Решение №02/1226/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 1276/24 от 27 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-196/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.02.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 27.02.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <...>;

Члены комиссии:

-<...>;

- <...>;

в присутствии на заседании посредством онлайн-видеоконференции представителя заявителя ООО <...>;

в присутствии на заседании посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика АУ <...>;

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО <...> (вх. № 1276/24 от 12.02.2024) на действия Заказчика АУ <...> при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах <...> (КЭ-021.23), (реестровый номер извещения 32313148992),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <...> (далее по тексту — Заявитель) (вх. № 1276/24 от 12.02.2024) на действия Заказчика АУ <...> (далее по тексту - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах<...>, (реестровый номер извещения 32313148992).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела, дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 22.02.2024 10:00, Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 12.02.2024.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 20.02.2024. В ходе рассмотрения жалобы установлена необходимость в продлении срока принятия решения по жалобе. Рассмотрение жалобы назначено на 21.02.2024.

Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

28.12.2023 Заказчиком объявлен конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах <...> (реестровый номер извещения 32313148992).

В соответствии с п.З (редакция 4 Документации) Информационной карты: Участник закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения и (или) документации о закупке не позднее «12» февраля 2024 года.

Однако при подаче запроса 10.02.2024, площадка информирует о том, что запрос может быть оставлен без рассмотрения.

Таким образом, Заказчик умышленно ограничил потенциальных Участников в возможности уточнить положения Документации.

Заказчик установил Критерии для проведения Конкурса, а именно:

а) Стоимостные критерии оценки:

I. Цена договора

б) Не стоимостные критерии оценки:

II. Качество товара (работ, услуг).

III. Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом договора.

Критериям определены Коэффициенты значимости:

Цена договора - 40%

Качество товара (работ, услуг) - 25%

Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом договора - 30%

Заявитель отмечает, что при сложении всех значимостей получается - 95%.

Также Заявитель указывает, что внесенными изменениями от 10.02.2024 уменьшена максимальная планка по исполненным договорам до 330 млн руб. Заявитель полагает, что данные изменения носят явный характер, направленный на нарушение принципов антимонопольного законодательства.

Так же Заказчиком введен критерий «репутация», который описан следующим образом: Оценивается на основании: информации на сайте http://www.arbitr.ru о наличии вступивших в законную силу судебных решений не в пользу Участника закупки в качестве ответчика за 5 предшествующих календарных лет. Заявитель считает, что само по себе наличие судебных дел, даже проигранных, не говорит о негативной репутации Исполнителя. Так, например, множество страховых вопросов решаются посредством судебных решений. Также могут быть поданы в суд, например, вопросы имущественного характера, никоим образом не влияющие на репутацию. Сам акт наличия проигранных судов не является показателем Отсутствия репутации.

Для оценки заявок в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

1. В соответствии с вышеуказанным Постановлением оценка по критерию Цена рассчитывается по формуле:

 

Заказчик же указывает:

 

 

Заявитель считает, что таким Образом Заказчик установил оценку по критерию, не соответствующую законодательству, и уменьшает значимость оценки по данному критерию.

Сама значимость критерия 40% занижена, задача заказчика - нивелировать ценовой критерий и ограничить конкуренцию и прозрачность закупки путем изменения и корректировки неценовых критериев, что фактически следует из корректировки Документации по данной закупке. На сегодняшний день опубликована уже 5 редакция Документации, в которой в т.ч. меняются критерии и их значимость.

II. Следующим доводом жалобы является установление, по мнению Заявителя, излишнего требования, вводимого участников закупки в заблуждение, о предоставлении качественных характеристик по критерию «Качество товара (работ, услуг)».

Постановлением Правительства указан закрытый перечень документов, а именно: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

Однако данный пункт не предполагает предоставления бухгалтерской отчетности, Кроме того, ее представление за 2023 год не представляется возможным ни поквартально ни каким другим образом с отметкой налогового органа, т.к. Организации, находящиеся на спецрежиме налогообложения, не обязаны сдавать поквартальную отчетность, а срок сдачи отчетности и уплаты налогов за 2023 год - до 31 марта 2024 г.

В возражениях на Жалобу Заказчик указал на следующее.

Заказчик при закупке товаров, работ, услуг руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг Автономного учреждения <...>, разработанным в соответствии с Законом о закупках, с учетом положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которым формирует условия и требования Документации о закупке, применяя их исключительно в равной мере ко всем Участникам

В силу пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Закупка: <...> проводится в соответствии со следующими нормами:

1. Положением о закупке <...> (в действующей редакции);

2. статьей 3.4. Закона о закупках;

3. подпунктом б пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 №1352.

Согласно пункту 4.1. Положения о закупках, Заказчик осуществляет конкурентные и неконкурентные закупки с учетом установленных Положением о закупках способов закупок, условий их применения и порядка осуществления.

В пунктах 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках указано, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

На основании части 2 статьи 2 Закона о закупках основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Выигравшим открытый конкурс (торги) признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленным заказчиком в конкурсной документации на основании положения о закупке.

2. В части доводов Заявителя о наличии несоответствия в Разделе IV Документации о проведении закупки, а именно в «Порядке подведения итогов оценки и сопоставления заявок по критериям» и в критерии «Сведения о деловой репутации участника закупки», Заказчик сообщает что внесены изменения, в части устранения технической ошибки (опечатка) и детализации критерия «Сведения о деловой репутации участника закупки».

3. В части доводов Заявителя: «Критерий оценки «Качество товара (работ, услуг)» ведет исключительно к запутыванию участников, усложнению подачи заявки, уменьшению оценки при сопоставлении заявок», Заказчик подчеркивает, что предметом закупки является «выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах».

Данный предмет закупки предполагает наличие у Исполнителя специалистов и(или) службы, с инженерно-техническим образованием и опытом работы.

В компетенцию указанных специалистов входит в том числе, как знание нормативно- технической и методической документации, так и умения в процессе работы (оказании услуг) применения их, а также и создание документов нормативно-технической и методической направленности.

К данному виду документации, нормативно-технической и(или) методической, относятся и запрошенные сведения в форме «Качество товара (работ, услуг)».

Успешное формирование и предоставление данного документа квалифицированным инженерно-техническим персоналом, очевидно, что не должно представлять особенных затруднений.

В целях определения наилучших предлагаемых условий исполнения договора, которые позволят обеспечить наилучшее качество выполнение работ (оказание услуг), заказчику необходимо определить исполнителя, в том числе учитывающего и применяющего наиболее эффективные технологические решения, методы производства труда, соблюдающего все требования по охране труда и техники безопасности.

Именно этой цели и служит предоставление участником закупки информации как о своих квалификации и опыте, так и о качественных характеристиках предлагаемых работах (услугах), в виде заполненных форм сведений:

- Качество работ, услуг;

- Квалификация;

- Сведения о деловой репутации.

Участник закупки предоставляет сведения в таблице, установленной в Форме №5 Предложение о качестве товаров, работ, услуг (далее - Форма № 5)

Для получения соответствующего количества баллов по критерию участник обязан руководствоваться требованиями, установленными настоящим порядком оценки (Раздел 7 Документации о проведении закупки) и инструкцией по заполнению заявки (Форма № 5 Раздел 3 Документации о проведении закупки).

Так, инструкцией по заполнению заявки (Форма № 5 Раздел 3 Документации о проведении закупки) установлено, что описание предложения Участника должно быть конкретным, однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований. Для исключения двоякого, двусмысленного толкования, предложение участника формируется без использования таких слов и словосочетаний как: «с большой долей вероятности», «предполагается», «предположительно», «возможно», «вероятно», «может», «могут», «могут быть», «обязан», «не обязан», «требуется», «должен (-на, ны, но)», «не должен (-на, ны, но)», «должен (-на, ны, но) быть», «не должен (-на, ны, но) быть» «может быть».

При описании свойств объекта закупки допускается использование различных словосочетаний и выражений, за исключением приведенных в Инструкции по заполнению формы «Качество товара (работ, услуг)».

Действующими нормативно-правовыми актами не установлены императивные нормы по порядку изложения должностных обязанностей, в должностных инструкциях допускается, помимо прочего, разделение права и обязанностей работника на соответствующие разделы без применения слов, указанных в Инструкции по заполнению формы «Качество товара (работ, услуг)».

4. В приложение № 1 к Положению о закупке установлен примерный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, который может быть использован Заказчиками для проведения оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом следует отметить, что положения данного порядка не носят императивного характера, не является исчерпывающим, и заказчик вправе установить порядок оценки в определенной закупке, исходя из различий и особенностей оценки разных сфер закупаемых товаров (работ, услуг), в том числе детализирующие показатели, предельные значения детализирующих показателей, и т.п.

В Разделе IV Документации о проведении закупки, четко определены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.

Кроме того, детализированная инструкция содержится в Форме №5 Предложение о качестве товаров, работ, услуг (далее - Форма № 5).

Неоднократные ссылки и примеры в жалобе Заявителя на Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 №2604 (далее - Постановление №2604), которым утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке заявок) не подтверждает обоснованность жалобы, так как Положение об оценке заявок применяется в закупках на основании Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Как и Судебная практика, на которую ссылается Заявитель в жалобе, касается государственных и муниципальных закупок, проводимых на основании Закона о контрактной системе, а Конкурс проводится на основании Закона о закупках.

Как указывает Заказчик, со стороны Заявителя не представлено мотивированных пояснений либо достаточных доказательств, подтверждающих, что Заказчики, проводящие закупку в соответствии с Законом о закупках, должны учитывать при оценке гражданско-правовые договоры, а не только контракты, заключенные на основании Закона о контрактной системе, и договоры, заключенные на основании Закона о закупках.

5. В части довода Заявителя «Заказчик установил в конкурсной документации нестоимостной критерий оценки заявок на участие в конкурсе, указав, что к оценке принимаются только контракты, заключенные в соответствии с Закона о закупках, либо договоры, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе сообщаем следующее.

В соответствии с нормами, регламентируемыми частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с нормами, регламентируемыми пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Законом о закупках прямо не регулируется порядок оценки заявок на участие в закупках, в том числе установление критериев оценки заявок.

Законом о закупках, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Таким образом, установление условий, что к оценке принимаются только контракты, заключенные в соответствии с Законом о закупках, либо договоры, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, является правомерным.

Данный вывод подкреплен практикой, в частности определением Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 305-КГ 17-2243; решением Московского УФАС России от 23.11.2022 по делу №077/07/00-17133/2022; решением Удмуртского УФАС России от 20.01.2023 N 018/07/3-3 8/2023.

6. Далее Заказчик указывает в части довода Заявителя: «внес вышеперечисленные изменения в критерии оценки и тем самом нарушил Закон о защите конкуренции», что ввиду отсутствия запрета на внесение изменений заказчиком, нет возможности определить взаимосвязь между внесением изменений заказчиком и нарушением Федерального закона.

В соответствии с п. 32 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2021) мнение участника закупки о возможных иных критериях и порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке само по себе не указывает на нарушение Закона о закупках и не может придать другое истолкование нормам Закона о закупках.

7. Как указывает Заказчик, ему как Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС20-24221, от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423).

Таким образом, целесообразность установления в закупочной документации тех или иных требований к участникам, критериев оценки поступающих от участников предложений, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки антимонопольного органа. Само по себе несогласие антимонопольного органа с условиями закупочной документации по мотиву предпочтительности установления иных условий (критериев оценки) не может служить основанием для вывода о наличии нарушений в действиях заказчика и для вмешательства антимонопольного органа в закупочную деятельность заказчика.

Требования Закона о закупках об экономически эффективном расходовании денежных средств и сокращении издержек заказчика при осуществлении закупок предполагают, что при приобретении товаров, работ, услуг заказчик стремится минимизировать свои издержки при сохранении требуемого уровня качества, то есть обеспечивает необходимый ему баланс между экономичностью и результативностью закупки.

Кроме того, согласно позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502, является недопустимым вмешательство кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам самостоятельно, установление в закупочной документации максимально конкретных и четких критериев допуска заявок направлено на обеспечение справедливости и равноправия участников закупки и недопустимости субъективного правоусмотрения заказчика при разрешении вопроса о допуске заявки к участию в закупке.

В пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Само по себе установление заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

Довод заявителя о том, что требование о наличии опыта не менее 10% начальной (максимальной) цены договора и предельное максимальное суммарное значение, существенно ограничивает конкуренцию и снижает круг потенциальных участников закупки является не обоснованным. Так, судом указано, что из пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, следует, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Таким образом, по мнению Заказчика, невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.

Включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, нарушение равноправия, справедливости, создание дискриминации.

Ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников путем установления определенных требований к участникам, а лишь незаконное ограничение круга потенциальных участников закупки путем установления требований, не соответствующих положениям закона.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, а также позицию сторон, пришла к следующим выводам.

Относительно довода Заявителя о наличии ошибки в «Порядке подведения итогов оценки и сопоставления заявок по критериям» и в критерии «Сведения о деловой репутации участника закупки», Заказчиком были внесены изменения в части устранения технической ошибки и детализации критерия «Сведения о деловой репутации участника закупки».

В связи с вышеизложенным, данный довод Заявителя признается необоснованным.

В части довода заявителя относительно установления максимальной планки по исполненным договорам до 330 млн. рублей Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Как следует из Критерия и порядок оценки «Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом договора», суммарная стоимость всех учитываемых контрактов (договоров), принимаемая к зачету для оценки, ограничена предельным максимальным суммарным значением 330000000,00 (Триста тридцать миллионов) рублей, за последние 5 лет. Контракты (договоры), превышающие предельное максимальное суммарное значение 330000000,00 (Триста тридцать миллионов) рублей оценке, не подлежат.

По мнению Комиссии Управления, установление в порядке оценки предельного максимального значения, или предельного минимального значения, или предельного максимального значения и предельного минимального значения обусловлено потребностью (целью) Заказчика в определении самого квалифицированного участника, но в то же время созданием конкуренции для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целью установления указанного порядка оценки является, в том числе, защита большого количества участников, имеющих средний опыт работы на соответствующем рынке, от очень крупных участников этого же рынка, имеющих крайне большой опыт, предоставление которого фактически не дает права на конкуренцию участникам со средним опытом работы.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, Заявителем не представлено.

В связи с вышеизложенным, данный довод Заявителя признается необоснованным.

В части довода Заявителя об установлении критерия «репутация», по которому оценивается информация на сайте на сайте http://www.arbitr.ru о наличии вступивших в законную силу судебных решений не в пользу Участника закупки в качестве ответчика за 5 предшествующих календарных лет, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает следующее.

В Соответствии с Критерием и порядком оценки, для оценки заявок (предложений) Заказчик установил критерии оценки: «Сведения о деловой репутации участника закупки».

Значимость критерия: 5%.

Коэффициент значимости критерия составляет 0,05

Содержание показателя: количество вступивших в силу судебных решений, по которым участник размещения заказа привлекался в качестве ответчика, и был установлен факт неисполнения или ненадлежащего исполнения участником размещения заказа договорных обязательств по результатам выполненных работ по предмету конкурса за последние 5 лет до даты размещения извещения о закупке.

Сведения предоставляются в таблице, установленной в Форме №2 раздела V «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ».

Сведения, представляемые участником, проверяются заказчиком на достоверность посредством сайта www.arbitr.ru.

Оценивается на основании: информации на сайте http://www.arbitr.ru о наличии вступивших в законную силу судебных решений не в пользу Участника закупки в качестве ответчика за 5 предшествующих календарных лет:

в случае отсутствия на сайте http://www.arbitr.ru информации о наличии вступивших в законную силу судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика 100 баллов, в случае выявления на сайте http://www.arbitr.ru информации о наличии вступивших в законную силу судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика 0 баллов.

Необходимо отметить, что вопреки доводам Жалобы, Заказчик установил, что к оценке принимаются не все судебные решения (к примеру, решения по вопросам имущественного характера или страховых вопросов, как на это указывает Заявитель), а те судебные решения, по которым участник размещения заказа привлекался в качестве ответчика, и был установлен факт неисполнения или ненадлежащего исполнения участником размещения заказа договорных обязательств по результатам выполненных работ по предмету конкурса за последние 5 лет до даты размещения извещения о закупке.

Таким образом, оцениваются судебные решения по аналогичным предмету закупки спорам.

В рассматриваемом случае спорные требования по критерию «Деловая репутация» в равной степени применялись ко всем участникам закупки, доказательств обратного суду не представлено. Указанный критерий не предоставлял преимущественного положения какому-либо участнику закупки.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Требования по критерию «Деловой репутации участников» не создали преимуществ отдельным лицам, а служили дополнительными гарантиями своевременного выполнения победителем закупки своих обязательств по договору с Заказчиком (аналогичная позиция изложена по делу № А75-4714/2022).

Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, в связи с чем при проведении закупок Заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемых характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Таким образом, указанный довод Заявителя Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает необоснованным.

Относительно довода Заявителя об установления заниженной значимости критерия 40 % и применения формулы, несоответствующей Постановлению № 2604, Комиссия сообщает следующее.

- Ссылка на Постановление №2604, которым утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в данном случае не может быть применимо ввиду того, что указанное Положение применяется при проведении закупочных процедур в рамках Закона о контрактной системе.

- В Положении о закупках Заказчика в Приложении № 1 «Примерный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, запросе предложений», установлено следующее:

Для применения настоящего порядка Заказчику необходимо включить в документацию о закупке конкретные критерии, конкретизировать предмет оценки и сопоставления по каждому критерию, установить требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки и сопоставления по каждому критерию, установить значимость критериев.

Совокупная значимость всех критериев должна быть равна ста процентам.

Установлено, что по критерию оценки «цена договора» значимость критерия в процентах составляет не менее 20 процентов.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает необходимым отменить, что согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик, самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик вправе по своему усмотрению раскрыть значимость критерия.

В связи с вышеизложенным, данный довод Жалобы Заявителя признается несостоятельным.

Относительно установления дополнительного критерия о предоставлении налоговых декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за каждый год заявленного опыта с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы в соответствии с Федеральным Законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

10.02.2024 Заказчиком внесены изменения в закупочную документацию, в том числе и в Критерии и порядок оценки заявок. Согласно новой редакции, в подтверждения заявленного опыта, дополнительно к договорам и актам, Участник конкурса предоставляет годовую бухгалтерскую отчетность за 2019 - 2022 годы, и ежеквартальную бухгалтерскую отчетность за 2023 год (за 4 квартал 2023 при наличии), с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы в соответствии с Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

Для упрощенной системы налогообложения:

- налоговые декларации по налогу за 2019 - 2022 годы, и ежеквартальную бухгалтерскую отчетность за 2023 год (за 4 квартал 2023 при наличии), уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы в соответствии с Федеральным Законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

Как пояснил Заказчик, предоставлении бухгалтерской отчетности необходимо ввиду оценивания участников закупки по установленным показателям исходя из финансовой устойчивости данных участников.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Часть 1 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете определяет, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

В силу части 4 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта установлена обязанность ее предоставления (часть 4 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В силу части 5 указанной статьи промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

Исходя из положений пункта 48 приказа Минфина России от 06.07.1999 № 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)", месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточной.

В закупочной документации не установлено обязательных требований о предоставлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 4 квартал 2023 год или за 2023 год, а только те отчетности, которые на момент проведения закупочной процедуры уже имеются (должны иметься в соответствии с законодательством РФ) у организаций.

Следовательно, у потенциальных участников отсутствовали препятствия для предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 - 2022 годы, и ежеквартальную бухгалтерскую отчетность за 2023 год (за 4 квартал 2023 при наличии).

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает данный довод необоснованным.

По доводу жалобы относительно установления критерия оценки «Качество товара (работ, услуг)», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с Закупочной документацией Заказчика, для оценки по критерию «Качество товара (работ, услуг)» Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке:

обеспечение надлежащей технологии выполнения работ (оказания услуг);

осуществление своевременного контроля качества выполнения работ (оказания услуг);

соблюдаемые правила обеспечения безопасности при выполнении работ (оказании услуг).

Под обеспечением надлежащей технологии выполнения работ (оказания услуг) (первое свойство) понимаются совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения договора, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, включая последовательность действий при выполнении работ (оказании услуг) по договору, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.

Под осуществлением своевременного контроля качества выполнения работ (оказания услуг) (второе свойство) понимаются методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ (оказанных услуг), методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ (оказании услуг), указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) осуществляемые уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества выполнения работ (оказания услуг).

Под соблюдаемыми правилами обеспечения безопасности при выполнении работ (оказании услуг) (третье свойство) понимается совокупность мер, направленная на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемая, в том числе, посредством проведения инструктажей с указанием видов таких инструктажей.

Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в техническом задании, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в техническом задании, и действующим нормативно-правовым актам.

В рамках критерия «Качество товара (работ, услуг)» под «Наличием предложения участника конкурса о качестве товара (работ, услуг)» понимается предоставление в составе заявки предложения о качестве выполнения работ (оказания услуг), содержащего описание всех свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем порядке оценки и инструкцией по заполнению заявки (Форма № 5), в противном случае представленное предложение о качестве выполнения работ (оказания услуг) трактуется как «Отсутствие предложения участника конкурса о качестве товара (работ, услуг»).

Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (в том числе в случае наличия ссылок на недействующие нормативно-технические и(или) нормативно-правовые документы), и/или требованиям технического задания, и/или требованиям инструкции по заполнению заявки (Форма № 5) трактуется как «Отсутствие предложения участника конкурса о качестве товара (работ, услуг)». В случае, если участником закупки указывается, что все работы (услуги) будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как «Отсутствие предложения участника конкурса о качестве товара (работ, услуг)».

В рамках критерия «Качество товара (работ, услуг)» соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки и инструкции по заполнению заявки (Форма № 5), вне зависимости от степени детализации таких сведений. При этом, информация, содержащаяся в рамках описания одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника.

При формировании предложения о качестве выполнения работ (оказания услуг) участник закупки должен не продублировать требования технического задания, а сформировать и представить описание о качестве выполнения работ (оказания услуг) с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по шкале оценки:

Отсутствие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг): 0 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг): 100 баллов.

Согласно Документации к закупке, при заполнении формы «Качество товара (работ, услуг)» участники руководствуются следующей инструкцией:

Участник в форме «Качество товара (работ, услуг)», в столбце №1 указывает наименование первого свойства объекта закупки в рамках строки №1. В столбце №1 указывает наименование второго свойства объекта закупки в рамках строки №2. В столбце №1 указывает наименование третьего свойства объекта закупки в рамках строки №3. В столбце №2 указывает описание свойства объекта закупки в рамках строки №1, указанного в столбце №1 формы «Качество товара (работ, услуг)» в рамках строки №1, в соответствии с требованиями, установленными в Разделе IV «КРИТЕРИИ, ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК». В столбце №2 указывает описание свойства объекта закупки в рамках строки №2, указанного в столбце №1 формы «Качество товара (работ, услуг)» в рамках строки №2, в соответствии с требованиями, установленными в Разделе IV «КРИТЕРИИ, ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК». В столбце №2 указывает описание свойства объекта закупки в рамках строки №3, указанного в столбце №1 формы «Качество товара (работ, услуг)» в рамках строки №3, в соответствии с требованиями, установленными в Разделе IV «КРИТЕРИИ, ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК». При указании в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» мер и необходимых действий, направленных на соблюдение техники безопасности, участнику следует также указать в рамках этого же столбца и этой же строки по каждому специалисту (сотруднику) выполняемые им обязанности по охране труда во время исполнения договора, определяемые с учетом специальности и занимаемой должности в объеме должностной инструкции, принятой участником закупки. В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, участнику следует также указать в рамках этого же столбца и этой же строки функции и порядок осуществления такого контроля, минимальные и максимальные сроки устранения недостатков, минимальные и максимальные сроки, порядок возмещения ущерба заказчику, в случае причинения в процессе выполнения работ (оказания услуг) по договору, на право заключения которого проводится настоящий конкурс. В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» какого-либо контроля, участнику следует указать периодичность такого контроля и ответственных должностных единиц (не персонализируя), осуществляющих такой контроль. В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» контроля за действиями непосредственных исполнителей, участнику следует не только перечислить сами способы, но и описать процесс их применения в отношении каждого специалиста (сотрудника) отдельно, а также описать последовательность действий по устранению нарушений исполнения договора, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, выявленных при контроле за действиями специалистов (сотрудников), которые будут задействованы при исполнении договора, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с описанием видов ответственности (санкций), случаев их применения и процесса их применения к каждому специалисту (сотруднику) отдельно из числа специалистов (сотрудников), которые будут задействованы во время исполнения договора, на право заключения которого проводится настоящий конкурс. Так же необходимо указать минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при выполнении работ по договору. В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» последовательности всех действий при оказании услуг по договору, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, участнику следует также указать режим работы специалистов (сотрудников) Исполнителя, периодичность выполнения всех описываемых работ и(или) оказываемых услуг и особенности привлечения соисполнителей. В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» методов, направленных на контроль качества результата выполненных работ (оказанных услуг), участнику следует также указать функции и порядок осуществления такого контроля, а также входного и выходного контроля качества материалов (товаров), используемых при выполнении работ (оказании услуг). В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» методов, направленных на контроль качества результата выполненных работ (оказанных услуг), участнику следует, в том числе, описать методы ведения контроля и контроля временных параметров выполнения работ (оказания услуг), в том числе разными способами. В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» методов, направленных на контроль качества результата выполненных работ, участнику следует также указать периодичность такого контроля и ответственных должностных единиц (не персонализируя), осуществляющих такой контроль и указать комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника конкурса по проверке соблюдения работниками участника конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении договора. Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника конкурса при указании мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые. В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» последовательности всех действий при выполнении работ (оказании услуг) по договору, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, участнику следует также указать в рамках этого же столбца и этой же строки перечень специалистов (сотрудников), задействованных при выполнении работ (оказании услуг) по договору, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту (сотруднику), должностей, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, вида трудоустройства, количества таких специалистов, а так же периодичность и порядок прохождения сотрудниками (специалистами) мероприятий по повышению квалификации и(или) переподготовки. В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» методов, направленных на контроль качества результата выполненных работ, участнику следует, в том числе, описать методы направленные на стимулирование деятельности персонала, которые должны подразделяться на материальные и нематериальные методы. В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» соблюдаемых правил обеспечения безопасности при выполнении работ, участнику следует также указать принятые меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также представить сведения о мероприятиях, направленных на стимулирование вакцинации от новой коронавирусной инфекции в отношении работников Участника. В случае указания в столбце №2 формы «Качество товара (работ, услуг)» методов, направленных на контроль качества результата выполненных работ, участнику следует также указать методы и мероприятия, направленные на повышение мотивации сотрудников в процессе выполнения работ (оказания услуг) и повышения уровня квалификации, в том числе путем расширения заинтересованности во внедрении новаторских, рационализаторских решений. При формировании и описании свойств объекта закупки участник представляет описание свойств объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств, которые не должны повторить требования и(или) положения Технического задания со всеми его приложениями и(или) положения нормативной документации. Описание свойств объекта закупки участник закупки должен сформировать и разработать с использованием информации Технического задания и приложений к нему, являющихся неотъемлемой частью Технического задания, в полном соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, в том числе указанных в описании объекта закупки. Вся информация, содержащаяся в предложении о качественных характеристиках объекта закупки, должна быть сформирована и описана в структурированном виде: любая представленная информация, относящаяся к описанию какого-либо свойства объекта закупки, должна соотноситься с соответствующим свойством объекта закупки, то есть в рамках описания одного свойства объекта закупки должна быть изложена информация, относящаяся однозначно только к этому свойству объекта закупки. Описание предложения Участника должно быть конкретным, однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований. Для исключения двоякого, двусмысленного толкования, предложение участника формируется без использования таких слов и словосочетаний как: «с большой долей вероятности», «предполагается», «предположительно», «возможно», «вероятно», «может», «могут», «могут быть», «обязан», «не обязан», «требуется», «должен (-на, ны, но)», «не должен (-на, ны, но)», «должен (-на, ны, но) быть», «не должен (-на, ны, но) быть» «может быть».

Комиссия считает необходимым отметить, что согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

В составе закупочной документации имеется Техническое задание на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Ледовый дворец на 2000 мест», Гостиница «Олимпийская», Культурно-развлекательный комплекс «Арена-Югра».

Пунктом 22 Документации о закупке установлено, что место, условия и сроки поставки товара, утверждены в соответствии с Техническим заданием (Приложение II к документации о закупке).

Как следует из п. 4 Технического задания, настоящее техническое задание устанавливает:

- состав и порядок выполнения работ по проведению технического обслуживания инженерных систем и оборудования (далее – ТОИС);

- сроки по устранению аварий и аварийных ситуаций на объектах;

- требования, предъявляемые к обслуживающей организации (Исполнителю);

- регламенты проведения ТО и ППР;

- порядок действий персонала Исполнителя по техническому обслуживанию инженерных систем.

Также проектом договора (п.1.3.) установлено, что выполнение работ по настоящему договору осуществляется Исполнителем в соответствии с Техническим заданием, прилагаемым к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью.

Необходимо учесть, что подавая заявку на участие в закупке, участник конклюдентно соглашается со всеми условиями, установленными в закупочной документации, в том числе и с объемом работ, требуемых выполнить.

Таким образом, Заказчик устанавливает условия выполнения требуемых работ в Техническом задании, выполнение работ производится в соответствии с техническим заданием.

Как указано в Закупочной документации, при формировании предложения о качестве выполнения работ (оказания услуг) участник закупки должен не продублировать требования технического задания, а сформировать и представить описание о качестве выполнения работ (оказания услуг) с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.

При этом, описание о качестве выполнения работ не влияет на объем или условия выполняемых работ, победитель в любом случае выполняет работы исключительно в соответствии с техническим заданием.

Комиссия отмечает, что Заказчик не учитывает, что подобного рода критерии не могут быть установлены без соблюдения баланса частных интересов заказчика и публичных интересов расширения количества участников торгов, предотвращения различных злоупотреблений и недопущения ограничения конкуренции на торгах, что установлено законодательством о защите конкуренции, в том числе Законом о закупках. При этом, рассматривая установленные в закупочной документации требования, признать их соответствующими указанным принципам закупочной деятельности не представляется возможным.

Установление подобного критерия оценки влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, является избыточным, так как не несет в себе каких-либо критериев оценки реальной способности участника выполнить работы. Заказчик требует описать процесс выполнения работ, но требований относительно к самому процессу (каким будет этот процесс: успешным, убыточным, некачественным и т.д.) документация не содержит.

Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

В связи с чем Комиссия Управления соглашается с выводами Заявителя и признает довод жалобы заявителя обоснованной.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России определила, что указанные действия Заказчика противоречат принципу, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 3 и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания АУ<...>».

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО <...> (вх. № 1276/24 от 12.02.2024) на действия Заказчика АУ <...> при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах <...> (реестровый номер извещения 32313148992), обоснованной в части доводов жалобы об установлении критерия оценки «Качество товара (работ, услуг)», необоснованной в остальной части.

2. Признать в действиях заказчика АУ <...> нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику АУ <...> обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны