Решение б/н решение по жалобе № 1343-эп/22 на действия Заказчика АУ «Хан... от 25 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 086/07/3-199/2022 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 21.02.2022 г. Ханты-Мансийск-
Решение в полном объеме изготовлено 24.02.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округ} - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского У ФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«___________» — «___________»
Члены Комиссии:
«___________» — «___________»
«___________» — «___________»
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;
в присутствии представителей Заказчика по доверенности посредством ВКС;
рассмотрев жалобу «___________» (вх. от 14.02.2022 № 1343-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого
могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку экскаватора-погрузчика для нужд автономного учреждения «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», извещение № 32211101182. в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защипе конкуренции, поступила жалоба (вх. от 14.02.2022 № 1343- эп/22) «___________» (далее - Заявитель) па действия АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку экскаватора-погрузчика для нужд автономного учреждения «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», извещение №32211101182.
Заявитель обжалует положения документации о закупке.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (датее — Закон о закупках. Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика:
- неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения:
- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке:
- осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие
утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.! настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе. Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 21.02.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав представителей Заказчика. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации. Гражданским кодексом Российской Федерации. Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламент ирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», утвержденным Наблюдательным советом АУ «Ханты- Мансийский технолого-педагогический колледж» (далее - Положение о закупке).
Рассмотрев материалы Жалобы. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
04.02.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211101182. В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- дата начала подачи заявок - 04.02.2022;
- дата и время окончания срока подачи заявок - 14.02.2022 в 17:00 (мск+2);
- дата подведения итогов - 15.02.2022.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 14.02.2022. до окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 15.02.2022 на участие в закупке поступила одна заявка. Заявка была отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием предложенного товара требованиям закупочной документации, а именно в связи с несоответствием объема экскаваторного ковша. Таким образом, закупка признана несостоявшейся.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик необоснованно установил избыточные требования к характеристикам товара, влекущие за собой ограничение количества участников закупки и ограничивающие конкуренцию, а именно, установлены технические характеристики закупаемого товара, соответствующие только одной марке и модели экскаваторов- погрузчиков - «JCB ЗСХ».
По мнению Заявителя совокупность установленных значений показателей, позволяет к поставке только технику производителя «JCB» модели «ЗСХ». При проведении анализа возможности участия в закупке. Заявителем были запрошены сведения производителей аналогичных экскаваторов-погрузчиков, соответствующих по мощности и производительности требуемым Заказчиком: «TLB 825», «New Holland В80В», «HIDROMEK 102В», «ELAZ BL 880», «John Deer 315 SL», «MST М542», «CASE 570ST» и «КОMATSU WB93- R». Все остальные марки экскаваторов-погрузчиков, не соответствуют основным техническим характеристикам по производительности и мощности требуемым Заказчиком.
Заявитель также обжалует ответ Заказчика на запрос разъяснений по вопросам, изложенным в пункте 1 жалобы. Заявитель считает необоснованными доводы Заказчика о том. что «Изменение указанных в спецификации параметров приведет к приобретению экскаватора-погрузчика непригодного для учебных целей».
Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктами 2. 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.
Согласно спецификации, являющейся приложением 2 к документации, предметом закупки является экскаватор-погрузчик.
Заказчик пояснил, что Технические задание составлено с учетом требований п. 2 ч. 1 ст. 3. п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. На стадии формирования закупочной документации, в ходе проведенного анализа рыночных предложений установлено, что указанным в техническом задании характеристикам, соответствуют товары как минимум двух различных производителей, а именно: экскаватор-погрузи и к CAT 432F2. экскаватор-погрузчик JCB ЗСХ. Приведенные в сравнительной таблице технические характеристики подтверждаются данными коммерческих предложений, полученными на этапе формирования документации, а также данными, опубликованными на официальных сайтах заводов-изготовителей и приведенной таблицей.
Указанные в документации требования к объекту закупки являются одинаковыми для всех участников запроса предложений, ме создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в закупке. Требования Заказчика не приводят к ограничению количества участников закупки, которые могли бы принять участие в запросе предложений на поставку экскаватора-погрузчика. Участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации.
Отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов.
Заявитель в своей Жалобе указал, что Заказчику направлялся запрос разъяснений по вопросам, изложенным в пункте 1 жалобы. Общий смысл ответа Заказчика сводится к тому, что «Изменение указанных в спецификации параметров приведет к приобретению экскаватора-погрузчика непригодного для учебных целей». Заявитель считает данное разъяснение необоснованным.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС. запрос о даче разъяснений поступил 08.02.2022. разъяснения размещены 11.02.2022 в виде отдельного документа.
В соответствии с ч.2 ст.3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение грех рабочих дней с даты поступления такого запроса. Заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
При этом, согласно ч.4 ст.3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
Таким образом, в ходе рассмотрения Жалобы не нашел подтверждения довод, что отвечая на запрос Заявителя о разъяснении документации. Заказчик нарушил порядок и сроки дачи разъяснений, либо другим образом допустил нарушение прав и законных интересов Заявителя.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком требований к товару и определение показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части I статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Таким образом, обжалуемые требования установлены исходя из потребностей Заказчика и не противоречат положениям Закона о закупках.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 1 8.1 Закона о защите конкуренции.
Р Е Ш И Л А :
Признать жалобу «___________» (вх. от 14.02.2022 № 1343-эп/22) на действия Заказчика АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку экскаватора-погрузчика для нужд автономного учреждения «Ханты-Мансийский технолого- педагогический колледж», извещение № 32211101182, необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: «___________»
Члены Комиссии: «___________»
«___________»