Решение б/н решение по жалобе № 13056-эп/21 от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-2005/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.12.2021                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 30.12.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

         Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

         Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;

в отсутствии представителя Заказчика, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 20.12.2021 № 13056-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО "Аэропорт-Нягань» при проведении при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, извещение № 32110828657, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. 20.12.2021 № 13056-эп/21) «_________» (далее — Заявитель) на действия Заказчика АО «Аэропорт-Нягань» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, извещение № 32110828657.

Заявитель обжалует действия Заказчика в части определения победителя закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 27.12.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы посредством ВКС.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в АО «Аэропорт-Нягань» (далее - Положение о закупках), утвержденным Решением Совета директоров АО «Аэропорт-Нягань» (Протокол от 29.06.2021 № 05/21).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

АО «Аэропорт-Нягань» при осуществлении закупок применяет положения Закона о закупках. При этом, согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках, данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика. Заказчик осуществляет отбор аудиторской организации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Таким образом, при проведении закупки по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчику следует применять нормы Закона № 44-ФЗ в части порядка проведения открытого конкурса.

17.11.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110828657 о проведении открытого конкурса в электронной форме.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 17.11.2021 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 09.12.2021 в 09:00 (мск+2);

- дата подведения итогов – 09.12.2021 (мск+2).

Начальная (максимальная) цена договора (лота) – 350 000 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов от 09.12.2021 на участие в закупке поступило три заявки. Заявитель является участником данной закупки. 

Рассмотрев извещение, конкурсную документацию и материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Таким образом, доводы о неправомерности оценки заявок участников закупки, содержащиеся в приложении № 2 к протоколу подведения итогов № 32110828657-2 от 09.12.2021 не подлежат рассмотрению антимонопольным органом.  

Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Также, согласно с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:

1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил оценки заявок является выраженным в процентах весом показателя;

2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;

3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).

Критерии оценки заявок, установленные в конкурсной документации, направлены на определение наиболее квалифицированного исполнителя по контракту, что отвечает потребностям заказчика, заинтересованного в оказании услуг надлежащего качества. Их установление при проведении рассматриваемой закупки является правомерным и прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Дополнительно Комиссия Управления сообщает, что в свою очередь предоставление в составе конкурсной заявки документов, в соответствии с критерием оценки заявок - это право участника конкурса, при этом не предоставление указанных документов не препятствует участию в конкурсе, в равной мере относится ко всем участникам конкурса, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу.

Законом о контрактной системе и Правилами не регламентировано установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимой информации, раскрывающей содержание нестоимостных критериев.

Заявитель считает, что заявка участника, признанного победителем закупки не могло представить документы, подтверждающие прохождение внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, в соответствии с требованиями Закона № 307-Ф3. Также Заявитель считает, что конкурсная комиссия должна была отстранить участника, ставшего победителем закупки, от участия в конкурсе на стадии рассмотрения первых частей заявок в связи с предоставлением недостоверной информации по одному из показателей нестоимостного критерия оценки «Качество услуг и квалификация участников закупки», а именно по подкритерию «результаты прохождения ВККР».

В пункте 16 конкурсной документации Заказчиком установлено требование соответствия участника закупки требованиям Закону № 307-Ф3, другим федеральным законам и иным нормативным актам по проведению аудиторской деятельности, в том числе:

         - членство в саморегулируемой организации аудиторов для аудиторов и аудиторских организаций;

         - прохождение внешнего контроля качества, в соответствии с требованиями Закона № 307-Ф3.

Также в пункте 17 конкурсной документации установлен перечень документов, среди которых: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, к участникам конкурса, установленными законодательством РФ об аудиторской деятельности, а именно, документы, подтверждающие прохождение участником закупки внешнего контроля качества.

По данному показателю оценивается отсутствие/наличие сведений о применении мер дисциплинарного характера в отношении участника закупки, а также к юридическим лицам, правопреемником которых является участник закупки, в течении всего периода времени осуществления им/ими деятельности- предусмотренных ст. 20 Закона № 307-ФЗ в виде решения о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в Саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства; со стороны специализированного органа, осуществляющего рассмотрение дел применении в отношении членов Саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия и/или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции но контролю и надзору в финансово-бюджетной cфepe.

Информация, заявленная участником закупки, сопоставляется со сведениями, содержащимися па официальных сайтах Саморегулируемых организациях аудиторов (в разделах «Общая информация о проверках, проведенных в отношении членов СРО PCА», «Реестр мер дисциплинарного воздействия, к членам СРО ААС») и Федерального казначейства на официальном сайте https://roskazna.ru в разделе «Внешний контроль качества работы аудиторских организаций»).

Комиссией установлено, что победителем закупки к заявке приложен акт выездной плановой проверки Управлением Федерального казначесйства по Красноярскому краю № 18 от 30.08.2021 в отношении «_________», а также подписанная электронно-цифровой подписью справка СРО ААС от 09.11.2021 №15556-СЮС1/21, согласно которой в отношении «_________» меры дисциплинарного характера за период трех лет не применялись.

Заказчик пояснил, что закупочная комиссия при рассмотрении заявок не обладает иными полномочиями и возможностями по установлению достоверности представленных участниками сведений по критерию «Результаты прохождения BКKP», кроме тех, которые установлены конкурсной документацией.

В связи с изложенным, допуск к участию в закупке заявки участника, признанного победителем закупки, не противоречит требованиям документации о закупке.

Оснований для принятия мер, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе не имеется.

Частью 6 статьи 106 Закона №44-ФЗ о контрактной системе установлено, что рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок па участие в конкурсе в соответствии с указанным в пункте 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерием оценки этих заявок, окончательных предложений.

Согласно части 12 статьи 99 Закона №44-ФЗ о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Жалобы Заявителя являются необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать необоснованной жалобу «_________» (вх. от 20.12.2021 № 13056-эп/21) на действия Заказчика АО «Аэропорт-Нягань» при проведении при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, извещение № 32110828657.

         

           Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                         «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                    «_________»                                                                                              

                                                                                                    «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны