Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 086/01/11-367/2023 о нарушении антимоноп... от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2023                             г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 09.11.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

- <…….> - <…….>;

Члены Комиссии:

- <…….> - <…….>;

- <…….>- <…….>,

рассмотрев дело № 086/01/11-367/2023 по признакам нарушения Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением города Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» (далее - МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка»), расположенным по адресу: 628187, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, Интернациональная ул., д. 94, ОГРН 1028601499981, ИНН 8610010935, КПП 861001001, и Индивидуальным предпринимателем <…….>, пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании комиссии представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью «<…….>» (далее - ООО «<…….>»), ответчика ИП <…….>, представителей ответчиков МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», ИП <…….>., надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением в результате рассмотрения заявления ООО «<…….>», рег.№12995-ИП/22 от 16.12.2022, а также заявления ООО «<…….>», перенаправленного из Федеральной антимонопольной службы России, рег.№13551-ЭП/22 от 28.12.2022, которые содержат информацию о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства дошкольными образовательными учреждениями, расположенными на территории города Нягани, в том числе МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», которое выразилось в заключении всеми дошкольными образовательными учреждениями договоров на чистку и уборку нежилых помещений с ИП <…….>, преимущественно без проведения публичных процедур, в том числе принятие МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» решений о закупках на выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и техническому обслуживанию здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» у единственного поставщика ИП <…….>, без обоснования, срочной потребности, несмотря на то, что указанные услуги относятся к конкурентному рынку, были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», ИП <…….>, предусмотренного пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В результате чего, Ханты-Мансийским УФАС России, 16.03.2023, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан приказ Управления № 47/23 о возбуждении дела № 086/01/11-367/2023 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», ИП <…….> пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.03.2023 рассмотрение дела назначено на 16.05.2023.

Определением об отложении рассмотрения дела от 16.05.2023 рассмотрение дела отложено и назначено на 14.06.2023.

Определением об отложении рассмотрения дела от 14.06.2023 рассмотрение дела отложено и назначено на 29.08.2023.

Определением о продлении срока рассмотрения дела от 14.06.2023 срок рассмотрения дела продлен до 27.12.2023.

Приказом «Об изменении состава Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» № 163/23 от 29.08.2023 внесены изменения в Приказ «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» № 47/23 от 16.03.2023, утвержден новый состав Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением об отложении рассмотрения дела от 29.08.2023 рассмотрение дела отложено и назначено на 28.09.2023.

Приказом «Об изменении состава Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» № 184/23 от 28.09.2023 внесены изменения в Приказ «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» № 47/23 от 16.03.2023, утвержден новый состав Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением об отложении рассмотрения дела от 28.09.2023 рассмотрение дела отложено и назначено на 31.10.2023, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Кроме того, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес заявителя ООО «<…….>», ответчиков МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», ИП <…….> направлено заключение об обстоятельствах дела № 086/01/11-367/2023 от 28.09.2023, исх. №ВТ/7064/23 от 05.10.2023.

Приказом об изменении состава комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №212/23 от 31.10.2023, внесены изменения в Приказ № 47/23 от 16.03.2023, утвержден новый состав комиссии по рассмотрению дела.

Согласно заявлению заявителя по делу ООО «<…….>», Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что ООО «<…….>» в ноябре 2022 года стало известно о предстоящих закупках клининговых услуг (уборки помещений и территорий) в детских садах города Нягань, в связи с чем представителем ООО «<…….>» были нарочно вручены письма всем представителям детских садов города Нягань с просьбой предоставления информации о месте (электронной площадки) и времени предстоящих закупок, на что по состоянию на 30.01.2023 ответ был получен только от МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», МАДОУ г. Нягани «<…….>».

08.12.2022 с целью установления даты проведения вышеуказанной закупки представителем ООО «<…….>» был осуществлен выезд в МАДОУ г. Нягани «<…….>», где в ходе беседы с заведующей, последняя пояснила, что не будет сообщать время и место проведения закупки и что их устраивает их подрядчик, с которым они заключают договоры на оказание клининговых услуг уже на протяжении двух лет как с единственным поставщиком, а именно ИП <…….>

31.12.2021 МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 11 «Елочка», в нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заключили договор с единственным поставщиком ИП <…….> на сумму 3 720 000 рублей.

В ходе проведенного мониторинга ООО «<…….>» было установлено, что еще минимум как три детских садика города Нягань действуют по тому же принципу, что и МАДОУ г. Нягани «<…….>», а именно МАДОУ г. Нягани «<…….>», МАДОУ г. Нягани «<…….>» и МАДОУ г. Нягани «<…….>».

В связи с чем, ООО «<…….>» просит провести проверку в отношении вышеуказанных детских садов на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с письменными пояснениями ответчика по делу МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» заключило с ИП <…….> с декабря 2020 года по 27.03.2023 следующие договоры:

1. 16.12.2020 договор №80/2020; способ закупки единственный поставщик; период действия договора до полного исполнения сторонами взятых обязательств; предмет договора выполнение текущего ремонта системы водоснабжения МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка»; стоимость услуг по договору составляет 176 000, 00 руб.;

2. 01.01.2021 договор №09/2021; способ закупки единственный поставщик; период действия договора с 01.01.2021 по 31.03.2021; предмет договора выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и технического обслуживания здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка», а именно принимать от сотрудников ДОУ заявки на ремонт, осуществлять мелкий ремонт мебели, участвовать в оформлении помещений; выполнять планово-предупредительный и текущий ремонт оборудования, материалов, инструментов; врезать, ремонтировать замки; следить за состоянием оборудования на участке, полов, осуществлять их ремонт; производить ремонт уборочного инвентаря в случае необходимости; производить периодический осмотр и выполнять текущий мелкий ремонт разного профиля закрепленных за ним объектов (здания, сооружения, оборудования и механизмов); поддерживать в рабочем состоянии систему энергоснабжения, а также водостоки обеспечивающие нормальную работу ДОУ; изготавливать небольшие пособия для методического, музыкального кабинетов и физкультурного зала для разных возрастных групп ДОУ; выполнять мероприятия по благоустройству территории и помещений ДОУ: убирать снег с подведомственной территории ДОУ, убирать по необходимости сосульки с крыши центрального крыльца ДОУ, красить игровое оборудование, заборы - ограждения и другой инвентарь ДОУ; выполнять другие поручения заведующего ДОУ по ремонту и обслуживанию здания; выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и технического обслуживания здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка», производится по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, д.94; проводить инструктаж по электробезопасности в организации МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» согласно Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 №328Н; выполнять работы по содержанию электротехнического и электротехнологического оборудования и сетей МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» в работоспособном состоянии и его эксплуатацию в соответствии с требованиями действующих документов; цена договора составляет 465 700, 00 руб.;

3. 26.01.2021 договор №13/2021; способ закупки единственный поставщик; период действия договора с 27.01.2021 по 31.01.2021; предмет договора оказать услуги по очистки крыши центрального входа от снега МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка»; цена договора составляет 2 000, 00 руб.;

4. 19.03.2021 договор №17/2021; способ закупки единственный поставщик; период действия договора с 19.03.2021 по 30.04.2021; предмет договора оказать услуги по уборке и вывозу снега с детских игровых площадок МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка»; цена договора составляет 53 763, 00 руб.;

5. 01.04.2021 договор №25/2021; способ закупки единственный поставщик; период действия договора с 01.04.2021 по 30.06.2021; предмет договора выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и технического обслуживания здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка», а именно принимать от сотрудников ДОУ заявки на ремонт, осуществлять мелкий ремонт мебели, участвовать в оформлении помещений; выполнять планово-предупредительный и текущий ремонт оборудования, материалов, инструментов; врезать, ремонтировать замки; следить за состоянием оборудования на участке, полов, осуществлять их ремонт; производить ремонт уборочного инвентаря в случае необходимости; производить периодический осмотр и выполнять текущий мелкий ремонт разного профиля закрепленных за ним объектов (здания, сооружения, оборудования и механизмов); поддерживать в рабочем состоянии систему энергоснабжения, а также водостоки обеспечивающие нормальную работу ДОУ; изготавливать небольшие пособия для методического, музыкального кабинетов и физкультурного зала для разных возрастных групп ДОУ; выполнять мероприятия по благоустройству территории и помещений ДОУ: убирать снег с подведомственной территории ДОУ, убирать по необходимости сосульки с крыши центрального крыльца ДОУ, красить игровое оборудование, заборы - ограждения и другой инвентарь ДОУ; выполнять другие поручения заведующего ДОУ по ремонту и обслуживанию здания; выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и технического обслуживания здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка», производится по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, д.94; проводить инструктаж по электробезопасности в организации МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» согласно Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 №328Н; выполнять работы по содержанию электротехнического и электротехнологического оборудования и сетей МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» в работоспособном состоянии и его эксплуатацию в соответствии с требованиями действующих документов; цена договора составляет 465 700, 00 руб.;

6. 01.07.2021 договор №36/2021; способ закупки единственный поставщик; период действия договора с 01.07.2021 по 30.09.2021; предмет договора выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и технического обслуживания здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка», а именно принимать от сотрудников ДОУ заявки на ремонт, осуществлять мелкий ремонт мебели, участвовать в оформлении помещений; выполнять планово-предупредительный и текущий ремонт оборудования, материалов, инструментов; врезать, ремонтировать замки; следить за состоянием оборудования на участке, полов, осуществлять их ремонт; производить ремонт уборочного инвентаря в случае необходимости; производить периодический осмотр и выполнять текущий мелкий ремонт разного профиля закрепленных за ним объектов (здания, сооружения, оборудования и механизмов); поддерживать в рабочем состоянии систему энергоснабжения, а также водостоки обеспечивающие нормальную работу ДОУ; изготавливать небольшие пособия для методического, музыкального кабинетов и физкультурного зала для разных возрастных групп ДОУ; выполнять мероприятия по благоустройству территории и помещений ДОУ: убирать снег с подведомственной территории ДОУ, убирать по необходимости сосульки с крыши центрального крыльца ДОУ, красить игровое оборудование, заборы - ограждения и другой инвентарь ДОУ; выполнять другие поручения заведующего ДОУ по ремонту и обслуживанию здания; выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и технического обслуживания здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка», производится по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, д.94; проводить инструктаж по электробезопасности в организации МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» согласно Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 №328Н; выполнять работы по содержанию электротехнического и электротехнологического оборудования и сетей МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» в работоспособном состоянии и его эксплуатацию в соответствии с требованиями действующих документов; цена договора составляет 465 700, 00 руб.;

7. 01.10.2021 договор №48/2021; способ закупки единственный поставщик; период действия договора с 01.10.2021 по 31.12.2021; предмет договора выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и технического обслуживания здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка», а именно принимать от сотрудников ДОУ заявки на ремонт, осуществлять мелкий ремонт мебели, участвовать в оформлении помещений; выполнять планово-предупредительный и текущий ремонт оборудования, материалов, инструментов; врезать, ремонтировать замки; следить за состоянием оборудования на участке, полов, осуществлять их ремонт; производить ремонт уборочного инвентаря в случае необходимости; производить периодический осмотр и выполнять текущий мелкий ремонт разного профиля закрепленных за ним объектов (здания, сооружения, оборудования и механизмов); поддерживать в рабочем состоянии систему энергоснабжения, а также водостоки обеспечивающие нормальную работу ДОУ; изготавливать небольшие пособия для методического, музыкального кабинетов и физкультурного зала для разных возрастных групп ДОУ; выполнять мероприятия по благоустройству территории и помещений ДОУ: убирать снег с подведомственной территории ДОУ, убирать по необходимости сосульки с крыши центрального крыльца ДОУ, красить игровое оборудование, заборы - ограждения и другой инвентарь ДОУ; выполнять другие поручения заведующего ДОУ по ремонту и обслуживанию здания; выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и технического обслуживания здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка», производится по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, д.94; проводить инструктаж по электробезопасности в организации МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» согласно Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 №328Н; выполнять работы по содержанию электротехнического и электротехнологического оборудования и сетей МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» в работоспособном состоянии и его эксплуатацию в соответствии с требованиями действующих документов; цена договора составляет 465 700, 00 руб.;

8. 18.10.2021 договор №52/2021; способ закупки единственный поставщик; период действия договора с 18.10.2021 до 31.12.2021; предмет договора произвести замену электросчетчика; стоимость услуг по договору составляет 2 287, 12 руб.;

9. 28.12.2021 договор №66/2021; способ закупки единственный поставщик; период действия договора до полного исполнения сторонами взятых обязательств; предмет договора оказание услуг по вывозу снега с территории МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, д.94; цена договора составляет 11 900,00 руб.;

10. 01.01.2022 договор №67/2021; способ закупки запрос котировок; период действия договора с 01.01.2022 по 31.12.2022; предмет договора выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и технического обслуживания здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка»; цена договора составляет 1 599 996, 00 руб.;

11. 10.01.2022 договор №09/2022; способ закупки единственный поставщик; период действия договора с 10.01.2022 по 31.03.2022; предмет договора оказание услуг по проведению проверки однолинейных схем щитов на соответствие отходящих линий МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, д.94; цена договора составляет 10 000, 00 руб.;

12. 04.01.2023 договор №7; способ закупки запрос котировок; период действия договора с 01.01.2023 по 31.12.2023; предмет договора оказание комплекса услуг по техническому обслуживанию в здании, восстановительному ремонту и уборке прилегающей территории МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка»; цена договора составляет 1 599 600. 00 руб.

Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд МА ДОУ МО города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 6 «Рябинка» (далее - Положение) утверждено в соответствии с пунктом 3 частью 3 статьи 2 Закона о закупках наблюдательным советом автономного учреждения, так как заказчиком выступает автономное учреждение (протокол от 19.11.2020 № 19) и размещено 26.11.2020 в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг.

На основании части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением предусматриваются конкурентные (часть 3.1 статьи 3 Закона о закупках) и неконкурентные закупки (часть 3.2 статьи 3 Закона о закупках), устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства осуществляются в электронной форме.

Возможность осуществления заказчиками закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрена частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках, при условии соблюдения требований, установленных, в частности, статьей 3.6 Закона о закупках.

В соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливается Положением. Единственное требование Закона о закупках заключается в том, чтобы заказчик в своем Положении установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» имеет разумные причины применения неконкурентной процедуры закупки, исключительно на основании разработанного и утвержденного Положения.

Таким образом, МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

Все виды работ являются неоднотипными, требовали незамедлительного исполнения, времени на проведение закупки конкурентными способами не имелось:

- договор от 16.12.2020 № 80/2020 был заключен в соответствии со служебной запиской заместителя заведующего по БУ <…….>, на основании срочной необходимости технического ремонта системы водоснабжения МАДОУ МО г.Нягань «Д/с № 6 «Рябинка», предоставления трех коммерческих предложений, выбрана наименьшая цена на услугу по текущему ремонту системы водоснабжения, и в соответствии с разделом 7 части 7.2 пункта 2 абзаца 2 Положения о закупке, товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка»;

- договор от 19.03.2021 № 17/2021 был заключен в соответствии со служебной запиской заместителя заведующего по БУ <…….>., в связи с резким потеплением, с целью соблюдения безопасных условий для воспитанников во время проведения прогулки и предотвращения подтопления имущества МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», на основании трех коммерческих предложений, выбрана наименьшая цена, и в соответствии с пунктом 3 части 7.2.1 раздела 7.2 главы 7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка»;

- договор от 18.10.2021 № 52/2021 был заключен в соответствии с служебной запиской заведующего производством, в целях предотвращения остановки работы пищеблока (в связи с выходом из строя электросчетчика), необходимостью немедленной его замены, с целью своевременного приготовления пищи для воспитанников, на основании трех коммерческих предложений, выбрана наименьшая цена на услугу, в соответствии с пунктом 3 части 7.2.1 раздела 7.2 главы 7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка»;

- договор от 28.12.2021 № 66/2021 был заключен в соответствии со служебной запиской заместителя заведующего по БУ <…….>., в связи со срочной необходимостью вывоза снега, находящегося около проходов к теневым навесам на игровых площадках, и препятствующего проходу воспитанников, погодными условиями (метель), на основании трех коммерческих предложений, выбрана наименьшая цена на услугу, в соответствии с пунктом 3 части 7.2.1 раздела 7.2 главы 7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка»;

- договоры от 01.04.2021 №25/2021, от 01.07.2021 №36/2021, от 01.10.2021 №48/2021 были заключены на основании трех коммерческих предложений, в связи с ежеквартальным финансированием и в соответствии с разделом 7 пункта 7.2.1 подпункта 6 Положения о закупке, товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка».

Дробление подразумевает, что одна крупная закупка будет разделена на несколько маленьких, цены которых будут меньше, при этом все договоры подписаны с единственным исполнителем, а между датами заключения соглашений прошел небольшой срок.

В действиях МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» не подразумевалось умышленного дробления договоров, так как договоры заключались на основании пункта 6 части 7.2.1 раздела 7.2 Положения, так как закупка товаров работ и услуг не превышала 500 000 рублей, и по прошествии достаточного времени (более 3 месяцев) между договорами, при этом оплата оказанных услуг осуществлялась по мере поступления денежных средств из бюджета.

У ИП <…….> имеются сведения о виде экономической деятельности по ОКВЭД, такой как «42.21 строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения», что позволяло в полной мере получить МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» качественное оказание услуг по текущему ремонту водоснабжения, при том как в сведениях о видах экономической деятельности ООО «<…….>» подобного ОКВЭД не зарегистрировано.

В ноябре 2022 года ООО «<…….>» предоставило в адрес МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» письмо, в котором указывалась необходимость в информировании ООО «<…….>» о проведении закупки товаров, работ и услуг МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» на электронной-торговой площадке с предоставлением номера заявки о проведении процедуры закупки.

В результате проведения конкурентной закупки, такой как проведение запроса котировок в электронной форме ООО «<…….>» предложило большую цену, чем ИП <…….>, в связи с чем победителем был избран ИП <…….>

Финансирование МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» определяется бюджетом города, где в соответствии с планируемым бюджетом МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» на финансовый год выделяется ограниченная сумма для оказания данных услуг.

Согласно письменным пояснениям ответчика по делу ИП <…….>, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что взаимоотношения ИП <…….> и МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», связанные с оказанием клининговых услуг в 2021 году и последующих годах связаны с заключением договоров, в 2021 году, 1 квартал 2021 года договор №09/2021 от 01.01.2021 на сумму 465 700, 00 руб.; 2 квартал 2021 года №25/2021 от 01.04.2021 на сумму 465 700, 00 руб.; 3 квартал 2021 года №36/2021 от 01.07.2021 на сумму 465 700, 00 руб.; 4 квартал №48/2021 от 01.10.2021 на сумму 465 700, 00 руб.

В 2022 году стали выходить на электронные площадки.

Переписка в электронном виде между ИП <…….> и МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» производилась только по запросу коммерческих предложений.

Также ИП <…….> оказываются услуги по уборке помещений в МАДОУ г. Нягани «<…….>», МАДОУ г. Нягани «<…….>», МАДОУ г. Нягани «<…….>», МАДОУ г. Нягани «<…….>», МАДОУ г. Нягани «<…….>».

Рассмотрев доказательства, полученные в ходе рассмотрения дела, проанализировав договоры заключенные между МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» и ИП <…….>, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «<…….>», дополнительными видами деятельности ООО «<…….>» наряду с иными, являются «81.10 Деятельность по комплексному обслуживанию помещений»; «81.22 Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая»; «81.29 Деятельность по чистке и уборке прочая»; «81.29.9 Деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки».

Согласно Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ИП <…….>, дополнительными видами деятельности ИП <…….> наряду с иными, являются «42.21 строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения»; «81.22 Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая»; «81.29 Деятельность по чистке и уборке прочая».

В соответствии с «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (далее - Общероссийский классификатор) группировка «42.21 строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения» включает:

- строительство инженерных сооружений по водоснабжению и водоотведения.

Эта группировка включает:

- строительство сооружений гражданского строительства, включая: магистральные и городские трубопроводы, водопроводные сети, оросительные системы (каналы), резервуары для хранения воды, водоочистные сооружения и насосные станции;

- строительство сетей водоотведения, включая их ремонт, водоочистных сооружений, насосных станций.

Эта группировка также включает:

- бурение скважин на воду

В соответствии с Общероссийским классификатором группировка «81.10 Деятельность по комплексному обслуживанию помещений» включает:

- комплексные услуги в части обслуживания помещений клиента, которые включают:

- уборку внутренних помещений в зданиях всех типов, ремонт, охрану, удаление отходов, маршрутизацию и прием почты, услуги прачечной и сопутствующие услуги.

Эти действия выполняются персоналом, участвующим или не участвующим в основном бизнесе или деятельности клиента.

Эта группировка не включает:

- предоставление одной из вспомогательных услуг (например, услуг по уборке внутренних помещений) или обеспечению единственной функции (например, обогрева), см. соответствующую группировку согласно оказываемой услуге;

- предоставление управленческих услуг для полного обеспечения жизнедеятельности предприятия клиента, например гостиницы, ресторана, шахты или больницы, см. группировку в соответствии с эксплуатируемой организацией;

- администрирование сайтов и функционирование компьютерных систем клиента и/или его средств обработки данных, см. 62.03;

- управление исправительными учреждениями на платной или контрактной основе, см. 84.23.

Согласно общероссийскому классификатору группировка «81.22 Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая» включает:

- уборку внутренних помещений в зданиях всех типов, в том числе в учреждениях, офисах, на фабриках, заводах, в магазинах, институтах и других коммерческих и профессиональных учреждениях и в многоквартирных жилых домах;

- чистку печных труб, каминов, плит, печей, мусоросжигателей, бойлеров, вентиляционных шахт, вытяжных вентиляторов;

- чистку производственного оборудования;

- прочую деятельность по очистке зданий и промышленных объектов

Эта группировка не включает:

- пароструйную и пескоструйную очистку фасадов зданий, см. 43.99.

В соответствии с общероссийским классификатором «81.29 Деятельность по чистке и уборке прочая» включает:

- очистку и обслуживание плавательных бассейнов;

- очистку и мойку поездов, автобусов, самолетов и т.д.;

- очистку внутренних частей автоцистерн и танкеров;

- дезинфекцию и дезинсекцию зданий и оборудования;

- мытье бутылок;

- очистку улиц и зданий от снега и льда;

- предоставление прочих услуг по мытью и уборке.

Эта группировка не включает:

- защиту растений от болезней и насекомых-вредителей, см. 01.61;

- мойку автомобилей, см. 45.20.

Таким образом, под товаром, в том смысле, какой в него вкладывает Закон о защите конкуренции, в данном случае понимается деятельность по чистке и уборке нежилых помещений.

В связи с вышеуказанным, ООО «<…….>» и ИП <…….> осуществляют деятельность на одном товарном рынке, а именно осуществляют деятельность по чистке и уборке нежилых помещений, поэтому являются конкурентами.

При этом группировка «42.21 строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения», которая является одним из дополнительных видов деятельности ИП <…….>, относится к иному виду деятельности, а именно строительство инженерных сооружений, которая не является необходимой для осуществления деятельности по комплексному обслуживанию помещений, а также по чистке и уборке нежилых помещений, в связи с тем, что это самостоятельный вид деятельности.

Географические границы товарного рынка в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В связи с чем, продуктовыми границами товарного рынка в данном случае является деятельность по чистке и уборке нежилых помещений, согласно общероссийскому классификатору «81.22 Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая», а географическими границами город Нягань.

Согласно открытым данным, размещенным на сайте https://www.rusprofile.ru/search-advanced, с основным видом деятельности «81.22 Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая» в России зарегистрировано 2 357 организаций, в том числе 31 из них на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Кроме того, предмет закупок не имеет территориального ограничения удаленности места оказания услуг, в связи с чем имеется неограниченное число лиц, имеющих возможность участвовать в конкурентных закупках по осуществлению деятельности по чистке и уборке нежилых помещений.

Таким образом, рассматриваемый товарный рынок является конкурентным.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с положениями статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

В связи с вышеуказанным, положение о закупке не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального закона, как и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, устанавливаемый в Положении о закупке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц.

Не проведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам.

Выбор неконкурентного способа закупки должен осуществляться исходя из целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности и принципов, закрепленных в Законе о закупках (информационная открытость, равноправие, справедливость), в случае отсутствия конкурентного рынка, невозможности или нецелесообразности по объективным причинам применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Законодательством установлен единый порядок проведения закупочных процедур в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов в порядке, предусмотренном Законом о закупках.

Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений.

Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению конкурентных закупок.

Таким образом, не проведение торгов как это требует законодательство, безусловно, направлено на ограничение конкуренции, так как исключает конкурентную борьбу между участниками торгов за право заключения договора.

В пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 указано, что нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о закупках) и положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге.

В то же время при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены все потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 № 03АП-285/17).

Выбор способа закупки является правом заказчика, однако, это не исключает обязанности заказчика осуществлять такой выбор с учетом принципов закупки, установленных Законом о закупках, а также нормами антимонопольного законодательства, направленными на создание равных условий участия лиц в закупках.

Из смысла и содержания норм Закона о закупках в отдельности и в их взаимосвязи следует, что заказчиком может быть осуществлена закупка товара, работы, услуги у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании критериев и порядка избрания данного способа закупки, установленных Положением о закупке.

В то же время, заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о закупках, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Названный подход к недопустимости «дробления» предмета договоров также нашел отражение в судебной практике.

Так, в решении от 02.10.2017 по делу №А33-10038/2017 Арбитражный суд Красноярского края указал, что не допускается совершение действий, направленных на обход императивных правил определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных законодательством, поскольку иной подход фактически дезавуировал бы требования, установленные законом и приводил бы к извлечению недобросовестными поставщиками (подрядчиками, исполнителя) выгоды из своего незаконного поведения.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений.

Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению закупок.

Таким образом, не проведение торгов как это требует законодательство, безусловно, направлено на ограничение конкуренции, так как исключает конкурентную борьбу между участниками торгов за право заключение договора.

Искусственным дроблением закупки может быть признано заключение в течение непродолжительного времени договоров на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели.

В отношении таких договоров Верховный Суд РФ отметил, что они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения ограничений, установленных в законодательством о закупках.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10, от 11.03.2014 № 16034/13).

В период времени с 01.01.2021 по 01.10.2021 МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» были заключены с ИП <…….>, как с единственным поставщиком, следующие договоры на выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и техническому обслуживанию здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка», в которые входило принимать от сотрудников ДОУ заявки на ремонт, осуществлять мелкий ремонт мебели, участвовать в оформлении помещений; выполнять планово-предупредительный и текущий ремонт оборудования, материалов, инструментов; врезать, ремонтировать замки; следить за состоянием оборудования на участке, полов, осуществлять их ремонт; производить ремонт уборочного инвентаря в случае необходимости; производить периодический осмотр и выполнять текущий мелкий ремонт разного профиля закрепленных за ним объектов (здания, сооружения, оборудования и механизмов); поддерживать в рабочем состоянии систему энергоснабжения, а также водостоки обеспечивающие нормальную работу ДОУ; изготавливать небольшие пособия для методического, музыкального кабинетов и физкультурного зала для разных возрастных групп ДОУ; выполнять мероприятия по благоустройству территории и помещений ДОУ: убирать снег с подведомственной территории ДОУ, убирать по необходимости сосульки с крыши центрального крыльца ДОУ, красить игровое оборудование, заборы - ограждения и другой инвентарь ДОУ; выполнять другие поручения заведующего ДОУ по ремонту и обслуживанию здания; выполнять комплекс услуг по уборке прилегающей территории и техническому обслуживания здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, д. 94; исполнять обязательство по проведению инструктажа по электробезопасности в организации МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» согласно Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 №328Н; выполнять работы по содержанию электротехнического и электротехнологического оборудования и сетей МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка» в работоспособном состоянии и его эксплуатацию в соответствии с требованиями действующих документов:

1. 01.01.2021 №09/2021; с 01.01.2021 по 31.03.2021; ценой 465 700, 00 руб.;

2. 01.04.2021 №25/2021; с 01.04.2021 по 30.06.2021; ценой 465 700, 00 руб.;

3. 01.07.2021 №36/2021; с 01.07.2021 по 30.09.2021; ценой 465 700, 00 руб.;

4. 01.10.2021 №48/2021; с 01.10.2021 по 31.12.2021; ценой 465 700, 00 руб. (далее - Договоры).

Как следует из условий договоров, целью их заключения являлось выполнение комплекса услуг по уборке прилегающей территории и техническому обслуживанию здания МАДОУ г. Нягани «Д/с №6 «Рябинка».

При определении правовых оснований для совершения сделки, как заказчик, так и поставщик обладают информацией о характере сделки и обязаны руководствоваться положениями Закона о закупках, с соблюдением иных требований действующего законодательства, в том числе касающихся обеспечения конкуренции.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Вместе с тем, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий. Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что при заключении договора стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами.

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следовательно, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству возложена на обе стороны договора (соглашения).

В свою очередь, в соответствии со статьей 10 ГК РФ заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции.

Таким образом, заключение в рассматриваемом случае договоров, являющихся выражением воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии признаков антиконкурентного соглашения.

Кроме того, наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», ИП <…….>, заключая вышеуказанные договоры, преследовали единую цель исключить проведение публичных конкурентных процедур с целью ограничения конкуренции и создания преимущественных условий ИП <…….>

О наличии волеизъявления (умысла) участников соглашения на его достижение в рассматриваемом случае свидетельствует, в том числе, неоднократность вступления МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» в договорные отношения с ИП <…….> в обход установленных правил определения поставщика.

В свою очередь ИП <…….>, сознательно и добровольно заключив с МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» четыре договора без проведения конкурентных процедур, получил доступ к оказанию услуг на максимально выгодных условиях без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

В связи с вышеуказанным, временной интервал исследования определен периодом совершения нарушения, а именно заключения и окончания исполнения договоров с 01.01.2021 по 31.12.2021.

Принимая во внимание временной интервал, в течение которого заключались договоры, а также то, что указанные договоры направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по которым является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом идентичные и однородные товары, каждый на сумму, не превышающую определенной Положением о закупках суммы, фактически перечисленные договоры образуют единые сделки, искусственно «раздробленные» и оформленные самостоятельными договорами, заключенными без проведения публичных процедур, что нарушает принципы закупочной деятельности, установленные в части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также влечет ограничение конкуренции по отношению к хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичный вид деятельности.

В связи с чем, в указанных действиях МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», ИП <…….> установлены признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в достижении МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» и ИП <…….> соглашения, путем заключения без проведения публичных процедур следующих договоров от 01.01.2021 №09/2021; от 01.04.2021 №25/2021; от 01.07.2021 №36/2021; от 01.10.2021 №48/2021, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на товарный рынок по осуществлению деятельности по чистке и уборке нежилых помещений для нужд МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» и предоставило необоснованные преимущества ИП <…….> при осуществлении хозяйственной деятельности.

Оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

С учетом изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России рассмотрев материалы дела, доказательства полученные в ходе рассмотрения дела, пришла к выводу о наличии в действиях МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», ИП <…….> нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в достижении МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» и ИП <…….> соглашения, путем заключения без проведения публичных процедур следующих договоров от 01.01.2021 №09/2021; от 01.04.2021 №25/2021; от 01.07.2021 №36/2021; от 01.10.2021 №48/2021, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на товарный рынок по осуществлению деятельности по чистке и уборке нежилых помещений для нужд МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» и предоставило необоснованные преимущества ИП <…….> при осуществлении хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, комиссия при принятии решения по делу о нарушения антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом вышеизложенного, учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», ИП <…….> обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с исполнением вышеуказанных договоров.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела № 086/01/11-367/2023, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

2. Признать в действиях Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка», расположенного по адресу: 628187, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, Интернациональная ул., д. 94, ОГРН 1028601499981, ИНН 8610010935, КПП 861001001, и Индивидуального предпринимателя <…….>, нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» и ИП <…….> соглашения, путем заключения без проведения публичных процедур следующих договоров от 01.01.2021 №09/2021; от 01.04.2021 №25/2021; от 01.07.2021 №36/2021; от 01.10.2021 №48/2021, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на товарный рынок по осуществлению деятельности по чистке и уборке нежилых помещений для нужд МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 6 «Рябинка» и предоставило необоснованные преимущества ИП <…….> при осуществлении хозяйственной деятельности.

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

4. Материалы дела № 086/01/11-367/2023 о нарушении антимонопольного законодательства передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии <…….>

 

Члены комиссии <…….>

<…….> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны