Решение б/н решение по жалобе № 6754-эп/22 от 18 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-887/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2022                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 18.07.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС;

в отсутствии представителя Заказчика, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 29.06.2022 № 6754-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика М ДЭП при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку водоотводного бетонного лотка, извещение № 32211468436, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

                                                            

                                                                УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба (вх. от 29.06.2022 № 6754-эп/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия М ДЭП мо г. Ханты-Мансийск (далее – Заказчик, М ДЭП) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку водоотводного бетонного лотка, извещение № 32211468436.    

Заявитель обжалует необоснованное отклонение его заявки от участия в закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в то числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Руководствуясь частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика было направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 06.07.2022. В связи с необходимостью получения дополнительных сведений срок принятия решения по Жалобе был продлен. Рассмотрение Жалобы отложено на 14.07.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы с использованием видео-конференц-связи.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия муниципального образования г. Ханты-Мансийск в редакции от 31.05.2022 (далее – Положение о закупке).

14.06.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211468436. 20.06.2022 в извещение о закупке внесены изменения.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 14.06.2022 до 27.07.2022 08:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 27.07.2022 года.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из протокола подведения итогов от 27.07.2022 установлено, что до окончания срока подачи заявок поступило четыре заявки на участие в закупке, три из них отклонены за несоответствие документации о закупке. Комиссией Заказчика по закупкам принято решение признать закупку несостоявшейся и заключить договор с единственным участником закупки.

Заявитель считает действия Заказчика при проведении закупки неправомерными по следующим причинам.

В соответствии с Протоколом по рассмотрению и оценки Заявок №142 от 27.06.2022 заявка «_________» отклонена по причине того, что участник закупки неверно указал место поставки товара, и срок поставки товара.

Срок поставки товара, согласно новому Извещению: не позднее 20 (двадцати) календарных дней с момента заключения Договора.

Срок поставки товара, в Техническом задании Участника указан: не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с момента заключения Договора, что является не хуже срока, указанного в извещении.

Место поставки согласно новому Извещению: 628011, РФ, Тюменская область, ХМАО-Югра, город Ханты-Мансийск, причал М ДЭП (ул. Обьездная, 17).

Место поставки в Техническом задании Участника указано: 628011, РФ, Тюменская область, ХМАО-Югра, город Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, 8, база М ДЭП. Данный адрес был указан в изначальном Извещении.

Данное отличие произошло ввиду того, что Участник подал Заявку 17.06.2022 года, а корректировка Извещения была 20.06.2022 года.

Заявитель считает, что к техническим параметрам товара адрес поставки отношения не имеет, и помимо того, вышеперечисленные адреса находятся в непосредственной близости.

Заказчик с Жалобой не согласен по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о закупке, в том числе, требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. При этом, Законом о закупках не установлен конкретный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.

20.06.2022 Заказчиком были внесены изменения в документацию (Приложение № 1 (Техническое задание) и № 3 (Форма предложения) к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.

Как, пояснил Заказчик, изменения внесены исходя из потребностей Заказчика, с учетом производственных программ и необходимых сроков поставки и последующей оплаты товара. Срок и место поставки товара определены Заказчиком как существенное условие.

В соответствии с п. 23.2 Положения о закупках для участия в запросе котировок в электронной форме участники такого запроса, аккредитованные на электронной площадке, до даты и времени, которые установлены в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, подают заявки на участие в таком запросе. Подача заявок в электронной форме осуществляется с учетом требований, установленных настоящим Положением.

В пунктах 9.14. и 9.14. Положения о закупке указано, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с настоящим Положением; Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении конкурентной закупки, документацию о проведении закупки не позднее окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Согласно п. 9.15. Положения о закупке Заказчик не несет ответственности в случае, если участник закупки не ознакомился с изменениями, внесенными в извещение и документацию по закупкам, которые были размещены надлежащим образом.

Участники размещения заказа самостоятельно отслеживают возможные изменения, внесенные в извещение о проведение закупки и в документацию, размещенные в установленном порядке, соответствии с Положением о закупке Заказчика и документацией о закупке.

С момента внесения изменений в извещение (20.06.2022) направляемое предложение участника должно было соответствовать требованиям документации. Заявитель направил заявку на участие в запросе котировок 17.06.2022 в 15:07. После внесения изменений в извещение (20.06.2022) Заявитель своим правом на изменение заявки не воспользовался.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено следующее.

Заявитель подал заявку на участие в закупке 17.06.2022. Изменения в документацию внесены 20.06.2022. Срок окончания заявок установлен 27.06.2022.

В соответствии с ч.11 ст.3.3 Закона о закупках Участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

Согласно ч.7 ст.3.3 Закона о закупках в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в извещение об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацию о такой закупке, оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам конкурентной закупки в электронной форме, подавшим заявки на участие в ней.

Как пояснил оператор ЭТП, на момент внесения изменений в извещение/документацию запроса котировок 14.06.2022, на участие в процедуре не было подано ни одной заявки, в связи с чем уведомления о внесении изменений оператором электронной площадки каким-либо участникам закупок не направлялись.

20.06.2022 автоматизированной системой оператора электронной площадки направлено Заявителям, уже подавшим заявки на участие в запросе котировок, уведомление о внесении изменений в извещение/документацию запроса котировок.

Оператором ЭТП представлен скриншот, подтверждающий уведомление, направленное 20.06.2022 в личный кабинет Заявителя на электронной площадке о внесении изменений в извещение/документацию запроса котировок.

Таким образом, Комиссией Управления установлено, что у Заявителя имелась возможность внести изменения в свою заявку, поданную до внесения изменений в документацию о закупке.

Довод Заявителя о том, что измененные Заказчиком положения документации несущественны и не имеют значения, так же являются необоснованными.

В соответствии с правовой позицией указанной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к срокам и месту поставки товара, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия                          

                                  

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «_________» (вх. от 29.06.2022 № 6754-эп/22) на действия Заказчика М ДЭП при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку водоотводного бетонного лотка, извещение № 32211468436, необоснованной.

         

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                          «_________»

 

                                                                                                        «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны