Решение б/н решение по жалобе № 206-ж от 15 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-169/2021
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 10.02.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 15.02.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_______» — «_______»;
Члены комиссии:
«_______» — «_______»;
«_______» — «_______»;
в присутствии представителя Заявителя «_______» посредством ВКC;
в присутствии представителей Заказчика «_______» посредством ВКC;
рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 03.02.2021 № 206-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика ЛГМУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку коагулянта «Аква-Аурат 30», извещение № 32109925958, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее — Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 03.02.2021 № 206-ж) «_______» (далее — Заявитель) на действия ЛГМУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» (далее — Заказчик, ЛГМУП «УТВиВ») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку коагулянта «Аква-Аурат 30», извещение № 32109925958.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик неправомерно установил в документации о закупке требования о поставке товара «Аква-Аурат 30» без возможности поставки эквивалента.
Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены случаи, в которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 10.02.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.
Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав объяснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ЛГМУП «УТВиВ» (новая редакция № 15), утвержденным приказом от 14.09.2018 № 612, с изменениями от 25.08.2020 и (далее – Положение о закупке).
26.01.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32109925958 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- дата начала срока подачи заявок – 27.01.2021 (мск+2);
- дата и время окончания подачи заявок – 03.02.2021 в 08:00 (мск+2);
- дата рассмотрения первых частей заявок – 04.02.2021 (мск+2);
- дата подачи и сопоставления ценовых предложений – 05.02.2021 (мск+2);
- дата рассмотрения вторых частей заявок – 08.02.2021 (мск+2);
- дата подведения итогов – 08.02.2021 (мск+2).
Начальная (максимальная цена) составляет 867 280 рублей.
Предмет аукциона – поставка коагулянта «Аква-Аурат 30».
Согласно пункту 2 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона в электронной форме в следующие сроки:
а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;
б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 20 статьи 13 и пунктом 1 статьи 31 Положения о закупках, извещение о проведении аукциона размещается Заказчиком в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Извещение о проведении аукциона размещено в ЕИС 26.01.2021, дата окончания подачи заявок, согласно извещению - 03.02.2021. Таким образом, при проведении закупки № 32109925958 Заказчик не соблюдает Положение о закупке в части установления сроков подачи заявок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Аналогичные требования к описанию предмета закупки содержатся в пункте 4 статьи 11 Положения о закупке Заказчика.
В приложении № 1 к документации о закупке содержится Техническое задание на поставку коагулянта «Аква-Аурат 30» и техническая характеристика товара.
В пункте 2 Информационной карты, а также в Техническом задании (приложение № 1 к документации) при описании предмета закупки Заказчиком не использованы слова «(или эквивалент)», не указано по каким основаниям для Заказчика невозможна закупка эквивалента коагулянта «Аква-Аурат 30».
Заказчик с доводами Жалобы не согласен, считает требование документации о закупке правомерным по следующим основаниям.
ЛГМУП «УТВиВ» в возражениях на Жалобу сообщает, что проводит закупку № 32109925958 в связи с завершением работ по реконструкции объекта «Водозаборные очистные сооружения №1. Водоочистная станция 16 000 мЗ/сутки. Реконструкция станции обезжелезивания №1 в г.п. Лянтор». Заказчиком муниципального контракта по реконструкции указанного объекта является Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Сургутского района». По окончанию выполнения пусконаладочных работ реконструированная водоочистная станция будет передана в эксплуатацию ЛГ МУП «УТВиВ».
Давая разъяснения по запросу о закупочной документации, Заказчик в своем ответе от 02.02.2021 сообщил, что согласно проектному решению для доведения очищаемой воды до норм СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» в технологии предусмотрено применение коагулянта «Аква-Аурат 30».
Таким образом, по мнению Заказчика, в описании предмета закупки правомерно не предусмотрено использование эквивалента в связи с тем, что закупка товара производится для исполнения муниципального контракта и является исключением, предусмотренным п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
При проведении пусконаладочных работ на водоочистной станции (далее – ВОС) для очистки воды применяется коагулянт «Аква-Аурат 30». В качестве обоснования применения коагулянта «Аква-Аурат 30» Заказчик приводит технический отчет «Проведение технологических изыскании на объекте ВОС по отработке технологии очистки воды и доведения ее до нормативных требований (ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая», СанПин 2.1.4.1074-01) на пилотной водоочистной станции «Кавитон 5Т» (выполнение пилотного проекта реконструкции 1-ой очереди ВОС №1 в г. Лянтор». Технический отчет составлен наладочной организацией НПО «Кавитон» и согласован директором ЛГМУП «УТВиВ» 13.06.2011. Согласно техническому отчету при применении безреагентного метода обезжелезивания воды в настроенную систему ВОС «Кавитон 5Т» дозируют коагулянт (растворенный оксихлорид алюминия Al2O3). Растворение товарного порошка «Аква-Аурат 30» (30% оксихлорид алюминия Al2O3) производится в пропорции 50г порошка на 30л воды (стр. 9 технического отчета).
По результатам исследований, проведенных наладочной организацией НПО «Кавитон» предлагает ЛГМУП «УТВиВ» использовать для очистки воды и доведения ее до нормативных требований комбинированный метод, который заключается в подготовке воды на МИАД (модуль интенсивной аэрации и дегазации) и двухступенчатой фильтрацией с добавлением коагулянта – доза коагулянта по 0,45мг/л, расход коагулянта 8280 кг/год.
Заказчик обратился к НПО «Кавитон» с запросом об обосновании необходимости применения коагулянта «Аква-Аурат 30». Исходя из ответа НПО «Кавитон» от 05.02.2021 № 02-015 рекомендация о применении коагулянта «Аква-Аурат 30» обусловлена тем, что технологические и проектные изыскания с применением других коагулянтов не проводились. Следовательно, наладочная организация не может гарантировать Заказчику очистку воды до требуемых параметров при применении эквивалента вышеуказанному коагулянту.
При этом, муниципальный контракт, в соответствии с которым Заказчику необходимо провести закупку конкретного коагулянта, не представлен.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что технический отчет от 2011 года не является надлежащим подтверждением, что использование эквивалента коагулянта «Аква-Аурат 30» на оборудовании Заказчика в 2021 году невозможно.
Таким образом, указание Заказчиком в документации о закупке № 32109925958 требования о поставке коагулянта «Аква-Аурат 30» без указания слов «или эквивалент», нарушает пункт 2 части 1, пункт 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу «_______» (вх. от 03.02.2021 № 206-ж) на действия Заказчика ЛГМУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку коагулянта «Аква-Аурат 30», извещение № 32109925958, обоснованной.
- Выдать Заказчику ЛГМУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
- Передать материалы жалобы № 086/07/3-169/2021 уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_______»
Члены Комиссии: «_______»
«_______»