Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 086/01/10-373/2023 о нарушен... от 27 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Ханты-Мансийск                                                                                                                                                     27 марта 2023 года

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) поступило заявление <.....>, содержащего информацию о возможных нарушениях Публичным акционерным обществом «Авиакомпания «ЮТэйр» (далее - ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр») антимонопольного законодательства Российской Федерации, в связи с увеличением стоимости билета на 2023 год по тарифу «минимум» по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» (далее - Маршрут) с 3 225 рублей до 8 885 рублей.

В ходе анализа представленной в рамках рассмотрения указанного заявления информации установлено, что до 2023 года маршрут «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» субсидировался из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках постановления Правительства округа от 30.12.2021 № 636-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Современная транспортная система».

В соответствии с условиями субсидирования тарифы устанавливались на уровне, утвержденном в соответствии с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациями воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 (ред. от 15.06.2022) «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациями воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети» (далее - Правила).

В соответствии с Приложением № 2 к Правилам авиаперевозчик устанавливает размер специального тарифа на перевозку одного пассажира в одном направлении в салоне экономического класса воздушного судна в зависимости от протяженности маршрута.

Протяженность маршрута Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск составляет 500 км., соответственно, как следует из письменных пояснений ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», тариф на перевозку пассажиров по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» с 01.01.2022 по 31.12.2022 составлял 3 225 руб. Топливный сбор на перевозку пассажиров по указанному маршруту не взимался.

В соответствии с объявлением о проведении отбора, размещенном на официальном сайте Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, маршрут «Ханты-Мансийск - Тюмень - Ханты-Мансийск не вошел в перечень субсидируемых маршрутов в 2023 году.

Прекращение субсидирования маршрута подтверждается письмами заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» указало, что вследствие отмены субсидирования перевозки по маршруту Ханты-Мансийск - Тюмень и обратно тарифы на перевозку пассажиров были пересмотрены авиакомпанией и установлены по коммерческому принципу, что, явилось следствием их роста. Кроме того, как отметило общество, изменение тарифов ан перевозку произошло вследствие роста в среднем на 24% аэропортовых и наземных тарифов на обслуживание пассажиров и воздушных судов и стоимости авиаГСМ на 18%.

В ходе рассмотрения указанного обращения у ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» запрошена информация (калькуляция) о ценообразовании и тарифах на билеты по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» в 2022-2023 г.г.

Согласно представленного расчета ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», плановая калькуляция стоимости авиаперевозки одного пассажира по указанному выше маршруту по состоянию на 2023 год составила 8 535 руб.

Также, ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» представлены тарифы на авиаперевозку пассажиров по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск», действующие в период с 01.01.2023, из которых следует, что тарифы имеют разные коды и различаются по стоимости. Например, тариф с кодом LLTOW имеет наименьшую стоимость 4 300 руб. в одну сторону, тариф с кодом YFLEXOW имеет наибольшую стоимость по отношению к другим тарифам 24 300 руб. в одну сторону.

Формирование и применение тарифов осуществляется ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» на основании документа Системы менеджмента качества «Тарифы и льготы».

В ходе анализа официального сайта ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» https://www.utair.ru/ установлено, что авиаперевозка пассажиров по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» осуществляется по группам тарифов экономического класса обслуживания - «Премиум», «Оптиум», «Минимум».

В частности, была проанализирована информация о стоимости авиабилетов по данным тарифам по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» на авиарейсы с вылетом из г. Ханты-Мансийска 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 марта, 16 апреля 2023 года.

В результате анализа установлено следующее.

дата

тариф/стоимость руб.

14.03.2023

«Премиум»

11 085 р.

 

«Оптимум»

8 485 р.

«Минимум»

5 985 р.

15.03.2023

«Премиум»

15 085 р.

 

«Оптимум»

12 485 р.

«Минимум»

9 985 р.

16.03.2023

«Премиум»

10 585 р.

 

«Оптимум»

7 985 р.

«Минимум»

5 485 р.

17.03.2023

«Премиум»

11 085 р.

 

«Оптимум»

8 485 р.

«Минимум»

5 985 р.

18.03.2023

«Премиум»

10 585 р.

 

«Оптимум»

7 985 р.

«Минимум»

5 485 р.

19.03.2023

«Премиум»

12 085 р.

 

«Оптимум»

9 485 р.

«Минимум»

6 985 р.

20.03.2023

«Премиум»

10 585 р.

 

«Оптимум»

7 985 р.

«Минимум»

5 485 р.

16.04.2023

«Премиум»

11 585 р.

 

«Оптимум»

8 985 р.

«Минимум»

6 485 р.

При этом условия применения тарифов внутри одной группы тарифов ничем не различаются, однако имеют существенное различие по стоимости.

Согласно части 5 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

В соответствии с пунктами 14, 15 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008г. 155 (далее - Правила 155) каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия применения тарифа. Условия применения тарифа описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке. Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее - уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

При этом Правила №155, не представляют авиаперевозчикам, право произвольного установления различных цен тарифов при одинаковых условиях применения тарифов без экономического, технологического либо иного обоснования, в том числе подтвержденного документально.

Также в представленных документах ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обоснованности установления различной стоимости указанных тарифов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1. совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2. в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3. реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 года 220 (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции), были проведены анализы и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» за период с 2022 по 2023 год.

По результатам проведенного анализа было установлено, что ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» с долей 100%, в связи с чем, на ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Вышеуказанные действия ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» могут иметь своим результатом ущемление интересов пассажиров, пользующихся услугами Общества, занимающего доминирующее положение, поскольку пассажиры получают одинаковый комплекс услуг (летят одним рейсов с одинаковым набором услуг, обслуживанию, размещены в соседних креслах и т.п.), оплачивая их фактически по разным ценам, без раскрытия каких-либо установленных критериев, позволяющих приобрести билет по более приемлемой цене, и как указывалось ранее, без надлежащего экономического, технологического или иного обоснования таких различий со стороны перевозчика.

Таким образом, действия ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» в части установления экономически, технологически и иным образом необоснованных цен (тарифов) на авиаперевозки по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск», не могут являться допустимыми, так как приводят (могут привести) к ущемлению прав и законных интересов потребителей услуги регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск».

В связи с вышеуказанным, 16.03.2023, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан приказ Управления № 43/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 086/01/10-373/2023 к рассмотрению на 17.05.2023 в 14 час. 10 мин. по адресу: г. Ханты - Мансийск, ул. Мира, 27 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Публичное акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр», расположенное по адресу: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, тер. Аэропорт, ОГРН 1028600508991, ИНН 7204002873, КПП 860101001.

3. В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции заявителю по делу <.....>., ответчику по делу ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» представить в срок до 11.05.2023 следующие документы (информацию).

Заявителю <.....>.:

- письменное нормативное объяснение по признакам нарушения ответчиком ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ответчику ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»:

- письменное, нормативное объяснение по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

- информацию об установленных тарифах на 2021, 2022, 2023 год по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» в табличном виде с указанием класса обслуживания; группы тарифов; класса бронирования/кода тарифа; даты изменения уровня опубликованных тарифов, руб.; различий в условиях применения установленных тарифов, в том числе внутри одной группы тарифов. Информацию представить за каждый год отдельно;

- экономическое, технологическое и иное обоснование установления уровня опубликованных тарифов, руб., в 2021, 2022, 2023 годах, по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск». Информацию представить за каждый год отдельно;

- в случае установления различных уровней тарифов в 2021, 2022, 2023 годах по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» при одинаковых условиях применения тарифов, представить экономическое, технологическое и иное обоснование правомерности их установления при одинаковых условиях их применения. Информацию представить за каждый год отдельно;

- сумму и количество реализованных билетов в 2021, 2022, 2023 годах, по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск». Информацию представить за каждый год и по каждому тарифу отдельно.

Для скорейшего получения информации, необходимо обеспечить отправку документально подтвержденного, нормативного объяснения посредством электронной связи (to86@fas.gov.ru), либо факсимильной связи тел./факс +7 (3467) 388-081 при этом отправка почтой обязательна. При направлении информации на электронную почту to86@fas.gov.ru размер файла не должен превышать 10 mb.

При направлении документов лицам необходимо учитывать, что к указанной дате запрашиваемые документы должны поступить в адрес Ханты-Мансийского УФАС России в полном объеме.

Непредставление или несвоевременное представление документов (информации) в антимонопольный орган влечет за собой административную ответственность, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Участие в рассмотрении дела лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) его представителей с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна. В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

Принять дистанционное участие в рассмотрении дела возможно посредством видеоконференцсвязи.

Для целей принятия участия в рассмотрении дела сторонам необходимо перейти по гиперссылке <.....>.

Сторонам заблаговременно направить на адрес электронной почты Ханты-Мансийского УФАС России to86@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела. 

 

<.....>                                                                                                                                                                                                <.....>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны