Решение б/н Решение и предписание по делу №086/01/15-1798/2021 от 30 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу086/01/15-1798/2021

 

резолютивная часть решения оглашена «23» мая 2022 года

решение в полном объеме изготовлено «30» мая 2022 года                                                                     г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<<--->>;

Члены Комиссии:

 

<<--->>;

<<--->>;

<<--->>,

рассмотрев дело №086/01/15-1798/2021 по признакам нарушения Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ул. Студенческая, д. 2, г. Ханты-Мансийск, 628007) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании комиссии представителя заявителя Межрегиональной общественной экологической организации Зеленый фронт, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя ответчика Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица ООО «НЕОРЕСУРСЫ», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица ООО «НЕОЭКОЛОГИЯ», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступило заявление Межрегиональной общественной экологической организации «Зелёный фронт», указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Депнедра Югры), при предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «НЕОРЕСУРСЫ» (далее - ООО «НЕОРЕСУРСЫ») по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 200-ФЗ (далее - ЛК РФ), без проведения торгов.

В связи с наличием в действиях Депнедра Югры признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в предоставлении во временное пользование лесного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 16,6700 га, расположенного по адресу: Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Нижневартовское лесничество, Нижневартовское участковое лесничество, Нижневартовское урочище, кадастровый номер/номер учётной записи в государственном лесном реестре <<--->>, ООО «НЕОРЕСУРСЫ» по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов0047/21-07-ДА от 15.04.2021, в нарушение требований ЛК РФ, без проведения торгов, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение от 12.10.2021 №086/01/39.1-8/2021 о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранению причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранению последствий такого нарушения в срок до 15.11.2021, путем принятия всех мер, направленных на возврат указанного лесного участка, переданного ООО «НЕОРЕСУРЫ» по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов №0047/21-07-ДА от 15.04.2021.

В указанный срок предупреждение Депнедра Югры не исполнено.

Кроме того, 12.11.2021 от Депнедра Югры поступило заявление о признании незаконным указанного предупреждения.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного, Ханты-Мансийским УФАС России издан приказ от 29.11.2021132/21 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №086/01/15-1798/2021 по признакам нарушения Депнедра Югры части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела №086/01/15-1798/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (№АМ/9672/21 от 07.12.2021г.) рассмотрение дела назначено на 18.02.2022 года, к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «НЕОРЕСУРЫ».

Определением об отложении рассмотрения дела от 18.02.2022 (исх.№АМ/1311/22 от 21.02.2022) рассмотрение дела №086/01/15-1798/2021 назначено к рассмотрению на 21.03.2022, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «НЕОЭКОЛОГИЯ» (далее - ООО «НЕОЭКОЛОГИЯ»).

В соответствии с определением от 18.02.2022 (исх.№АМ/1311/1//22 от 21.02.2022) срок рассмотрения дела №086/01/15-1798/2021 продлен до 06.09.2022.

На основании определения об отложении рассмотрения дела от 21.03.2022 (исх.№АМ/2184/22 от 24.03.2022) рассмотрение дела №086/01/15-1798/2021 назначено к рассмотрению на 29.04.2022.

Определением от 29.04.2021г. рассмотрение дела отложено на 23.05.2022г., в связи с принятием Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заключения об обстоятельствах дела.

11.05.2022г. в адрес лиц, участвующих в деле направлено заключение об обстоятельствах дела №086/01/15-1798/2021.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.05.2022г. по делу №А75-18540/2021 предупреждение признано законным (решение суда не вступило в законную силу).

23.05.2022г., Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы лицами, участвующими в деле, установила следующее.

07.04.2021 в адрес Депнедра Югры от генерального директора ООО «НЕОРЕСУРСЫ» поступило заявление о предоставлении обществу в аренду (без проведения торгов) лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры № 01/04-2021 от 02.04.2021 (далее - Заявление).

В Заявлении цель использования лесного участка указана, как строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; вид использования лесов, как строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; наименование объекта «Трансформаторная подстанция»; обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, как прилагается.

В приложении к Заявлению «Обоснование цели, вида и срока использования лесного участка» (далее - Приложение) указано наименование объекта «Трансформаторная подстанция»; цель использования лесного участка использование линий электропередачи, линий связи дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов; вид использования лесного участка строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; на проектируемом лесном участке предполагается размещение объекта «Трансформаторная подстанция» в связи с тем, что ООО «НЕОРЕСУРСЫ» привлечено в качестве исполнителя работ в рамках возбужденного исполнительного производства 202646/18/86010-ИП по факту незаконного размещения ООО «Березка» на всей площади лесного участка отходов в виде отработанных автомобильных покрышек в количестве свыше 350 000 тн.

По результатам рассмотрения Заявления, исполняющим обязанности директора Депнедра Югры вынесено решение о предоставлении ООО «НЕОРЕСУРСЫ» в границах земель лесного фонда лесного участка (частей лесного участка) в аренду (без проведения торгов) для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры № 545-З от 13.04.2021 (далее - решение).

После вынесения решения, 15.04.2021 между Депнедра Югры и ООО «НЕОРЕСУРСЫ» заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов № 0047/21-07-ДА (далее - Договор).

Согласно раздела 1 Договора, предметом Договора является то, что Депнедра Югры на основании Решения обязуется предоставить, а ООО «НЕОРЕСУРСЫ» обязуется принять во временное пользование лесной участок.

Вид разрешенного использования лесного участка согласно договору - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

ООО «НЕОРЕСУРСЫ» передается лесной участок с целью «Трансформаторная подстанция». Договор зарегистрирован 14.05.2021 Управлением Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в установленном законом порядке.

В силу абзаца 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с частью 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, определяется статьей 73.1 ЛК РФ.

Частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 73.1, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в том числе в случаях, предусмотренных статьей 45 ЛК РФ, которой регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Частями 2, 3 статьи 45 ЛК РФ определено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 ЛК РФ для строительства линейных объектов; лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

В силу части 5 статьи 45 ЛК РФ правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 статьи 21 ЛК РФ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, для осуществления которых допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» в соответствии с частью 7 статьи 21 ЛК РФ утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, пунктом 4 которого также определено, что трансформаторная подстанция всех классов напряжения относится к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Таким образом, по смыслу законодательства предоставление лесных участков без проведения торгов для такого вида лесопользования как строительство линейных объектов на землях лесного фонда допустимо только в строго определенных целях, в частности, в целях использования линейных объектов, в том числе трансформаторной подстанции всех классов напряжения. При этом из буквального толкования данной нормы следует, что вновь возводимые объекты и линейные объекты, для использования которых испрашивается земельный участок, совпадать не могут. В том случае, если на предоставляемом лесном участке линейные объекты отсутствуют, такой участок не может быть предоставлен для целей, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ.

Следовательно, предоставление лесных участков для вышеуказанных целей возможно лишь на основании части 3 статьи 45 ЛК РФ лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Материалами дела подтверждается и не представлено иное лицами, участвующими в деле, что на момент обращения в Депнедра Югры и заключения договора ООО «НЕОРЕСУРСЫ» правами в отношении каких-либо линейных объектов, перечисленных в пункте 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ (линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов), для эксплуатации которых возникла необходимость в получении лесного участка и строительства на нем, не обладало.

В силу частей 1 - 4 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Произвольное (нецелевое) предоставление земельных участком для строительства линейных объектов без осуществления публичных процедур не допускается и земельным законодательством, в частности статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Иное толкование вышеуказанных норм законодательства допускало бы неограниченное право любых заинтересованных лиц на получение по внеконкурсной процедуре лесных участков на длительный срок вне зависимости от осуществляемой ими деятельности. При этом правообладатели таких участков для создания необходимых условий эксплуатации объектов (вне зависимости от степени их готовности) согласно части 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации приобретают также права на осуществление выборочных и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан.

О необходимости подтверждения прав на линейные объекты лицам,
заинтересованным в предоставлении лесных участков, указано также в пункте 4 Приказа Минприроды России от 10.07.2020 №434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута» (далее - Приказ №434).

Так, в соответствии с пунктом 3 Приказа №343 лесные участки, находящиеся
в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам,
юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса для строительства
линейных объектов.

Согласно пункту 3.1 Приказа №343, в случаях, предусмотренных подпунктами «б» – «г» пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое выдается в соответствии со статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, подпунктами «б»-«г» пункта 3 предусмотрено использование лесов для следующих целей: (б) проведение инженерных изысканий для линейных объектов; (в) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; (г) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 3 Перечня случаев
использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что подпунктом «д» пункта 3 предусмотрено
размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 перечня видов объектов, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. №1300.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» к объектам, для размещения которых не требуется предоставление земельных участков, относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 4 Приказа №434 лесные участки, которые находятся
в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены
линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного
кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Между тем как было отмечено выше, на момент обращения в Депнедра Югры и заключения договора ООО «НЕОРЕСУРСЫ» правами в отношении каких-либо линейных объектов, перечисленных в пункте 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ, для эксплуатации которых возникла необходимость в получении лесного участка и строительства на нем, не обладало.

В связи с этим права аренды на лесной участок подлежали передаче по правилам части 3 статьи 45, статьи 21 ЛК РФ, то есть юридическому лицу, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении расположенные на испрашиваемом лесном участке линейные объекты. О необходимости подтверждения прав на линейные объекты лицам, заинтересованным в предоставлении лесных участков, указано также в пункте 4 Приказа Минприроды России от 10.07.2020 № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута».

Поскольку ООО «НЕОРЕСУРСЫ» не обладало соответствующими правами на расположенные на лесном участке линейными объектами, для целей использования которых заключен договор, в силу положений статей 21, 45, 73.1 ЛК РФ лесной участок не мог быть предоставлен ООО «НЕОРЕСУРСЫ» без проведения торгов и у Депнедра Югры отсутствовали правовые основания заключения с ООО «НЕОРЕСУРСЫ» договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности без проведения торгов.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что из имеющихся в материалах дела документов лесного участка не усматривается наличие возведенных на нём линейных объектов, ООО «НЕОРЕСУРСЫ» надлежащим образом не подтвердило основания для предоставления им лесного участка без проведения торгов по основаниям строительства линейных объектов «Трансформаторной подстанции».

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции сферой применения данного закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В рассматриваемой ситуации анализируемые действия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренцию, поскольку в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарном рынку либо права ведения деятельности на нем (Постановление Высшего Арбитражного суда 14686/10 от 05.04.2011 года; Разъяснения ФАС АЦ/39755/14 от 30.09.2014 года; Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда 8799/11 от 29.11.2011 года по делу А66-7056/2010; Определение Верховного Суда РФ 307КГ15-1408 от 24.06.2015 года; Определение Верховного Суда РФ 305-КГ16-16409 от 06.03.2017 года).

Предоставление возможности использования лесного участка, находящегося в государственной собственности, конкретному лицу без проведения торгов в отсутствие правовой нормы, позволяющей не проводить торги, лишает потенциальных претендентов (хозяйствующих субъектов) права участвовать в равной конкурентной борьбе с целью получить на праве аренды лесной участок, находящийся в государственной собственности.

Согласно статье 50 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия органов исполнительной власти подлежат антимонопольному контролю в том случае, если они ущемляют права хозяйствующих субъектов и повлияли либо могли повлиять на конкуренцию на товарном рынке.

Торги представляют собой наиболее конкурентный способ заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

При отсутствии процедуры проведения торгов потенциальные арендаторы не могли знать о выделении рассматриваемого лесного участка и заявить свои притязания на него, в связи с чем, действия Депнедра Югры противоречат требованиям, установленным частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 10.7 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временной интервал исследования товарного рынка определен с момента фактического предоставления в пользование лесного участка ООО «НЕОРЕСУРСЫ» по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов0047/21-07-ДА от 15.04.2021, сроком действия 49 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка.

Продуктовые границы рынка определены как рынок лесопользования.

Географическими границами товарного рынка являются административные границы муниципального образования Нижневартовский район, в пределах которых расположен лесной участок с кадастровым номером 86:04:0000001:36691, общей площадью 16,6700 га, предоставленный ООО «НЕОРЕСУРСЫ» по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов0047/21-07-ДА от 15.04.2021.

ООО «НЕОРЕСУРСЫ» предоставлено право на использование лесного участка в целях осуществления хозяйственной деятельности с нарушением конкурентных процедур, предусмотренных ЛК РФ.

Указанные обстоятельства создают для ООО «НЕОРЕСУРСЫ» преимущественные условия деятельности и ограничивают иных хозяйствующих субъектов в праве на получение указанного лесного участка по результатам проведения торгов, что приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Также из материалов дела следует, что 24.01.2022 Депнедра Югры направил в адрес ООО «НЕОРЕСУРСЫ» уведомление (№12-Исх-1676) о расторжении договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов0047/21-07-ДА от 15.04.2021г., ссылаясь на предупреждение Ханты-Мансийское УФАС России №086/01/39.1-8/2021 от 12.10.2021г.

01.02.2022г. ООО «НЕОРЕСУРСЫ» уведомило Депнедра Югры о передаче прав и обязанностей по указанному договору аренды лесного участка ООО «НЕОЭКОЛОГИЯ» на основании заключенного 01.10.2021г. договора переуступки прав и обязанностей по договору. ООО «НЕОРЕСУРСЫ» сообщило, что договор был заключен с целью исполнения ранее заключенного Договора об учреждении ООО «НЕОЭКОЛОГИЯ» от 30.08.2021г., в котором ООО «НЕОРЕСУРСЫ» является учредителем с долей в уставном капитале 50% (выписка из ЕГРЮЛ от 26.01.2022).

Между тем как было указано выше, поскольку заключение договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов0047/21-07-ДА от 15.04.2021г. было осуществлено с нарушением требований ЛК РФ, в том числе с признаками нарушения антимонопольного законодательства, то заключение иных договоров арендатором, предусматривающих переход прав и обязанностей по договору с иными хозяйствующими субъектами, а также использование лесного участка новым арендатором (арендаторами) также является незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Указанное заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле (в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела), а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы (часть 3 и 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции.

Комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела от 29.04.2022г. (исх.№АМ/3603/22 от 11.05.2022г.) в адрес лиц, участвующих в деле для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

Однако, представленным правом лица, участвующие в деле не воспользовались, а именно не представили свои пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи Депнедра Югры обязательного для исполнения предписания о принятии всех исчерпывающих мер, направленных на возврат лесного участка, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Нижневартовское лесничество, Нижневартовское участковое лесничество, Нижневартовское урочище, кадастровый номер/номер учётной записи в государственном лесном реестре 86:04:0000001:36691/86/05/007/2021-03/00300, переданного ООО «НЕОРЕСУРЫ» по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов №0047/21-07-ДА от 15.04.2021 и находящегося в настоящее время в пользовании у ООО «НЕОЭКОЛОГИЯ».

Руководствуясь статьей 23, часть. 1 стати 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

2. Признать в действиях Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, выразившихся в предоставлении во временное пользование лесного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 16,6700 га, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Нижневартовское лесничество, Нижневартовское участковое лесничество, Нижневартовское урочище, кадастровый номер/номер учётной записи в государственном лесном реестре 86:04:0000001:36691/86/05/007/2021-03/00300, ООО «НЕОРЕСУРСЫ» по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов0047/21-07-ДА от 15.04.2021, в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов.

3. Выдать Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязательное для исполнения предписание.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                    <<--->>

 

 

Члены Комиссии                                                                <<--->>

 

 

                                                                                              <<--->>

 

 

                                                                                              <<--->>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №36

 

30 мая 2022 года                                                                                    г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<<--->>;

Члены Комиссии:

<<--->>;

<<--->>;

<<--->>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от 30.05.2022г. по делу №086/01/15-1798/2021 о нарушении Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ул. Студенческая, д. 2, г. Ханты-Мансийск, 628007) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в срок до 24.06.2022 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем принятия всех исчерпывающих мер, направленных на возврат лесного участка, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Нижневартовское лесничество, Нижневартовское участковое лесничество, Нижневартовское урочище, кадастровый номер/номер учётной записи в государственном лесном реестре 86:04:0000001:36691/86/05/007/2021-03/00300, переданного ООО «НЕОРЕСУРЫ» по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов №0047/21-07-ДА от 15.04.2021 и находящегося в пользовании у ООО «НЕОЭКОЛОГИЯ» на основании договора переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной обводненности от 01.10.2021г., заключенного между ООО «НЕОРЕСУРЫ» и ООО «НЕОЭКОЛОГИЯ».

2. Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры проинформировать Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об исполнении пункта 1 настоящего предписания в срок до 29.06.2022 года, предоставив документальное подтверждение.

 

 

Председатель Комиссии                                                               <<--->>

 

 

Члены Комиссии                                                                           <<--->>

 

 

                                                                                                        <<--->>

 

 

                                                                                                       <<--->>

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны