Решение б/н Решение по делу №086/01/10-1364/2021 от 17 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

ПО ДЕЛУ № 086/01/10-1364/2021

ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

резолютивная часть решения оглашена 15.02.2022 г. Ханты-Мансийск

решение в полном объеме изготовлено 17.02.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее — Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<<--->>;

Члены комиссии:

<<--->>;

<<--->>;

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства - <<--->> и <<--->>, действующих на основании доверенности № ДАС-157/21 от 21.09.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило обращение (№5381/21 от 08.06.2021) от авиакомпании ООО «Северный Ветер» (ИНН 7733646081; 141402, Московская область, г. Химки, ул. Московская, дом 18, а/я №564), содержащее информацию о возможных нарушениях антимонопольного законодательства АО «Аэропорт Сургут» (ИНН 8602060523; 628400, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Аэрофлотская, 49/1) в части отказа в предоставлении аэропортных слотов для рейсов по маршрутам: «Сургут-Сочи», «Сочи-Сургут» на летний сезон 2021г.

Согласно обращению, АО «Аэропорт Сургут» не согласовало ООО «Северный Ветер» на летний сезон слоты для рейсов по маршрутам: «Сургут-Сочи», «Сочи-Сургут» на летний сезон 2021г.

В указанных действиях Управлением усмотрено нарушение части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 №135 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно п.3 ч.2 ст.39 Закона о защите конкуренции, основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом от 03.09.2021 № 79/21 возбуждено дело в отношении АО «Аэропорт Сургут» (ИНН 8602060523; 628400, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Аэрофлотская, 49/1) по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела 086/01/10-1364/2021 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации рассмотрение дела назначено на 28.09.2021. Участие по ВКС приняли обе стороны.

29.09.2021 определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №086/01/10-1364/2021 рассмотрение дела назначено на 03.11.2021 на 11:00.

Вместе с тем, согласно Указу Президента РФ от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 г.», с 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №086/01/10-1364/2021 рассмотрение дела назначено на 15.11.2021 на 11:30.

Определением об отложении рассмотрения дела 086/01/10-1364/2021 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации рассмотрение дела назначено на 29.11.2021 на 11:00.

29.11.2021 состоялось рассмотрение дела. Однако в целях более объективного и полного рассмотрения дела возникла необходимость сбора и анализа дополнительной информации (доказательств).

Определением о назначении дела № 086/01/10-1364/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 29.11.2021 рассмотрение дела назначено на 20.01.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Указанное заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле (в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела), а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы (часть 3 и 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции.

Комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Определением о продлении срока рассмотрения дела №02/01/00/5/2021 в связи с принятием 24.01.2022 заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела отложено на 15.02.2022.

Заключение об обстоятельствах дела № № 086/01/10-1364/2021 (исх. от 25.01.2022 ВИ/535/22) было направлено в адрес лиц, участвующих в деле для представления такими лицами возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

15.02.2022 состоялось рассмотрение дела по существу в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства — <<--->> и <<--->>.

Комиссией, рассмотрев материалы дела и заслушав позиции сторон, установлено следующее.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых 2021-3914 конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно п. 5.3.4.2 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», ФАС России формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

В ходе проведения анализа материалов обращения установлено, что АО «Аэропорт Сургут» (ИНН 8602060523; 628400, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Аэрофлотская, 49/1) включен в реестр субъектов естественных монополий на транспорте (раздел II «Услуги аэропортов» (приказ ФАС России от 28.04.199816/1).

Таким образом, АО «Аэропорт Сургут» занимает доминирующее положение, так как является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. В ходе рассмотрения материалов обращений, а также сведений, поступивших по запросам Управления, установлено следующее.

Между авиакомпанией ООО «Северный Ветер» и АО «Аэропорт Сургут» заключен договор №0869/АП-2011 от 01.11.2021 об аэропортовом (наземном) обслуживании воздушных судов.

В рамках указанного договора 10.12.2020 и 22.01.2021 и в соответствии с требованиями Приказа Минтранса № 310 от 12.12.2011 «Об утверждении Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пасссажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии», а также Постановления Правительства РФ № 599 от 22.07.2009 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» ООО «Северный Ветер» обращалось в АО «Аэропорт Сургут» для согласования аэропортных слотов для рейсов по маршрутам: «Сургут-Сочи», «Сочи-Сургут» на летний сезон 2021 года.

Согласно обращению ООО «Северный Ветер», ответ по существу на запросы от 10.12.2020 и 22.01.2021 был получен только 16.02.2021. В ответе был указан отказ АО «Аэропорт Сургут» в предоставлении слотов.

22.02.2021 и 01.03.2021 ООО «Северный Ветер» повторно обращалось в АО «Аэропорт Сургут» для согласования слотов по указанным маршрутам на летний сезон 2021 года, однако в связи с тем, что АО «Аэропорт Сургут» не предоставил ответ на указанные заявки, ООО «Северный Ветер» отменил запланированные рейсы по указанным маршрутам.

В соответствии с требованиями п.7 Порядка Главный оператор рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия ее требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.

При оформлении заявки с нарушением требований, заявка в указанные сроки возвращается заявителю.

При оформлении заявки надлежащим образом главный оператор в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает и подтверждает ее путем направления заявителю подписанного проекта договора или направляет письменный мотивированный отказ от его заключения.

При этом, в соответствии с п. 2 Порядка главный оператор — хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах.

Таким образом, АО «Аэропорт Сургут» как главный оператор нарушил сроки рассмотрения заявки.

27.09.2021 в Управление поступило объяснение по факту возбуждения дела (9516-ЭП/21), согласно которому АО «Аэропорт Сургут» в своих действиях придерживалось приказа от 12.12.2011 №310, в котором не определены требования к аэропорту об ответе в трехдневный срок, ввиду следующего.

Согласно пункта 5 Правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, утвержденных Постановлением Правительства РФ 22.07.2009 № 599 (далее-Правила), лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг, направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах.

Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждаются Министерством транспорта РФ, при этом для потребителей, являющихся авиаперевозчиками и (или) эксплуатантами, заявка в обязательном порядке должна содержать сведения, указанные в пункте 5 Правил и в Приказе Минтранса России от 21.06.2010 № 137 «Об утверждении формы заявки на оказание услуг субъектами естественных монополий в аэропортах...».

Согласно Правилам, главный оператор рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее поступления на предмет соответствия ее требованиям, установленным пунктом 5 Правил. При оформлении заявки с нарушением требований, заявка в указанные сроки возвращается заявителю, (п.7 Правил).

Согласно пояснениям АО «Аэропорт Сургут», заявки от ООО «Северный ветер» на наземное обслуживание в сезон расписания ИАТА «Лето 2021» в которой бы содержались слоты по маршруту Сочи-Сургут-Сочи, не поступало.

По этой причине, согласование проводилось в рамках приказа от 12.12.2011 №310, в котором не определены требования к аэропорту об ответе в трехдневный срок. Таким образом, срок ответа аэропорта на сообщения о выделении слотов законодательно не установлен.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не может согласиться с доводами ответчика ввиду следующего.

АО «Аэропорт Сургут» является субъектом естественной монополии. Учитывая изложенное, при осуществлении деятельности общество обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 4 Правил 599 услуги в аэропортах предоставляются их потребителям на основании договора об оказании услуг, который заключается как в простой письменной форме, так и в иной форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе по разовым обращениям потребителей.

Постановления и иные акты Правительства Российской Федерации обладают большей юридической силой, чем ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти (в данном случае приказы Минтранса России).

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектом естественных монополий в аэропортах» (далее — Правила) лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг (далее - заявитель), направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах (далее - заявка). Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждаются Минтрансом России, при этом для потребителей, являющихся авиаперевозчиками и (или) эксплуатантами, заявка в обязательном порядке содержит следующие основные сведения: а) перечень слотов; б) сведения о частоте полетов; в) перечень типов воздушных судов, на которых заявитель планирует выполнять полеты; г) потребность в заправке воздушных судов топливом. В соответствии с пунктом 6 Правил, главный оператор (оператор) ведет реестр заявок, в котором фиксируются дата и время поступления заявки, а также ее регистрационный номер. Форма реестра и порядок его ведения устанавливаются приказом Минтранса России от 21.06.2010 № 137.

Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке данных и регистрационного номера заявки не допускаются. Информация о зарегистрированных в реестре заявках должна быть доступна в сети «Интернет» на официальном сайте аэропорта и подлежит ежедневному (в рабочие дни) обновлению. По письменному запросу потребителей сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются главным оператором (оператором) потребителям в день обращения. Согласно пункту 7 Правил главный оператор (оператор) рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия ее требованиям, установленным пунктом 5 Правил. При оформлении заявки с нарушением требований заявка в указанные сроки возвращается заявителю. При оформлении заявки надлежащим образом главный оператор (оператор) в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает и подтверждает ее путем направления заявителю подписанного проекта договора или направляет письменный мотивированный отказ от его заключения. Согласно пункту 8 Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии, утвержденного приказом Минтранса России от 12.12.2011 № 310 (далее — Порядок № 310), для формирования расписания перевозчик должен согласовывать слоты с главным оператором (оператором аэропорта) аэропорта, в который планируется выполнять воздушные перевозки пассажиров и (или) грузов (почты) в порядке, установленном Правилами. В соответствии с пунктом 10 Порядка № 310 при согласовании слотов могут использоваться форматы и структура сообщений, предусмотренные Приложением № 3 к Порядку № 310. При этом такая форма согласования слотов не исключает необходимость внесения соответствующей записи в реестр заявок и рассмотрения их в установленный срок.

Как установлено материалами дела ООО «Северный ветер» в соответствии с Приложением № 1 к дополнительному соглашению от 11.12.2020 к договору от 01.11.2011 № 0869/АП-2011, согласно с Приложением № 3 к Порядку № 310 направило 10.12.2020 в 17:24 запрос на согласование слотов.

29.12.2020 в 13:34 от АО «Аэропорт Сургут» поступило сообщение о принятии в работу запроса.

12.01.2021 в 15:04 ООО «Северный ветер» уточнило о подтверждении согласования слотов, на что от аэропорта поступил ответ 12.01.2021 в 15:51 о том, что рейсы на ожидании рассмотрения.

15.02.2021 в 11:58 ООО «Северный ветер» направило письмо о рассмотрении скорректированного запроса с измененной датой начала рейсов с 27.04.2021.

16.02.2021 и 18.02.2021 ООО «Северный ветер» повторило запросы предоставления слотов.

22.02.2021 в 08:00, а также в 10:38 от аэропорта поступило письмо о несогласовании слотов с указанием следующего содержания: «Предложение не подходит, просим вас повторно рассмотреть более близкий вариант к нашему запросу».

01.03.2021 в 20:14 ООО «Северный ветер» направило письмо в адрес аэропорта с просьбой повторно рассмотреть необходимые слоты, ввиду того, что предлагаемые аэропортом слоты являются слишком поздними.

22.03.2021 в 12:32 от аэропорта поступило сообщение следующего содержания: «Просим аннулировать данную телеграмму. Запрос на рассмотрении у руководства».

Таким образом, АО «Аэропорт Сургут» нарушил требования действующего законодательства в части несвоевременного согласования слотов по маршрутам.

Учитывая все вышеизложенное, проанализировав поступившую информацию и пояснения, Комиссия выявила в действиях АО «Аэропорт Сургут» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в несогласовании в установленные сроки предоставлении аэропортных слотов.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с истечением сроков для согласования аэропортовых слотов для рейсов по маршрутам: «Сургут-Сочи», «Сочи-Сургут» на летний сезон 2021г., Комиссией принято решение не выдавать предписание.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 3, 7 статьи 39.1, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России.

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела № 086/01/10-1364/2021 в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

2. Признать в действиях АО «Аэропорт Сургут» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в несогласовании в установленные сроки предоставлении аэропортных слотов для рейсов по маршрутам: «Сургут-Сочи», «Сочи-Сургут» на летний сезон 2021г.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

4. Предписание не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                           <<--->>

 

Члены комиссии                                       <<--->>

 

                                                                   <<--->>

 

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны