Решение № № 02 – 004/2009 Решение по делу № 02 – 004/2009 ОАО «Радужнинские городские ... от 2 декабря 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                         

РЕШЕНИЕ

 

"12" февраля 2009 г.                                                                                        г.Ханты-Мансийск

                                                                                                                                   

Комиссия  Федеральной антимонопольной службы России Управления по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии

<...>;

Члены комиссии:

<...>;

<...>,

рассмотрев дело № 02 – 004/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Радужнинские городские электрические сети», расположенного по адресу: г< > (далее по тексту ОАО «РГЭС», ответчик), п.3 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания невыгодных условий договора, а также понуждения заключить договор при условии внесения в него положений относительно услуги, в которой контрагент не заинтересован,

в присутствии сторон по делу

заявитель - уведомлен надлежащим образом, подтверждение уведомления имеется;

ответчик – уведомлен надлежащим образом, есть подтверждение почтовым уведомлением.

От заявителя: не присутствовал на заседании;

От ответчика: <> начальник службы контроля за рациональным использованием электроэнергии, на основании доверенности <>, <> юрисконсульт, на основании доверенности №.

 

УСТАНОВИЛА:

            31 декабря 2008 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югра поступила жалоба гражданина <> (вх.№ 553-з от 31.12.2009г) о понуждении руководством ОАО «Радужнинские городские электрические сети» (ОАО «РГЭС») предпринимателей и юридических лиц к заключению договоров об оказании услуг по компенсации реактивной энергии. В случае отказа заключить договор ОАО «РГЭС» производит отключение или не подключает к электрическим сетям потребителей. При этом делается ссылка на документы, которые не предусматривают заключение подобных договоров. В Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг речь идет о публичном договоре  на услуги по передаче электрической энергии, а также об оказании этих услуг. ОАО «РГЭС», понуждая предпринимателей заключать договор, не раскрывает информацию о составе услуг, их стоимости, эффективности. Как пишет заявитель, используя монопольное положение на рынке оказания услуг по электроснабжению ОАО «РГЭС» изыскивает способы получения дополнительных доходов.

            Представленные материалы гражданином <>(вх.№553-з от 31.12.2009г) указывают на признаки нарушения антимонопольного законодательства субъектом естественной монополии, в связи с чем принято решение о возбуждении дела. В данном случае имеются признаки нарушения п.3 части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания невыгодных условий договора, а также понуждения заключить договор при условии внесения в него положений относительно услуги, в которой контрагент не заинтересован.

            Приказом УФАС по ХМАО-Югре от 15.01.2009г №06 возбуждено дело №02-004/2009 и создана комиссия для рассмотрения.

            16.01.2009 года вынесено определение о назначении дела к рассмотрению, которое назначено на 12.02.2009 года.

            Определение о назначении дела к рассмотрению получено сторонами по делу, о чем свидетельствуют представленные документы ОАО «РГЭС» и почтовое уведомление входящий штамп 02.02.2009г. и роспись в получении.

            В процессе рассмотрения данных материалов УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре потребовались дополнительные материалы, которые были затребованы у руководителя ОАО «РГЭС» (исх.№02/НН-82 от 16.01.2009г) и представлены своевременно в Управление для изучения.

            Как следует из представленных в Управление документов от ОАО «РГЭС» (вх.№02-213 от 26.01.2009г) Общество является юридическим лицом. Предметом деятельности Общества является производство, передача и распределение электрической энергии потребителям.

ОАО «РГЭС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по снабжению электроэнергией в г.Радужный. Предприятие включено в реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, приказ УФАС по ХМАО-Югре от 05.07.1996г №02-п (услуги по снабжению электроэнергией, доля 100%). Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

В своем объяснении генеральный директор ОАО «РГЭС» <> поясняет, что Договора на снабжение электрической энергией с Потребителями услуг (Абонентами) заключаются на основании заключенного агентского договора между ОАО «РГЭС» (сетевая организация) и ОАО «ЮТЭК» (сбытовая компания), в котором сбытовая компания поручает, а сетевая организация обязуется совершать от своего имени юридические и иные действия, а именно: заключать договора энергоснабжения по формам разработанным сбытовой компанией, на реализацию электрической энергии, приобретенной сбытовой компанией у поставщиков электрической энергии, с предприятиями, организациями, учреждениями, предпринимателями, населением, а так же любыми другими участниками гражданских правоотношений, обратившихся к сетевой организации с просьбой о заключении договора энергоснабжения и при наличии технической возможности у сетевой организации обеспечить подачу электроэнергии потребителю в необходимом ему количестве. В типовом контракте, заключаемым с потребителем электроэнергии есть пункт в котором Абонент обязуется поддерживать на границе балансовой принадлежности электросетей значения показателей качества электроэнергии в соответствии с требованиями технических регламентов и иных обязательных требований. Абонент обязуется соблюдать значения соотношения потребления активной и реактивной мощности (tg «фи»=0,2). При несоблюдении – компенсирует затраты Сетевой организации согласно настоящего контракта.

В этих пунктах договора достаточно оснований для соблюдения требований качества электроэнергии и ответственности за нарушение этих требований. Объясняя необходимость заключения дополнительных договоров на компенсацию реактивной энергии ОАО «РГЭС» мотивирует это уменьшением потерь электрической энергии в сетях, что позволит сэкономленную электроэнергию поставлять потребителям без дополнительной закупки её на оптовом рынке.

Компенсация реактивной мощности позволяет улучшить качество электроэнергии за счет уменьшения потерь активной мощности и как следствие увеличения пропускной способности электрических сетей, повышения полезной мощности отдаваемой потребителю.

Таким образом установка компенсирующих устройств на объектах принадлежащих потребителям, снижает потребление электроэнергии, повышает качество электроэнергии. Целью действий ОАО «РГЭС» явился поиск внутренних резервов в электрических сетях.

 Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г №861) предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими правилами. В пункте 16 Правил оговорено, что договор должен содержать следующие существенные условия:

а) мероприятия по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать указанных значений.

Запрещается навязывать заявителю услуги, не предусмотренные настоящими Правилами.

            В поступившем в Управление письме гражданина <> говорится, что он не может подключить приобретенный киоск к электрическим сетям ОАО «РГЭС», так как в выданных технических условиях требуется установить счетчик исключительно той марки, которая указана. Данный факт является нарушением Закона о конкуренции, в части использования своего доминирующего положения субъектом, находящимся в стадии естественной монополии.

            В присланных документах ОАО «РГЭС» находится копия договора на оказание услуг по компенсации реактивной энергии, что подтверждает факты заявленные в заявлении граждан <>. и <> и имеет признаки нарушения п.3 части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части понуждения заключить договор при условии внесения в него положений относительно услуги, в которой контрагент не заинтересован.

            ОАО «РГЭС» признало свои действия по обязательному заключению договоров по компенсации реактивной электрической энергии, ошибочными и дополнительными письмами отозвало договора у потребителей.

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.     Признать действия Открытого акционерного общества «Радужнинские городские электрические сети», выразившиеся в  навязывании невыгодных условий договора, а также понуждения заключить договор при условии внесения в него положений относительно услуги, в которой контрагент не заинтересован, нарушением части 3 статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006г №135-ФЗ  «О защите конкуренции»

2.     Выдать ОАО «Радужнинские городские электрические сети» обязательное для исполнения предписание об устранении и недопущении в дальнейшем, нарушений части 3 статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006г №135-ФЗ  «О защите конкуренции».

3.     Контроль за исполнением предписания возложить на Коняева В.П. ведущего специалиста-эксперта Управления.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны