Решение б/н Решение по жалобе ЗАО «Центр муниципальной экономики и права... от 30 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» марта 2016 года                    г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «29» марта 2016 года    

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 01 от 12.01.2016 г. в составе:

Председатель комиссии:

<…> – <…>

Члены комиссии:

<…> – <…>;

<…> – <…>;

в отсутствие представителя Заказчика –  Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» (далее – Заказчик, СГМУП «ГВК»), уведомленного надлежащим образом о чем свидетельствуют материалы жалобы;

в отсутствие представителя Заявителя - Закрытое акционерное общество «Центр муниципальной экономики и права» (далее – Заявитель), уведомленного надлежащим образом о чем свидетельствуют материалы жалобы;

в присутствии представителя Заинтересованного лица Торгово-Промышленной палаты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, <…> — <…>;

рассмотрев жалобу Закрытого акционерного общества «Центр муниципальной экономики и права» (вх. от 21.03.2016 № 482-ж),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия  Заказчика,  при проведении открытого конкурса с предварительным квалификационным отбором на право выполнения работ и оказания услуг для нужд СГМУП «ГВК», извещение № 31603424900.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 22.03.2016 № 02/МО-1485). Рассмотрение жалобы назначено на 28.03.2016 г.

Как следует из содержания жалобы, Заявитель указывает на то, что в пункте 5.1.7 раздела 1 конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии в городе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  производственных баз в собственности и/или в аренде.

 На основании изложенного, Заявитель просит:

1) Признать документацию о закупке несоответствующей требованиям Законодательства РФ;

2) Обязать Заказчика устранить нарушения;

3) Продлить срок приема заявок на в закупке.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке  Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал", утвержденным приказом директора Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" от 03.12.2013 № 675  (далее — Положение о закупках), разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

16.03.2016г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31603424900 о проведении открытого конкурса с предварительным квалификационным отбором на право выполнения работ и оказания услуг для нужд СГМУП «ГВК».

На основании уведомления Ханты-Мансийского УФАС России о поступлении жалобы (исх. от 22.03.2016 № 02/МО – 1485), Заказчиком приостановлена процедура закупки.

Согласно первоначальной редакции конкурсной документации, в соответствии с пунктом 5.1.7 раздела 1 конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии в городе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  производственных баз в собственности и/или в аренде.

          В ходе анализа документов, представленных на рассмотрение жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что  21.03.2016 года Заказчиком внесены  и размещены на официальном сайте изменения, а именно исключен пункт 5.1.7 из конкурсной документации.

          Вместе с тем, права Заказчика, в части внесения изменений в конкурсную документацию установлены Положением о закупках и Законом о закупках.

          В соответствии с пунктом 4.5.4. раздела 4 Положения о закупке изменения, вносимые в конкурсную документацию, размещаются Организатором закупки на официальном сайте не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

   В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках  изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

При этом, изменения в конкурсную документацию Заказчиком внесены в установленные законодательством сроки.

          Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что внесенные Заказчиком изменения в конкурсную документацию, путем исключения пункта 5.1.7 привели к устранению несоответствия действующему правовому регулированию с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.

         В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

В соответствии с  пунктом 5.1.6 конкурсной документации участник закупки должен иметь опыт выполнения работ (оказания услуг) аналогичных предмету настоящего конкурса, суммарная стоимость которых составляет не менее чем 50 % (пятьдесят процентов) начальной (максимальной) цены договора выполнения работ (оказания услуг), установленной в настоящей конкурсной документации.

Таким образом, установлено требование к участникам о наличии опыта выполнения аналогичных работ, общая сумма которых должна составить не менее чем 3 392 053,37 рублей.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установление на стадии допуска к участию в открытом конкурсе требований о наличии опыта работы по осуществлению поставок, выполнения работ или оказания услуг, ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в открытом конкурсе участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные выполнить данную работу. При этом законодательством не установлены ограничения деятельности в зависимости от опыта работы, разветвленности и т.д.

Таким образом, Заказчик, установив требование к опыту по осуществлению поставок, выполнения работ или оказания услуг и отклонив по этому основанию заявку Заявителя, нарушил требование части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

При этом необходимо обратить внимание, что согласно конкурсной документации, опыт работ участника является одним из критериев, по которому  оценивается и определяется победитель открытого конкурса.  

Кроме того, пунктом 5.2.2 Положения о закупках установлено, что договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор, по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней, с момента оформления Протокола о результатах процедуры закупки.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Положение о закупках Заказчика не предусматривает минимального срока заключения  договора по результатам осуществления закупки, регламентированно допускающего возможность обжалования в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в части 18, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. В связи с чем, исходя из содержания части 1, части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, части 10 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, заказчики обязаны устанавливать в Положении о закупках сроки заключения договоров по результатам проведения закупочных процедур с соблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2015 по делу №309-КГ15-9420.

          На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» на действия Заказчика  Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал», при проведении открытого конкурса с предварительным квалификационным отбором на право выполнения работ и оказания услуг для нужд СГМУП «ГВК», извещение № 31603424900, необоснованной.

2. Признать в действиях Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Горводоканал», выразившихся в не установлении в Положении о закупках минимального срока заключения договора по результатам осуществления закупки, нарушение части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

4. Признать в действиях Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Горводоканал», выразившихся в установлении в конкурсной документации требований к опыту осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг, что является ограничением участия в открытом конкурсе, нарушение  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

5. Выдать Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» обязательное для исполнения предписание.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.                                                                                                                                                                                                                                         

Председатель Комиссии                                                                                                  <…>                                                                                       

Члены Комиссии:                                                                                                                            <…>                                                                                                     <

Связанные организации

Связанные организации не указаны