Решение б/н Hассмотрев жалобу ООО "Авангард" (ИНН 2261008022, ОГРН 10722... от 21 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

Председателя комиссии:

- <<...>>;

Членов комиссии:

- <<...>>;

- <<...>>

от Заявителя – не явились, уведомлены надлежащим образом;

от Заказчика – не явились, уведомлены надлежащим образом;

от Уполномоченного органа – не явились, уведомлены надлежащим образом.

 

рассмотрев жалобу ООО "Авангард" (ИНН 2261008022, ОГРН 1072261001999) от 12.02.2018 №185-ж на действия Заказчика – БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Блок учебно-производственных мастерских, блок теоретических занятий, общественно-бытовой корпус, блок мастерских, основные пристрои, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 39" (извещение №0187200001717001541) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.

По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавших описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.

В доводах жалобы Заявитель указал следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки

А так же согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчик, при описании объекта закупки должен по возможности использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с законодательством РФ, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки. При их неиспользовании заказчик обязан обосновать в документации о закупке необходимость использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

По мнению ФАС России, изложенному в письме от 31 мая 2016 г. N РП/36546/16: «установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении. Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок. На основании изложенного, установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей веществ и химических составляющих, применяемых при изготовлении товаров, требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара, которые являются излишними, содержит признаки нарушения положений Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки».

Из письма ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

В пункте 24 сведений об аукционе установлено следующее:

«В случае, если в ГОСТе, ТУ, паспорте или других технических документах установлены одни допустимые значения показателей, а инструкция по заполнению заявки предписывает указать иные значения, показатели товаров в любом случае должны быть заполнены в строгом соответствии с настоящей инструкцией».

Однако, такое требование противоречит позиции ФАС России, указанной в упомянутых выше письмах.

Пункт 23 сведений об аукционе устанавливает, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в локальных сметах части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ».

Полагаем, что приложенные к аукционной документации формы содержат требования, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки.

Кроме того, установленные заказчиком требования противоречат требованиям государственных стандартов, и вводят участников закупки в заблуждение, позволяя указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, в пункте 22 локального сметного расчета № 02-01-03 в отношении краски установлены следующие требования:

«Масляная окраска металлических поверхностей: решеток, переплетов, труб диаметром менее 50 мм и т.п., количество окрасок 2. Краска для наружных работ:Окраска металлических огрунтованных поверхностей: эмалью белой или зеленой или синей. Пленка эмали должна быть устойчива к изменению температуры не менее от минус 50 до плюс 60 °С. Перед применением эмали разбавляют до рабочей вязкости сольвентом по ГОСТ 1928; ГОСТ 10214, уайт-спиритом по ГОСТ 3134 или скипидаром по ГОСТ 1571 или их смесью в соотношении 1:1 по массе ксилолом по ГОСТ 9410-78; ГОСТ 9949-76. Внешний вид покрытия. После высыхания эмаль должна образовывать гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Допускается небольшая шагрень. Сорт краски 1 или высший. Массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей: в диапазоне от 57 до 68. Степень перетира, мкм, от 10 до 25. Укрывистость высушенной пленки, г/м2, 35-70. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч, от 24 до 48 ГОСТ 6465-76 (МДС35-IV п.4.7.При ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве ОЗП=1,15; ЭМ=1,25; ЗПМ=1,25; ТЗ=1,15; ТЗМ=1,25)»

Участнику не понятно, каким образом указать данные характеристики, не имея товар и сертификат на него в наличии.

Аналогично установлены требования и к другим материалам.

Полагаем, что нестандартное описание требований нацелено на необоснованное ограничение круга участников закупки, введение их в заблуждение с целью последующего отклонения. Не исключаем также возможную аффилированность заказчика с кем-то из потенциальных участников закупки.

Считаем, что требования к товарам являются избыточными, что влечет необоснованное ограничение количества участников закупки. Участник закупки не обязан иметь в распоряжении товары, используемые для оказания услуг по предмету закупки до момента заключения контракта. Без наличия указанных в документации товаров невозможно указать состав и другие характеристики.

Таким образом, Заказчиком не соблюдены требования законодательства, установленными требованиями необоснованно ограничено количество участников закупки, что нарушает законные интересы заявителя, связанные с невозможностью подать заявки на участие в аукционе.

В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.

1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Блок учебно-производственных мастерских, блок теоретических занятий, общественно-бытовой корпус, блок мастерских, основные пристрои, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 39" (извещение №0187200001717001541) размещены на официальном сайте единой информационной системы 25.12.2017.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

По мнению Заявителя, инструкция по заполнению заявки, в части указания на то, что в случае, если в ГОСТе, ТУ, паспорте или других технических документах установлены одни допустимые значения показателей, а инструкция по заполнению заявки предписывает указать иные значения, показатели товаров в любом случае должны быть заполнены в строгом соответствии с настоящей инструкцией, противоречит позиции ФАС России.

15.02.2018 в аукционную документацию внесены изменения, пункт 28 раздела I документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, рекомендуемая форма заявки" абзац "В случае, если в ГОСТе, ТУ, паспорте или других технических документах установлены одни допустимые значения показателей, а инструкция по заполнению заявки предписывает указать иные значения, показатели товаров в любом случае должны быть заполнены в строгом соответствии с настоящей инструкцией." изложен в новой редакции: "В случае, если в ТУ, паспорте или других технических документах установлены одни допустимые значения показателей, а инструкция по заполнению заявки предписывает указать иные значения, показатели товаров в любом случае должны быть заполнены в строгом соответствии с настоящей инструкцией."

На момент внесения изменений в аукционную документацию датой и временем окончания срока подачи заявок было установлено 13.03.2018 10:00.

В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Таким образом, на момент рассмотрения жалобы оспариваемые Заявителем положения исключены из аукционной документации, нарушения Закона о контрактной системе не установлены.

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

В соответствии с пунктом 22 локального сметного расчета 02-01-03 Заказчику требуется Краска для наружных работ: Окраска металлических огрунтованных поверхностей: эмалью белой или зеленой или синей. Пленка эмали должна быть устойчива к изменению температуры в диапазоне не менее от минус 50 до плюс 60 °С. Перед применением эмали разбавляют до рабочей вязкости сольвентом по ГОСТ 1928; ГОСТ 10214, уайт-спиритом по ГОСТ 3134 или скипидаром по ГОСТ 1571 или их смесью в соотношении 1:1 по массе ксилолом по ГОСТ 9410-78; ГОСТ 9949-76. Внешний вид покрытия После высыхания эмаль должна образовывать гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Допускается небольшая шагрень. Сорт краски 1 или высший. Массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей: в диапазоне от 57 до 70. Степень перетира, мкм, от 10 до 25 включительно. Укрывистость высушенной пленки, г/м2, 35- 70. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч, от 24 до 48 включительно (значение неизменяемое) ГОСТ 6465-76.

Согласно таблицы 1 ГОСТ 6465-76 показатели эмали Степень перетира (показатель 7), Укрывистость высушенной пленки (показатель 8) являются максимальными.

В пункте 2.1. ГОСТ 6465-76 указано, что правила приемки осуществляются по ГОСТ 9980.1.

Согласно пункту 1 ГОСТ 9980.1. Приемка лакокрасочных материалов проводится партиями.

При периодическом процессе производства за партию принимают количество однородного по качеству и цвету лакокрасочного материала, полученного за один технологический цикл и сопровождаемого одним документом о качестве.

При непрерывном процессе производства за партию принимают количество однородного по качеству и цвету лакокрасочного материала, изготовленного за ограниченный период времени, но не более суточной выработки и сопровождаемого одним документом о качестве.

При транспортировании лакокрасочных материалов в железнодорожных и автоцистернах за партию принимают содержимое каждого транспортного средства.

За партию лакокрасочного материала, применяемого в комплекте с одним или несколькими вспомогательными материалами, принимают количество однородного по качеству и цвету основного материала, полученного за один технологический цикл или ограниченный период времени, и требуемое количество одного или нескольких вспомогательных материалов, сопровождаемое документом о качестве на основной материал и на каждый из вспомогательных материалов.

Согласно пункту 2.2 ГОСТ 6465-76, приемосдаточные испытания проводят по показателям 1-5, 7-9, 12 табл.1, следовательно показатели Степень перетира (показатель 7), Укрывистость высушенной пленки (показатель 8) подлежат обязательным приемосдаточным испытаниям.

В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ 6465-76 степень перетира определяют в неразбавленной эмали, в соответствии с пунктом 3.6 укрывистость определяют по ГОСТ 8784 при вязкости эмали 20-22 с при температуре (20,0±0,5) °С по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм.

Таким образом, конкретные показатели эмали Степень перетира и Укрывистость высушенной пленки, указанные в пункте 22 локального сметного расчета 02-01-03, становятся известны только после проведения испытаний партии за один технологический цикл либо ограниченный период времени, но не более суточной выработки.

Указанное обстоятельство является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и влечет за собой ограничение доступа к участию в электронном аукционе.

В отношении слов Заявителя о том, что Участнику не понятно, каким образом указать характеристики, не имея товар и сертификат на него в наличии, Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе уполномочен давать Заказчик, а не антимонопольный орган.

Таким образом, в случае наличия у участника закупки вопросов или непонимания положений документации о закупке, участнику закупки необходимо обращаться на адрес электронной площадки с запросом о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей.

Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания, поскольку выявленные нарушения могут повлиять на результаты торгов.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "Авангард" (ИНН 2261008022, ОГРН 1072261001999) от 12.02.2018 №185-ж на действия Заказчика – БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Блок учебно-производственных мастерских, блок теоретических занятий, общественно-бытовой корпус, блок мастерских, основные пристрои, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 39" (извещение №0187200001717001541) частично обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику – БУ "ДЭСЗ", Уполномоченному органу - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обязательное для исполнения предписание.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.

5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Связанные организации

Связанные организации не указаны