Решение б/н Решение по жалобе № 7703-эп/22 на действия заказчика АО «Юг... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1055/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.07.2022                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 28.07.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;

в присутствии представителя Заказчика по доверенности

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 25.07.2022 № 7703-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «ЮРЭСК» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по ремонту фасада здания (склада) и благоустройству прилегающей территории для Советского филиала АО «ЮРЭСК», извещение № 32211526683, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба (вх. от 25.07.2022 № 7703-эп/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия АО «Югорская региональная электросетевая компания» (далее – Заказчик, АО «ЮРЭСК») при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по ремонту фасада здания (склада) и благоустройству прилегающей территории для Советского филиала АО «ЮРЭСК», извещение № 32211526683. Указанная жалоба поступила в Управление Федеральной антимонопольной служба по Тюменской области и была перенаправлена в Ханты-Мансийское УФАС России для рассмотрения по подведомственности.        

Заявитель обжалует отклонение его заявки от участия в закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в то числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Руководствуясь частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика было направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 28.07.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы с использованием видео-конференц-связи.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югорская региональная электросетевая компания», утвержденное протоколом совета директоров АО «ЮРЭСК» №2 от 29.06.2021 (далее – Положение о закупке).

05.07.2022 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении закупки № 32211526683.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 05.07.2022 до 13.07.2022. Дата подведения итогов – 14.07.2022.Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Из протокола №97 о подведении итогов от 18.07.2022 установлено, что до окончания срока подачи заявок поступило семь заявок на участие в закупке. Из них пять заявок были отклонены от участия в закупке в связи с несоответствием требованиям документации.

Установлено, что Заявитель является участником закупки. Согласно указанному протоколу, заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:

«Заявка не соответствует требованиям п. 15, п.п. 11 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно в предложении Участника отсутствуют виды работ и ссылка на ведомость объемов работ.».

Заявитель считает действия заказчика неправомерными по следующим причинам.

1. В котировочной заявке (по форме Приложения №1) Заявитель указал, что направляет настоящую Котировочную заявку и выражает согласие участвовать в запросе котировок в электронной форме на установленных заказчиком условиях. Таким образом участник закупки выражает согласие выполнить работы, соответствующие по видам и объемам, указанным в локальном сметном расчете, являющимся обоснованием начальной максимальной цены контракта, а также Ведомости объемов работ (приложение №1 к Техническому заданию).

2. В таблице котировочной заявки (по форме Приложения №1) Заявитель указал детализацию видов работ и их объемы.

3. Также в заявке (файл Предложение о характеристиках товара по форме Приложения №3) Заявителем были указаны характеристики товаров (материалов), предлагаемых к применению при производстве работ.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Согласно п. б) ч.13 ст. 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать сведения о результатах рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе об основаниях отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

В протоколе №97 о подведении итогов от 18.07.2022, опубликованном в ЕИС 19.07.2022, содержится указание на конкретные положения документации о закупке, которым не соответствует отклоненная заявка Заявителя, а именно – не соответствие п. 15, п.п. 11 Извещения о проведении запроса котировок.

Указанные действия Заказчика не нарушают положения ч.13, ч.14 ст.3.2 Закона о закупках в части соблюдения обязательных требований к содержанию протоколов, а также п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках в части соблюдения обязательного принципа информационной открытости при проведении закупок.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п.п. 11 п. 15 Извещения о проведении запроса котировок в числе документов, представляемых участниками закупки в составе заявки, должно быть представлено предложение участника о качественных, технических, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) по форме, указанной в Приложении № 3 к Извещению. Из п. 11 Извещения следует, что непредставление обязательных документов, является риском участника закупки, подавшего котировочную заявку, и является основанием для не допуска участника закупки к участию в запросе котировок в электронной форме.  

Участник закупки представил в составе заявки предложение по форме Приложения №3, в котором указал характеристики товаров, однако, не указал виды работ, являющихся предметом закупки.

Следовательно, заявка Заявителя отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием предложенного в заявке пакета документов требованиям, установленным Извещением о закупке.

Заявитель не обращался к Заказчику за разъяснениями документации в части описания предмета закупки, определения параметров эквивалентности товара.

В соответствии с правовой позицией, указанной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия                          

                                  

РЕШИЛА:

 

           Признать жалобу «_________» (вх. от 25.07.2022 № 7703-эп/22) на действия Заказчика АО «ЮРЭСК» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по ремонту фасада здания (склада) и благоустройству прилегающей территории для Советского филиала АО «ЮРЭСК», извещение № 32211526683, необоснованной.

         

           Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                                 «_________»

 

                                                                                                                «_________»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны