в присутствии представителя Заявителя по видеоконференцсвязи;

в отсутствии представителя Заказчика по видеоконференцсвязи;

рассмотрев жалобу «__________» (вх. от 01.08.2022 № 7938-эп/22) (далее — Жалоба) на действия организатора закупки ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на замену приборов газового анализа блока №1 Нижневартовской ГРЭС, извещение № 32211429829, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

                                                            

                                                                УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба (вх. от 01.08.2022 № 7938-эп/22) «__________» (далее – Заявитель) на действия ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» (далее - организатора закупки), АО «Нижневартовская ГРЭС» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на замену приборов газового анализа блока №1 Нижневартовской ГРЭС, извещение № 32211429829.  

Заявитель обжалует необоснованное отклонение его заявки от участия в закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в то числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Руководствуясь частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя, Заказчика и организатора закупки было направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 08.08.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы с использованием видео-конференц-связи.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг АО «Нижневартовская ГРЭС» (далее – Положение о закупке).

31.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211429829. В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 31.05.2022 до 16.06.2022 12:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 15.08.2022.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из протокола заседания закупочной комиссии № 202415/ОК-ПН, размещенного в ЕИС 28.07.2022, закупка признана несостоявшейся. После рассмотрения первых и вторых частей заявок было принято решение отклонить заявку Заявителя от участия в закупке по следующему основанию: предоставление Контрагентом заведомо ложных сведений: Свидетельство о поверке №7354 на средство измерения «Калибратор портативный многофункциональный Метран-540») является недействительным.

Заявитель считает решение закупочной комиссии необоснованным ввиду следующего.

В техническом задании установлены требования к измерительным приборам и инструментам. Так, в соответствии с п. 5.4 технического задания, применяемые при выполнении работ в рамках настоящего технического задания приборы (мультиметр цифровой, мегаомметр) должны быть сертифицированы и поверены. Участник представляет копии действующих свидетельств о поверке на средства измерения, указанные в п.5.2.

Однако в закупочной документации не содержится обязательного требования о предоставлении в составе заявки свидетельства о поверке на прибор. Следовательно, представление копий действующих свидетельств о поверке возможно непосредственно перед выполнением работ (монтажных и пусконаладочных), а не в составе заявки.

Заказчик в своей Жалобе указал, что свидетельство о поверке №7354 на средство измерения «Калибратор портативный многофункциональный Метран-540», включено в состав заявки ошибочно, следовательно, не должно быть принято закупочной комиссией к рассмотрению.

Кроме того, Заявитель считает, что требование о наличии действующих свидетельств о поверке приборов необоснованным и чрезмерным. Поскольку требование о предоставлении в составе заявки свидетельства о поверке на прибор может повлечь дополнительные материальные затраты для участников закупки, а срок подачи заявок менее установленного срока для проведения поверки приборов, данное требование может привести к ограничению числа участников по данной закупке.

Ввиду изложенного, Заявитель считает, что процедура закупки проведена с нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного ч.1 ст.3 Закона о закупках.

Заказчик с доводами Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Пунктом 5.2 Технического задания установлено требование о наличии у Участника закупки материально-технических ресурсов. В подтверждение наличия у него таких ресурсов Участник в составе заявки предоставляет справку о материально-технических ресурсах (далее - Справка) по форме закупочной документации (п. 10.9.1. документации), подтверждающую наличие соответствующих собственных или арендованных материально-технических ресурсов, включая, но не ограничиваясь:

- мультиметр цифровой - 1шт.;

- мегаомметр - 1шт.

Согласно п. 5.4 Технического задания применяемые при выполнении работ в рамках настоящего технического задания приборы (мультиметр цифровой, мегаомметр) должны быть сертифицированы и поверены. Участник представляет копии действующих свидетельств о поверке на указанные средства измерения.

Пунктом 3.6.1 Технического задания установлено, что до начала монтажных работ Подрядчик передает Заказчику документы, удостоверяющие качество используемых материалов (сертификаты соответствия, сертификаты о пожарной безопасности, сертификаты качества, паспорта, протоколы испытаний), техническую документацию предприятий-изготовителей (гарантийные талоны, инструкции, руководство по эксплуатации, информационные листы, свидетельство о поверке штатных измерительных приборов).

То есть в соответствии с Техническим заданием участник закупки мог подать свидетельство о поверке штатных измерительных приборов с момента подачи заявки и до начала монтажных работ, в случае, если с ним будет заключен договор как с победителем закупки.

Из пояснений Заказчика и материалов Жалобы установлено, что Заявителем в составе заявки была предоставлена справка о материально-технических ресурсах. Согласно п 21 Справки в собственности у Участника находится калибратор многофункциональный Метран-540 зав.№ 00081 (далее - Прибор), на который Участник также предоставил свидетельство о поверке №7354.

Пунктом 4.16.5 Документации о закупке установлено, что в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке Организатор закупки имеет право запрашивать у соответствующих органов государственной власти, а также юридических и физических лиц, указанных в заявке на участие в закупке и приложениях к ней, получать из любых официальных источников, использование которой не противоречит законодательству Российской Федерации, информацию о соответствии и достоверности указанных в заявке на участие в закупке сведений, на основании которой Закупочная комиссия принимает решение о дальнейшем допуске к участию в закупке или отстранении участника закупки от участия в закупке.

Заказчик пояснил, что при проверке документов, предоставленных Заявителем в составе заявки, было принято решение о направлении запроса в орган, выдавший свидетельство о поверке Прибора, а именно в ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области» (ФБУ «Челябинский ЦСМ»), о подтверждении выдачи свидетельства о поверке №7354 и сроках его действия. На запрос был получен ответ о том, что «Калибратор портативный многофункциональный Метран 540», заводской № 00081 поверку в ФБУ «Челябинский ЦСМ» не проходил, свидетельство № 7354 от 27.08.2022 года не выдавалось.

Аналогичный запрос был сделан Заказчиком в ООО «МИРУАР», организацию, которая, согласно предоставленным Участником в составе заявки документам, выдавало свидетельство № А-00470-20 от 13.12.2021 на прибор «Мультиметр цифровой DT-93IN» Peг. № 58550-14. От организации был получен ответ (прикладывается), в котором указывается, что данное свидетельство организацией не выдавалось, кроме того, свидетельство по мнению организации оформлено некорректно и нарушает все действующие нормы в области метрологии.

В соответствии с п. 4.16.9 документации о закупке в случае установления Закупочной комиссией недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных Участником закупки, Закупочная комиссия отстранит такого участника от участия в закупке.

Изучив предоставленные Участником документы, ответы от организаций закупочная комиссия пришла к выводу о том, что Заявитель предоставил в составе своей заявки заведомо недостоверные сведения о поверке измерительных приборов и решила отклонить его от участия в закупке.

В соответствии с ч.11 ст.3.3 Закона о закупках Участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

Подавая заявку на участие в закупке Заявитель согласился с требованиями закупочной документации.

Согласно п. 4.3.2 документации о закупке предоставление недостоверных сведений или подача заявки, не отвечающей требованиям настоящей Закупочной документации, является риском Участника, подавшего такую заявку, который приведет к отклонению его заявки.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Заявитель не вносил изменения в заявку, не отзывал свою заявку для устранения ошибки в части представления документов. Заявитель не обращался за разъяснениями положений документации о закупке в части необходимости представления свидетельств о поверке приборов учета на этапе подачи заявок, а также не обжаловал на стадии подачи заявок избыточные по его мнению требования, установленные в документации о закупке.

Таким образом, решение закупочной комиссии отклонить заявку заявителя принято в соответствии с документацией о закупке, не нарушает положения Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с правовой позицией указанной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Таким образом, поскольку установленные Заказчиком требования в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия                          

            РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «_________» на действия ООО «Интер РАО – Центр управления закупками», АО «Нижневартовская ГРЭС» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на замену приборов газового анализа блока №1 Нижневартовской ГРЭС, извещение № 32211429829, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                            «_________»

 

                                                                                                          «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны