Решение б/н решение по жалобе № 5411-эп/21 на действия Заказчика АО "ЮРЭ... от 25 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

 по жалобе № 086/07/3-861/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

 при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.06.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 25.06.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — заместитель руководителя Управления;

         Члены комиссии:

«________» — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

«________» — эксперт отдела Управления;

в присутствии представителей «________» посредством ВКС;

в присутствии представителей АО «ЮРЭСК» посредством ВКС;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 09.06.2021 № 5411-эп-21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Югорская региональная электросетевая компания» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) АО «ЮРЭСК», извещение № 32110298714, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ханты-Мансийское УФАС России, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 09.06.2021 № 5411-эп-21) «________» (далее — Заявитель) на действия Заказчика АО «Югорская региональная электросетевая компания» (далее – АО «ЮРЭСК», Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) АО «ЮРЭСК», извещение № 32110298714.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в документации о закупке неправомерно установлено значение критерия «зона покрытия территории», которое может привести к созданию преимущественных условий для отдельных участников закупки.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В соответствии с Уведомлением (исх. от 10.06.2021 № ВИ/4548/21) жалоба принята к рассмотрению, рассмотрение назначено на 17.06.2021 по ВКС.

17.06.2021 Комиссией Управления установлено, что Заказчик не уведомлен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы. В соответствии с частями 14, 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия определила продлить срок принятия решения по Жалобе и назначить рассмотрение жалобы на 25.06.2021 (уведомление исх. от 17.06.2021 № ВИ/4786/21). В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы по существу.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами Жалобы не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу. В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность АО «ЮРЭСК» регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югорская региональная электросетевая компания», утвержденным Решением Совета директоров АО «ЮРЭСК» от 20.12.2018 № 11 (далее – Положение о закупках).

22.05.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110298714 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора ОСАГО. 01.06.2021 в ЕИС опубликованы изменения в документацию.

В соответствии с извещением, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, установлены следующие сроки:

дата начала срока подачи заявок – 20.05.2021 (МСК+2);

дата и время окончания подачи заявок – 09.06.2021 в 10:00 (МСК+2);

дата подведения итогов – 22.06.2020  (МСК+2).

Начальная (максимальная) цена договора составляет 650 000 (Шестьсот пятьдесят тысяч) рублей, без НДС.   

Предмет договора: Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) АО «ЮРЭСК».

Места оказания услуг: г. Ханты-Мансийск, г. Сургут, г. Нягань, г. Югорск, г. Белоярский, пгт Междуреченский, пгт. Березово.    

 Согласно п. 4 Технического задания (раздел 4 «Техническая часть» Документации) Объектом обязательного страхования будут являться имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Количество и перечень автотранспортных средств, которые подлежат обязательному страхованию гражданской ответственности с наименованием марки машины, государственного номерного знака, идентификационного номера, представлены в приложении №1 к техническому заданию.

Из представленной информации, документов и протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре № 76 от 10.06.2021 установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступило две заявки. Комиссия Заказчика приняла решение признать соответствующими документации и допустить к участию в закупке обе заявки.

Заявки поступили от следующих участников: «________», «________».

Протокол подведения итогов не опубликован, так как проведение закупочных процедур приостановлено в связи с поступлением Жалобы.

Изучив закупочную документацию Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Обязательные требования к участникам закупки изложены в п. 8.9 Информационной карты, п. 1.6 Документации о закупке. Документы, входящие в состав заявки на участие в закупке указаны в п. 8.10 Информационной карты, п. 3.1 Документации о закупке.

Согласно пункту 1.8 Документации Участник процедуры закупки не допускается Комиссией к участию в конкурсе в электронной форме в случае: 

1.8.1.1.Непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки.

1.8.1.2.Несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным к ним в соответствии с пунктом 8.9.раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».

1.8.1.3.Непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации.

1.8.1.4.Несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы товаров, работ, услуг.

1.8.1.5.Наличия сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если такое требование установлено в документации о закупке.

В пункте 8.13 Информационной карты Документации о закупке, Заказчиком установлены следующие критерии оценки:

         1 – Цена договора (размер страховой премии). Значимость критерия – 30%

Коэффициент значимости критерия- 0,3;

         2 – Зона покрытия территории (количество филиалов. Значимость критерия – 40%

Коэффициент значимости критерия- 0,4;

         3 – Количество штатных сотрудников. Значимость критерия – 20%

Коэффициент значимости критерия- 0,2;

         Учитываются сотрудники, обеспечивающие обслуживание договора страхования по месту нахождения Страхователя в г. Ханты-Мансийске, г. Сургуте, г. Нягани, г. Югорске, г. Белоярский, пгт. Междуреченский, пгт. Березово Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

         4 - Количество станций технического обслуживания. Значимость критерия – 10%

Коэффициент значимости критерия- 0,1;

Учитываются станции обслуживания в г. Ханты-Мансийске, г. Сургуте, г. Нягани, г. Югорске, г. Белоярский, пгт Междуреченский, пгт. Березово, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, с которыми у Страховщика заключены договоры на ремонт автомобилей.

Из анализа положений документации о закупке следует, что критерии, изложенные в п. 8.13 Информационной карты являются оценочными. Несоответствие данным критериям не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Заявитель, подавая заявку на участие в закупке, согласился с положениями закупочной документации. Однако, Заявитель полагает, что используя информацию о количестве филиалов страховых организаций, размещенных в открытом доступе в сети интернет, Заказчик составил документацию о закупке таким образом, чтобы при оценке заявок преимущество получил определенный участник – «________». Таким образом, Заказчик ограничивает конкуренцию при проведении закупки.

Заказчик пояснил, что наличие у участника закупки филиалов в наибольшем количестве муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры позволит при возникновении страхового случая обеспечить оперативность мероприятий, связанных с доступом к месту дорожно- транспортного происшествия, осмотром объектов, получившим повреждения по вине страхователя, оформлением необходимых документов для урегулирования причиненных убытков и принятием решения по осуществлению страховых выплат.

Таким образом, количество располагающихся в различных муниципальных образованиях филиалов страховщика влияет на своевременность и качество оказания услуги, в связи с чем установленный критерий «Зона покрытия территории» и порядок его оценки являются обоснованными и направлены на удовлетворение потребностей Заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещаются действия, которые  приводят  или  могут  привести  к  недопущению,  ограничению  или устранению конкуренции, в том числе:

- координация  организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или  заказчиками  деятельности  их  участников,  а  также  заключение  соглашений  между организаторами  торгов  и  (или)  заказчиками  с  участниками  этих  торгов,  если  такие соглашения  имеют  своей  целью  либо  приводят  или  могут  привести  к  ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- создание  участнику  торгов,  запроса  котировок,  запроса  предложений  или нескольким    участникам    торгов,    запроса    котировок,    запроса    предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в  том  числе  путем  доступа  к  информации,  если  иное  не  установлено  федеральным законом;-нарушение  порядка  определения  победителя  или  победителей  торгов,  запроса котировок, запроса предложений;

- участие  организаторов  торгов,  запроса  котировок,  запроса  предложений  или заказчиков  и  (или)  работников  организаторов  или

работников  заказчиков  в  торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Исходя из содержания пункта  17  статьи  4 Закона  о  защите  конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Установление   в   конкурсной документации   квалификационного   требования (критерия)  к  участнику  закупки  при  проведении  закупки  может  рассматриваться  как нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции только при наличии доказательств того, что это условие  включено  в  документацию  специально  для  того,  чтобы  обеспечить  победу  в конкурсе конкретному хозяйствующему субъекту.

Принцип равноправия,  в  силу пункта  2  части  1  статьи 3 Закона  о  закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся  в  одинаковом  положении,  в  отсутствие  к  тому  причин  объективного  и разумного характера.

Методика оценки заявок участников закупки по стоимостным и нестоимостным критериям оценки содержится в п. 8.13 Информационной карты закупочной документации, размещенной в ЕИС вместе с извещением о закупке. Нестоимостные критерии оценки применяются в равной степени ко всем участникам, не являются основанием для отказа в допуске участникам закупки и установлены исходя из потребностей Заказчика.

Таким образом,  установленные Заказчиком критерии оценки заявок в  равной  мере  относятся  ко  всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «________» (вх. от 09.06.2021 № 5411-эп-21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Югорская региональная электросетевая компания» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) АО «ЮРЭСК», извещение № 32110298714, необоснованной.

 

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                       «________»

 

Члены Комиссии:                                                                                 «________»

 

                                                                                                                 «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны