Решение №ВИ/3841/21 Конкурс в электронной форме на право заключения договора на ... от 17 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
<..........> – заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<..........> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
<..........>— эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
в присутствии представителей сторон по ВКС;
рассмотрев жалобу <..........> (вх. от 20.04.2021 № 3397/ЭП) (далее — Жалоба), перенаправленную Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по расширению просек ВЛ-110 кВ Тобольского ТПО (ВЛ 110 кВ Горная - Уват с отпайками, ВЛ 110 кВ Горная - Косач с отпайкой на ПС Кирсарай, ВЛ 110 кВ Иртыш - КС-9-1, ВЛ 110 кВ Иртыш - КС-9-2, ВЛ 110 кВ Кутарбитка - Байкалово, отпайка на ПС Ингаир от ВЛ 110 кВ Менделеево - КС-8) Тобольского ТПО филиала АО "Россети Тюмень"-"Тюменские электрические сети", извещение 32009338044, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <..........> (вх. от 20.04.2021 № 3397/ЭП) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по расширению просек ВЛ-110 кВ Тобольского ТПО (ВЛ 110 кВ Горная - Уват с отпайками, ВЛ 110 кВ Горная - Косач с отпайкой на ПС Кирсарай, ВЛ 110 кВ Иртыш - КС-9-1, ВЛ 110 кВ Иртыш - КС-9-2, ВЛ 110 кВ Кутарбитка - Байкалово, отпайка на ПС Ингаир от ВЛ 110 кВ Менделеево - КС-8) Тобольского ТПО филиала АО "Россети Тюмень"-"Тюменские электрические сети", извещение 32009338044.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик допустил существенные нарушения при подсчете баллов в ходе оценки поданных участниками заявок, что повлекло нарушение прав и интересов Заявителя при определении победителя конкурса, а также положений закупочной документации и норм антимонопольного законодательства.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 29.04.2021.
До рассмотрения жалобы по существу в Ханты-Мансийское УФАС России поступили дополнительные пояснения к жалобе от Заявителя (вх. от 28.04.2021 №3869-ЭП/21).
Заявитель направил дополнение к жалобе в Ханты-Мансийское УФАС России позднее, чем за два дня до дня рассмотрения жалобы. Заказчику дополнения не направлялись. В связи с вышеизложенным, представитель Заказчика на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы заявил устное ходатайство о продлении срока принятия решения по жалобе.
Рассмотрев ходатайство Заказчика, в присутствии по видео-конференц-связи представителей Заявителя —<..........>. и <..........>. по доверенности; представителя Заказчика - <..........> по доверенности, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости получения дополнительной информации, продлила срок принятия решения по Жалобе и назначить рассмотрение жалобы на 12.05.2021 в «15» час. «40» мин.
В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 20.04.2021, в пределах срока обжалования, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, соответственно, Комиссия антимонопольного органа полномочна рассматривать данную жалобу с учетом, доводов, содержащихся в Жалобе.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках от 10.07.2020 утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети».
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
17.03.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009338044 о проведении конкурса на выполнение работ по расширению просек ВЛ-110 кВ Тобольского ТПО (ВЛ 110 кВ Горная - Уват с отпайками, ВЛ 110 кВ Горная - Косач с отпайкой на ПС Кирсарай, ВЛ 110 кВ Иртыш - КС-9-1, ВЛ 110 кВ Иртыш - КС-9-2, ВЛ 110 кВ Кутарбитка - Байкалово, отпайка на ПС Ингаир от ВЛ 110 кВ Менделеево - КС-8) Тобольского ТПО филиала АО "Россети Тюмень"-"Тюменские электрические сети".
Согласно Протоколу от 13.04.2021 выставлены следующие баллы участникам:
№ критерия |
Наименование критерия |
Баллы |
Высокий коэффициент оценок по критерию в % |
Участники |
|||||||||
<..........> | <..........> | <..........> | <..........> | <..........> | |||||||||
|
эксперт |
|
|
ФИО |
Средняя оценка на критерии с учетом высокого коэффициента |
ФИО |
Средняя оценка на критерии с учетом высокого коэффициента |
ФИО |
Средняя оценка на критерии с учетом высокого коэффициента |
ФИО |
Средняя оценка на критерии с учетом высокого коэффициента |
ФИО |
Средняя оценка на критерии с учетом высокого коэффициента |
|
Итоговая предпочтительность Конкурсной заявки |
|
|
39,51 |
46,60 |
20,90 |
52,38 |
30,47 |
|||||
|
Цена |
|
45% |
21,12 |
9,51 |
14,67 |
6,60 |
2,00 |
0,90 |
5,29 |
2,38 |
1,05 |
0,47 |
|
Опыт выполненных аналогичных работ/услуг/поставок Аналогичными с предметом закупки работами/услугами являются завершенные работы, услуги по расширению просек ВЛ 10 кВ и выше за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке и не имеющие рекламаций и претензий по исполнению договорных обязательств в объеме 80% от начальной максимальной цены лота, что составляет 107330359, 26 руб без НДС. |
0..+100 |
10% |
0 |
0,00 |
100 |
10,00 |
100 |
10,00 |
100 |
10,00 |
0 |
0,00 |
|
Положительная репутация |
0..+100 |
10% |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
100 |
10,00 |
100 |
10,00 |
0 |
0,00 |
|
Наличие квалифицированных кадровых ресурсов для выполнения проектных работ |
0..+100 |
5% |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
|
Наличие материальнщ-технических ресурсов |
0..+100 |
30% |
100 |
30,00 |
100 |
30,00 |
0 |
0,00 |
100 |
30,00 |
100 |
30,00 |
|
Сумма весовых коэффициентов (в %) |
- |
100% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Таким образом, заявка <..........> получила в сумме 39, 51 балл. Согласно пункту 2.3 таблицы «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» Приложения №3 к Закупочной документации, для сопоставления заявок участников по критерию оценки «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов», входящего в критерий оценки «Квалификация и надежность участника», участники должны предоставить следующие документы:
1) Диплом (либо свидетельство или удостоверение) на:
- инженерно-технических работников не менее 2 человек, также дополнительно документы (диплом, удостоверение или свидетельство), подтверждающие группу по ЭБ не ниже 5 группы и не ниже 3 группы при работе на высоте, с правом ответственного за безопасное производство работ с подъемными сооружениями;
- бригадира-производителя работ не менее 3 человек, также дополнительно документы (диплом, удостоверение или свидетельство), подтверждающие группу по ЭБ не ниже 5 группы;
- вальщика леса не менее 10 человек не ниже 2 разряда, также дополнительно документы (диплом, удостоверение или свидетельство), подтверждающие группу по ЭБ не ниже 3 группы;
- водителя/тракториста не менее 21 человека не ниже 3 разряда категория В-С-Е с правом управления тракторной и специальной техникой, также дополнительно документы (диплом, удостоверение или свидетельство), подтверждаюшие группу по ЭБ не ниже 2 группы;
- водителя автомобиля бригадного не менее 3 человек категории B-D;
- геодезиста не менее 2 человек.
2) Протоколы или удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках классом напряжения до и выше 1000 В (оформленные в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России актуальной редакции) на всех требуемых специалистов.
3) Документы, подтверждающие право на управление тракторной и специальной техникой.
4) Действующие трудовые договора или трудовые книжки, подтверждающие трудовые отношения участника с привлекаемыми к выполнению работ по договору специалистами (заверенные работодателем) на всех требуемых специалистов.
Согласно пояснениям представителя Заказчика Закупочная комиссия осуществила оценку и подсчет баллов по критерию «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов» на основании следующих документов:
1) Согласно справки о кадровых ресурсах (файл в заявке «21 Справка о кадровых ресурсах») Заявитель указал двух требуемых инженерно-технических работников - <..........> и <..........>.
В составе заявки на данных специалистов предоставлены удостоверения, подтверждающие не ниже 3 группы при работе на высоте (файл в заявке «22,1 Дипломы, удостоверения») и удостоверения, подтверждающие не ниже 5 группы по ЭБ (9 и 11 страница файла в заявке «22.3 Приказы, протоколы, удостоверения на комиссию 2021»). Вместе с тем, дипломы (либо свидетельства или удостоверения), подтверждающие право и квалификацию инженерно-технических работников <..........> и <..........> участник <..........> не предоставил.
Также, в справке <..........> о кадровых ресурсах указаны три бригадира-производителя работ-<..........>., <..........>, и <..........>.
Вместе с тем, в составе заявки на данных специалистов предоставлены только протоколы, подтверждающие не ниже 5 группы по ЭБ (1,2 и 15 страница файла «22,2 Протоколы по ЭБ»), однако, дипломы (либо свидетельства или удостоверения), подтверждающие право и квалификацию бригадиров — производителей работ на <..........>, <..........> и <..........> участник <..........> не предоставил.
На остальных специалистов, согласно данным справки о кадровых ресурсах, документы (диплом либо свидетельство или удостоверение), подтверждающие право и квалификацию участником были предоставлены (вальщик леса — файл в заявке «22,5 Удостоверения Вальщики леса», водитель автомобиля бригадного категории B-D — 29-31 страница файла в заявке «22,4 Удостоверения (водительские, тракториста)», геодезист — 2-3 страницы файла в заявке «22,1 Дипломы, удостоверения»).
В части требования о предоставлении протокола или удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках классом напряжения до и выше 1000, участник <..........> предоставил документы на всех требуемых специалистов, однако, на трех специалистов (<..........>, <..........>, <..........>) данные документы не подтверждают требуемые сведения, так как срок проверки знаний правил работы в электроустановках истек 21.11.2020г. (1-3,9-11 страница файла в заявке «22,3 Приказы, протоколы, удостоверения на комиссию 2021»), а иных документов, подтверждающих проверку знаний правил работы в электроустановках, участником не предоставлено.
В части требования о предоставлении документов, подтверждающих право на управление тракторной и специальной техникой, участник <..........> предоставил все требуемые документы (файл в заявке «22.4 Удостоверения (водительские, тракториста)»).
В части требования о предоставлении действующих трудовых договоров или трудовых книжек, участник <..........> предоставил все требуемые документы (файлы в заявке «22.6 Копии трудовых книжек», «22.7 Трудовые договора часть 1» и «22.7 Трудовые договора часть 2»).
Согласно пункту 2.2 раздела 2 Приложения №3 к Закупочной документации, оценка и сопоставление заявок участников и расчет рейтинга по критерию «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов» осуществляется в части кадровых ресурсов, по которым имеются предусмотренные Закупочной документацией документы, подтверждающие право и квалификацию указанных в «Справке о кадровых ресурсах» из расчета двух значений баллов:
0 баллов — при недостаточности квалифицированных кадровых ресурсах и/или документов, подтверждающих квалификацию;
100 баллов — при полном наличии или превышении квалифицированных кадровых ресурсах и в полном объеме документов, подтверждающих квалификацию.
Таким образом, по критерию «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов» <..........> присвоено 0 баллов, в связи с предоставлением участником документов на сотрудников, подтверждающих квалификацию не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 6.2.1. Закупочной документации, Закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок участников в соответствии с порядком и критериями, установленными документацией о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет. Документы и сведения, предоставляемые участниками для оценки по критерию «Квалификация и надежность участника» не являются общедоступными и проверка сведений через источники информации, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет невозможна.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на 10 установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Установленные заказчиком требования, связанные с финансовыми показателями, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу <..........> (вх. от 20.04.2021 № 3397/ЭП) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по расширению просек ВЛ-110 кВ Тобольского ТПО (ВЛ 110 кВ Горная - Уват с отпайками, ВЛ 110 кВ Горная - Косач с отпайкой на ПС Кирсарай, ВЛ 110 кВ Иртыш - КС-9-1, ВЛ 110 кВ Иртыш - КС-9-2, ВЛ 110 кВ Кутарбитка - Байкалово, отпайка на ПС Ингаир от ВЛ 110 кВ Менделеево - КС-8) Тобольского ТПО филиала АО "Россети Тюмень"-"Тюменские электрические сети", извещение 32009338044, необоснованной.
Председатель Комиссии <..........>
Члены Комиссии: <..........>
<..........>