Решение б/н Решение по жалобе ООО «Балтсервис» от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «29» марта 2016 года                    г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «30» марта 2016 года    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 01 от 12.01.2016 г. в составе:

Председатель комиссии:

<…> – <…>

Члены комиссии:

<…> – <…>

<…> – <…>

в присутствии представителя Заказчика –  Акционерного общества  «Государственная компания «Северавтодор» (далее – Заказчик), <…> – <…>

в отсутствие представителя Заявителя - ООО «Балтсервис» (далее – Заявитель), уведомленного надлежащим образом о чем свидетельствуют материалы жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Балтсервис» (вх. от 21.03.2016 № 483-ж),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении запроса ценовых котировок на изготовление и ремонт РВД для филиала № 4 АО «ГК «Северавтодор», извещение № 31603431582.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 22.03.2016 № 02/МО-1486). Рассмотрение жалобы назначено на 29.03.2016 г.

Как следует из содержания жалобы, в документации о закупке Заказчиком установлены требования, ограничивающие допуск участников к участию в закупке, а именно;

1) Заверенная банком копия банковской карточки с образцами подписей (руководителя и главного бухгалтера) и оттиска печати. В случае отсутствия на банковской карточке образца подписи главного бухгалтера, дополнительно предоставляется копия документа, подтверждающего образец подписи главного бухгалтера. Заявитель указывает, что срок изготовления копии данной карточки составляет 5 рабочих дней. Таким образом данная справка не может быть получена до окончания срока подачи заявок.

2) Оригинал справки о состоянии по налогам, сборам и пеням, штрафам процентам организаций по состоянию на дату не ранее 30 календарных дней до даты размещения о закупке по форме (код по КНД 1160080), утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Заявитель указывает, что срок изготовления данной справки составляет 10 рабочих дней, таким образом требование данного документа является ограничением для участников торгов.

3) В техническом задании отсутствует определение  термина «развальц»;

4) Пунктом 2.1 документации о закупке установлено, что доставка осуществляется со склада Исполнителя в г. Нефтеюганске, транспортом Заказчика.

На основании изложенного, Заявитель просит обязать Заказчика устранить перечисленные нарушения и объявить закупку с продлением срока подачи заявок. 

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке  товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Государственная компания «Северавтодор», утвержденным советом директоров Акционерного общества «Государственная компания «Северавтодор» от 17.08.2015 № 4, с изменениями, утвержденными советом директоров АО Акционерного общества «Государственная компания «Северавтодор»  от 30.11.2015 № 6 (далее — Положение о закупках), разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

17.03.2016г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31603431582 о проведении запроса ценовых котировок на изготовление и ремонт РВД для филиала № 4 АО «ГК «Северавтодор».

На основании уведомления Ханты-Мансийского УФАС России о поступлении жалобы (исх. от 22.03.2016 № 02/МО – 1486), Заказчиком приостановлена процедура закупки.

Пунктом 5 раздела 4.2 документации установлено требование о наличии  заверенной банком копии банковской карточки с образцами подписей (руководителя и главного бухгалтера – для юридических лиц) и оттиска печати (при наличии печати) участника закупки. В случае отсутствия на банковской карточке образца подписи главного бухгалтера – дополнительно предоставляется копия* документа, подтверждающего образец подписи главного бухгалтера (иного должностного лица, на которого возложена обязанность по ведению бухгалтерского учёта).  

На рассмотрении жалобы Заказчик пояснил, что в качестве подтверждения образца подписей могут быть представлены приказ предприятия, доверенность на имя главного бухгалтера, либо иной документ, подтверждающий образец подписи главного бухгалтера.

При этом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Заявителем на рассмотрении жалобы не представлены документы, подтверждающие, что срок изготовления банком копии банковской карточки с образцами подписей превышает срок подачи заявок, установленные в документации о закупке.

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не предусматривает определенные для банков сроки изготовления копии банковской карточки с образцами подписей (руководителя и главного бухгалтера – для юридических лиц) и оттиска печати (при наличии печати) участника закупки.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что доводы Заявителя о неправомерном установлении Заказчиком требования о предоставлении копии банковской карточки с образцами подписей является необоснованным, в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие установленные сроки изготовления карточки с образцами подписей.

Согласно части 2 статьи 2  Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2  статьи 18 Положения о закупке организатор закупки размещает документацию о закупке на Официальном сайте не менее чем за 3 (три) рабочих дня до установленного в документации о запросе ценовых котировок дня окончания подачи заявок на участие.

В соответствии с пунктом 6  раздела 4.2 документации о закупке,  для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - оригинал справки о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на дату не ранее 30 календарных дней до даты размещения извещения о закупке по форме (код по КНД 1160080), утверждённой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, содержащей чёткое и полное изображение отметки (печать/штамп) налогового органа о дате её выдаче, Ф.И.О. и подпись должностного лица ФНС России. Указанная справка должна подтверждать отсутствие неисполненной обязанности (превышающей 1 000 рублей) по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, в том числе при выполнении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязанностей налогового агента. Допускается предоставить копию документа, подписанного электронной подписью, на котором должна быть следующая отметка: «Документ подписан электронной подписью» с проставлением печати (при наличии печати) участника закупки и личной подписи лица, заверившего копию.

Согласно пункту 127 Приказа Минфина России от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а так же по приему налоговых деклараций (расчетов)», справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей представляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.

Согласно документам, представленным на рассмотрение жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что согласно извещению Заказчик объявил запрос ценовых котировок,  17.03.2016 г. в 16:46 часов, а срок окончания подачи заявок установлен до 24.03.2016 г. до 13:00 часов по местному времени.

В соответствии со статьей 191  Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, срок подачи заявок на участие в запросе котировок начался с 18.03.2016 г., при этом, срок подачи заявок равен 5 (пяти) рабочим дням (18,21,22,23,24 марта), в то время как справка о состоянии расчетов представляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса, то есть заявление о выдаче справки о состоянии расчетов могло быть подано в инспекцию ФНС России только 18.03.2016 года.

Таким образом, справка будет изготавливаться 21, 22, 23,24, 25 марта включительно.

          Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что установленные Заказчиком сроки окончания подачи заявок, не могли и/или не могут позволить потенциальным участникам, в том числе Заявителю, подать заявку на участие в закупке, так как срок изготовления справки о состоянии расчетов превышает срок подачи заявки, тем самым, Заказчиком допущены нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции  в соответствии с которой, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          Кроме того, из содержания жалобы Заявителя следует, что в документации о закупке отсутствует   определение термина «развальц».

          В соответствии с частью 3 пункта 2 статьи 18 Положения о закупках, любое лицо вправе направить Организатору закупки запрос о разъяснении положений документации о закупке, не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до дня окончания подачи заявок. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления указанного запроса Организатор закупки направляет в письменной форме или в форме электронного документа требуемые разъяснения.

          Вместе с тем, в извещении о закупке указана контактная  информация Заказчика, по которому  участники вправе направить запрос о разъяснении положений документации о закупке.

          При этом, Заказчиком представлены документы, подтверждающие направление Заявителем 18.03.2016 в 13:06 часов посредством электронной почты запроса о разъяснении термина «развальцовка». На данный запрос 22.03.2016 в 8:57 часов Заказчиком был направлен ответ с разъяснениями термина «развальцовка».

Учитывая вышеизложенное,  Комиссия Ханты-Мансийского УФАС приходит к выводу, что доводы Заявителя, указывающие на отсутствие термина, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 6 извещения о закупке, пунктом 6 раздела 5 документации о закупке, пунктом 2.1 технического задания документации о закупке доставка осуществляется со склада Исполнителя в г. Нефтеюганске, транспортом Заказчика.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

          В соответствии с частью  1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что требование о наличии производственной базы в г. Нефтеюганске является нарушением части 2 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку может привести к ограничению допуска к участию в закупке, так как у потенциальных участников, в том числе у Заявителя отсутствует производственная база в г. Нефтеюганске. 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

Пунктом 1 статьи 27 раздела 4 Положения о закупках установлено, заключение договора по итогам закупки осуществляется не позднее 20 (двадцати) рабочих дней со дня размещения на Официальном сайте протокола по итогам закупки, если иные сроки не предусмотрены документацией о закупке.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Положение о закупках Заказчика не предусматривает минимального срока заключения  договора по результатам осуществления закупки, регламентированно допускающего возможность обжалования в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в части 18, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. В связи с чем, исходя из содержания части 1, части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, заказчики обязаны устанавливать в Положении о закупках сроки заключения договоров по результатам проведения закупочных процедур с соблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 по делу №309-КГ15-14384.

          На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО  «Балтсервис» на действия Заказчика Акционерного общества  «Государственная компания «Северавтодор»,  при проведении запроса ценовых котировок на изготовление и ремонт РВД для филиала № 4 АО «ГК «Северавтодор», извещение № 31603431582, обоснованной.

2. Признать в действиях Акционерного общества  «Государственная компания «Северавтодор», выразившихся в не установлении в Положении о закупках минимального срока заключения договора по результатам осуществления закупки, нарушение части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать в действиях Акционерного общества  «Государственная компания «Северавтодор», выразившихся в установлении срока подачи заявок, меньшего сроку получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, нарушение  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Признать в действиях Акционерного общества  «Государственная компания «Северавтодор», выразившихся в установлении в документации требования о наличии склада в г. Нефтеюганске, нарушение  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

5. Выдать Акционерному обществу  «Государственная компания «Северавтодор» обязательное для исполнения предписание.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.                                                                                                                                                                                                                                         

 

Председатель Комиссии                                                                                                            <…>                                                                                        

Члены Комиссии:                                                                                                                             <…>

                                                                                                                     <…>

                                <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны