Решение №4736/4737 Решение и предписание по делу №05-06-19/2015 от 14 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-19/2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.08.2015 года                                                                                                                                                                                                                г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 11.09.2015 года                                                                                                           

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:   

Председатель Комиссии:

        <---->;

        Члены Комиссии:

        <---->;

        <---->,

        в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

        в присутствии представителей ответчика по делу от Администрации города Сургута <---->, действующего по доверенности №270 от 26.08.2015г., <---->, действующего по доверенности №1 от 10.01.2014г.,

        в присутствии представителя заинтересованного лица по делу ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена» <---->, действующей на основании приказа №1 от 13.02.2015г., а также Устава общества,

        рассмотрев дело №05-06-19/2015 возбужденного по признакам нарушения Администрацией города Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, 628400) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

       

        В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение <---->, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации города Сургута (далее – Администрация), а также департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута  (далее – Департамент). 

        По результатам рассмотрения обращения,  Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело №05-06-19/2015 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 15.06.2015 №106.

        Определением о назначении дела №05-06-19/2015 (№05-06/ТВ-3385 от 26.06.2015г.) рассмотрение дела назначено на 27.08.2015 года, у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и объяснения.

        27.08.2015 года, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

        В соответствии с пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №131) к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относятся выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

В силу статьи 7 ФЗ №131 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 1 статьи 37 Закона ФЗ №131 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 38 статьи 7 Устава городского округа город Сургут к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Во исполнение требований указанного выше федерального законодательства, Администрацией вынесено Постановление от 03.10.2008 №3722 «Об утверждении Положения о порядке демонтажа объектов наружной рекламы, размещенных с нарушением установленного порядка (далее – Положение).

Положение разработано в целях повышения эффективности контроля за организацией деятельности по распространению наружной рекламы на территории города Сургута и регламентирует порядок демонтажа объектов наружной рекламы, размещенных (эксплуатируемых) на объектах муниципальной собственности, с нарушениями установленного порядка (пункт 1.2. Положения).

В соответствии с пунктом 4.7. Положения оказание услуг по демонтажу, транспортировке и хранению незаконных рекламных конструкций осуществляется организацией, выбранной путем размещения муниципального заказа, либо в ином установленном законном порядке.

        Как следует из пункта 4.9. Положения, уполномоченная в порядке, предусмотренном пунктом 4.7. настоящего Положения, организация составляет 2 экземпляра акта о демонтаже незаконных рекламных конструкций  и утверждает в ОАО «Сургутстройцена» типовую смету расходов по их демонтажу, включающую также транспортные расходы и затраты на восстановление объекта муниципальной собственности и благоустройства.

В сроки, не превышающие семи дней с момента демонтажа незаконных рекламных конструкций, один экземпляр указанного акта направляется уполномоченному органу, второй экземпляр которого хранится в уполномоченной организации, осуществившей их демонтаж (п.4.10. Положения).

        В своих письменных пояснениях (вх.№02-4747 от 14.08.2015г.) Администрация указала, что пункт 4.9. Положения включен с целью обоснования расходов, при предъявлении к владельцам незаконных рекламных конструкций требований о возмещении затрат по демонтажу. При этом Администрация указывает, что Положением в целом и пунктом 4.9. Положения в частности, не предусмотрена обязанность организации, осуществляющей демонтаж рекламных конструкций  направлять акты о демонтаже в ОАО «Сургутстройцена» поскольку вопросы регулирования деятельности по распространению наружной рекламы на территории города не относятся к компетенции общества.  

Также из пояснений следует, что оплата за услуги по согласованию и утверждению типовой сметы расходов по демонтажу рекламных конструкций, оказанные ОАО «Сургутстройцена», производит организация, осуществляющая демонтаж незаконных конструкций. Дополнительно, Администрацией приобщены два локально-сметных расчета по демонтажу рекламной перетяжки и рекламного щита, составленных ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена». Согласно указанным сметам, заказчиком выступает Сургутская ассоциация рекламных агентств.    

Из письменных пояснений ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена» следует, что общество создано в порядке преобразования ОАО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена» 13.02.2015г. При этом общество указывает, что о действующем Положении ему стало известно лишь в связи с рассмотрением настоящего дела. Из пояснений  ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена» следует также, что общество не наделено полномочиями по утверждению смет, поскольку не является представителем Заказчика или исполнителем услуг.

ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена» указало также, что за предшествующие пять лет заявки по вопросу составления и проверки смет на демонтаж рекламных конструкций зарегистрированы от следующий организаций:

- Департамент архитектуры и градостроительства, в соответствии с договором подряда №29 от 03.10.2011г. на сумму 4528,84 руб.;

- Департамент архитектуры и градостроительства, в соответствии с договором №216 от 09.04.2012г. на сумму 16 932,00 руб.;

- Департамент архитектуры и градостроительства, в соответствии с договором на оказание услуг №2/13 от 28.01.2013г. на сумму 7 192,80 руб.;

- Сургутская ассоциация рекламных агентств, в соответствии с разовой сделкой, акт №300 от 21.04.2015г. на сумму 3000,00 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из вышеприведенного, требования пункта 4.9. Положения являются обязательными для исполнения организациями, осуществляющими услуги по демонтажу, транспортировке и хранению незаконных рекламных конструкций на территории г.Сургута.

Факт согласования организациями, осуществляющими услуги по демонтажу, транспортировке и хранению незаконных рекламных конструкций смет расходов с ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена» подтверждается материалами дела, а также пояснениями сторон.

Таким образом, анализ вышеприведенных нормативных актов позволяет Комиссии сделать вывод, что пункт 4.9. Положения обязателен для исполнения организациями, осуществляющими демонтаж незаконных рекламных конструкций на территории города Сургута согласовывать типовые сметы расходов с  ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена». В случае несогласования типовых смет с ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена» руководители организаций, осуществляющих демонтаж, транспортировку и хранение незаконных рекламных конструкций в силу пункта 3 статьи 7 ФЗ №131, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также Комиссия приходит к выводу, что требование пункта 4.9. Положения, в части утверждения в ОАО «Сургутстройцена» типовых смет расходов по демонтажу незаконных рекламных конструкций, предоставляет преимущество ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена» в осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку организации, осуществляющие демонтаж, транспортировку и хранение незаконных рекламных конструкций обязаны согласовывать указанные выше сметы с ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена». При этом согласование типовых смет расходов носит возмездный характер и оплачивается организацией самостоятельно,  что влияет на финансовое состояние ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена» и дает обществу определенное преимущество.

        В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).   

        Установленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

        Поэтому достаточным основанием для вывода о нарушении требований указанной нормы является создание возможности для наступления последствий в виде недопущения ограничения либо устранения конкуренции. Указанный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10.

        Таким образом, требование пункта 4.9 Положения создает для ООО «Инжиниринговый центр «Сургутстройцена» преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности и способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оценочных услуг. 

        В ходе рассмотрения настоящего дела по существу Администрацией не представлены доказательства и не приведены нормы действующего законодательства, позволившие принять нормативный акт в той редакции, в которой, по мнению Комиссии, он противоречит требованиям антимонопольного законодательства.   

        С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Администрации имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем установления в пункте 4.9. Положения обязанности по утверждению в ОАО «Сургутстройцена» типовых смет расходов по демонтажу незаконных рекламных конструкций, что в свою очередь предоставляет обществу определенные преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности на определенном товарном рынке и способно привести к недопущению ограничению, устранению конкуренции.

        На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45,  статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия Администрации города Сургута, путем включения в пункт 4.9 Положения о порядке демонтажа объектов наружной рекламы, размещенных с нарушением установленного порядка, утвержденного Постановлением Администрации города Сургута от 03.10.2008 №3722, требования по утверждению в ОАО «Сургутстройцена» типовых смет расходов по демонтажу незаконных рекламных конструкций,  нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
  2. Основания для прекращения дела №05-06-19/2015 отсутствуют.
  3. Выдать Администрации города Сургута обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в пункт 4.9 Положения о порядке демонтажа объектов наружной рекламы, размещенных с нарушением установленного порядка, утвержденного Постановлением Администрации города Сургута от 03.10.2008 №3722.

 

 

 Председатель Комиссии                                                            <---->

 

  Члены Комиссии                                                                               <---->

                                                                                                                    

                                                                                                              <---->

                                                                                                               

 

 

 

         Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

          Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ № 70

 

    11 сентября 2015 года                                                                                                                                                                                                                                                       г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 

       Председатель Комиссии:

       <---->;

       Члены Комиссии:

       <---->;

       <---->,        

       руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №05-06-19/2015 о нарушении Администрацией города Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, 628400) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  Администрации города Сургута в срок до «30» октября 2015г.  прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем внесения изменений в пункт 4.9 Положения о порядке демонтажа объектов наружной рекламы, размещенных с нарушением установленного порядка, утвержденного Постановлением Администрации города Сургута от 03.10.2008 №3722, а именно исключения из пункта 4.9 Положения требований по утверждению в ОАО «Сургутстройцена» типовых смет расходов по демонтажу незаконных рекламных конструкций.

2. Проинформировать Ханты-Мансийское УФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания в срок до «04» ноября 2015 года, предоставив документальное подтверждение.

3. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на <---->.

 

 

Председатель Комиссии                                                                <----> 

 

Члены Комиссии:                                                                           <---->                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                       <---->                                                                   

                                                                                                                 

                                                                                                  

 

 

          Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны