Решение №ВТ/7604/23 Решение по жалобе № 10122-ЭП/23 от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1637/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.10.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 26.10.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....>;

Члены комиссии:

- <....>,

- <....>,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заявителя ООО «Ферум Системы Безопасности», <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заказчика АО «Нижневартовская ГРЭС», <....>, <....>,

рассмотрев жалобу ООО «Ферум Системы Безопасности» (вх. № 10122-ЭП/23 от 16.10.2023) (далее – Жалоба) на действия АО «Нижневартовская ГРЭС» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 208450_ОК_Техническое обслуживание и ремонт систем автоматической противопожарной защиты ЭБ № 3 Нижневартовской ГРЭС в 2024-2028гг (реестровый номер извещения 32312775044),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО «Ферум Системы Безопасности» (вх. № 10122-ЭП/23 от 16.10.2023) (далее – Заявитель) на действия АО «Нижневартовская ГРЭС» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 208450_ОК_Техническое обслуживание и ремонт систем автоматической противопожарной защиты ЭБ № 3 Нижневартовской ГРЭС в 2024-2028гг (реестровый номер извещения 32312775044).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 25.10.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

11.10.2023 был опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок № 208450/ОК-П1ч. Заявка Общество с ограниченной ответственностью «Ферум Системы Безопасности» была признана не соответствующей требованиям, так как «Участник в своём техническом предложении (Приложение к письму о подаче оферты от 04.10.2023 № 1) не указал номер и название лота, что не соответствует требованиям закупочной документации (пункт 10.2.5.3 ЗД)».

Согласно пункту 10.2.5.3 ЗД «Техническое предложение заполняется отдельно по каждому из лотов с указанием номера и названия лота».

Согласно пункту 10.2.5.4 ЗД «В техническом предложении Участник указывает свое согласие со всеми требованиями (разделами) технического задания и его приложениями, либо предлагает свой вариант выполнения (если техническим заданием установлено такое требование, предусмотрено такое). Непредоставление согласия по установленной в приложении и инструкции форме является безусловным основанием для отклонения заявки участника».

Вместе с тем, Заявитель обращает внимание, что отсутствие в заявке сведений о номере единственного лота, не свидетельствует, что участник закупки тем самым некорректно заявил о своем согласии со всеми требованиями (разделами) технического задания и его приложениями, со сроками поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе промежуточными, установленными в техническом задании Заказчика, со сроками гарантии на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, установленные в техническом задании Заказчика.

Как сообщил Заявитель, ООО «Ферум Системы Безопасности» прямо продекларировало, что услуги будут оказаны им в соответствии с требованиями Технического задания документации, которые возлагают на участника закупки обязанность по их предоставлению.

Таким образом, учитывая что лот в закупке только один, у Заказчика отсутствует вероятность двоякого толкования технического задания.

По мнению Заявителя, формальное требование Заказчика сводится к копированию участником закупки названной информации в составе заявки, что само по себе лишено всякого значения. Иное требование по отражению участником закупки собственных условий в графе «Требования к результатам оказания услуг», которые могли бы определять иные условия исполнения обязательств по договору, документацией не установлено. Соответственно, заказчик, отклоняя заявку участника закупки, подошел к порядку оценки заявок на участие в закупке формально.

В настоящем случае, как отмечает Заявитель, не указание номера лота, не свидетельствует, что техническое предложение участника закупки подменяло потребность заказчика и изменяло условия исполнения обязательств по договору.

Исходя из части 4 статьи 447 ГК РФ, целью проведения аукциона является привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц для получения максимальной цены за объект торгов.

Таким образом, Заявитель указывает, что не указание номера лота, является несущественным нарушением и не влечет отказ в допуске к участию в торгах.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании изложенного, Заявитель считает, что отказ Организатора торгов в допуске Заявителю к участию в торгах содержит признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем просит принять соответствующие меры.

Заказчик с доводами с доводами Жалобы не согласился, представил в Управление письменные возражения (вх. №10359-ЭП/23 от 20.10.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг АО «Нижневартовская ГРЭС» от 01.09.2022 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 19.09.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 60 694 789,37 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 05.10.2023.

4. На участие в конкурсе в электронной форме подано 3 заявки.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке № 208450/ОК-П1ч от 11.10.2023 участник № 3 (ООО «Ферум Системы Безопасности») был отклонен Заказчиком по следующей причине:

- участник в своём техническом предложении (Приложение к письму о подаче оферты от 04.10.2023 №1) не указал номер и название лота, что не соответствует требованиям закупочной документации (пункт 10.2.5.3 ЗД).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Так, согласно пункту 10.2.4 «Техническое задание» (форма 2) документации о закупке Заказчиком указано, что форма заполняется отдельно по каждому из лотов с указанием номера и названия лота.

Пунктом 10.2.5 «Инструкция по заполнению» документации о закупке Заказчик установил следующее:

10.2.5.1. Участник закупки приводит номер и дату письма о подаче оферты, приложением к которому является данное техническое предложение.

10.2.5.2 Участник не указывает свое фирменное наименование, в т.ч. организационно-правовую форму (для юридического лица), ФИО, паспортные данные (для индивидуального предпринимателя).

10.2.5.3 Техническое предложение заполняется отдельно по каждому из лотов с указанием номера и названия лота.

10.2.5.4 В техническом предложении Участник указывает свое согласие со всеми требованиями (разделами) технического задания и его приложениями, либо предлагает свой вариант выполнения (если техническим заданием установлено такое требование, предусмотрено такое). Непредоставление согласия по установленной в приложении и инструкции форме является безусловным основанием для отклонения заявки участника.

10.2.5.5 Техническое предложение будет служить основой для подготовки приложения к Договору. В этой связи в целях снижения общих затрат сил и времени Заказчика и участника закупки на подготовку Договора данное предложение следует подготовить так, чтобы ее можно было с минимальными изменениями включить в Договор.

Как пояснил Заказчик в своих возражениях (вх. №10359-ЭП/23 от 20.10.2023), из представленной участником № 3 формы Технического предложения не представляется возможным установить к какому лоту, закупочной процедуре и видам работ можно отнести первую часть заявки Заявителя, а, следовательно, не представляется возможным сделать вывод с каким конкретно техническим заданием, каким лотом и какой закупкой выражает свое согласие Заявитель.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, проанализировав первую часть заявки Заявителя, поданной на конкурс в электронной форме (реестровый номер извещения 32312775044), установила следующее.

В приложении к письму о подаче оферты от 04.10.2023 № 1 «Техническое предложение» первой части заявки, поданной на конкурс в электронной форме (реестровый номер извещения 32312775044), Заявителем указано следующее:

«Согласны со всеми требованиями (разделами) технического задания и его приложениями. Согласны со сроками поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе промежуточными, установленными в техническом задании Заказчика. Согласны со сроками гарантии на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, установленные в техническом задании Заказчика.»

В приложении к письму о подаче оферты от 04.10.2023 № 1 «Календарный план» первой части заявки, поданной на конкурс в электронной форме (реестровый номер извещения 32312775044), Заявителем указано следующее:

«Номер и наименование лота: Лот №1. Техническое обслуживание и ремонт систем автоматической противопожарной защиты ЭБ № 3 Нижневартовской ГРЭС в 2024-2028гг. Начало: 01 января 2024 г. Окончание: 31 декабря 2028г.».

При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что предметом конкурса был всего один лот, а не несколько.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что у Заказчика имелась возможность установить принадлежность первой части заявки Заявителя, поданной на конкурс в электронной форме (реестровый номер извещения 32312775044), к лоту проводимой закупки, на основании указания необходимой информации в приложении к письму о подаче оферты от 04.10.2023 № 1 «Календарный план» Заявителя. Фактически Заказчик отказал в допуске к участию в закупке Заявителю по формальным основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что Заказчик нарушил часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания АО «Нижневартовская ГРЭС».

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Ферум Системы Безопасности» (вх. №10122-ЭП/23 от 16.10.2023) на действия АО «Нижневартовская ГРЭС» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 208450_ОК_Техническое обслуживание и ремонт систем автоматической противопожарной защиты ЭБ № 3 Нижневартовской ГРЭС в 2024-2028гг (реестровый номер извещения 32312775044), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика АО «Нижневартовская ГРЭС» нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику АО «Нижневартовская ГРЭС» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны