Решение №501-ж Решение по жалобе №501-ж от 20 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть объявлена 17.04.2018                                              г.Ханты-Мансийск

Изготовлено в полном объеме 20.04.2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

Председателя комиссии:

- Миронов А.Г. – Заместитель руководителя Управления;

Членов комиссии:

- Плеханов А.Н. – Начальник отдела Управления;

- Воросцова Е.Е. – Эксперт отдела Управления.

 

от Заявителя – не явились, уведомлены надлежащим образом;

от Заказчика – не явились, уведомлены надлежащим образом;

от Уполномоченного органа – не явились, уведомлены надлежащим образом.

 

рассмотрев жалобу ИП Мороз П.И. (ИНН 550200404750, ОГРНИП 304550327300083) от 10.04.2018 №501-ж на действия Заказчика – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля» и Уполномоченного органа - администрации города Нижневартовска при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка, сборка и установка мебели (извещение №0187300001218000141) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.

В доводах жалобы Заявитель указал следующее.

Обжалуемые действия (бездействия) уполномоченного органа, заказчика:

  • требований п. 2) ч.1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно: установление требований в документации об аукционе в электронной форме, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона.
  • требований ч.6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно:
  • от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением документов и информации, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ.
  • требований Постановления Правительства РФ от 5.09.2017г. №1072 (далее постановление №1072), а именно:

Включение в положения документации об аукционе в электронной форме требования от участника электронного аукциона, который предлагает Товар, произведенный на территории Российской Федерации, для подтверждения соответствия участника закупки запретам, установленным Постановлением №1072, предоставить копию одного из следующих документов:

- специального инвестиционного контракта,

или

- акта экспертизы, выдаваемого Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации,

или

- заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации,

или

- сертификата о происхождении товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

Доводы жалобы:

02.04.2018 17:51 (МСК+2) Размещен документ «Извещение о проведении электронного аукциона от 02.04.2018 №0187300001218000141».

В п.28 Части II Информационная карта Документации об аукционе в электронной форме установлены следующие требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе:

«Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию, предусмотренные подпунктами 1), 3), 5), 7), 8) пункта 8.4 части I документации об аукционе.

В соответствии с подпунктами 1), 3), 7) пункта 8.4 части I документации об аукционе участник закупки может предоставить информацию в произвольной форме или в соответствии с формами № 2, 3, 4 (часть VI документации об аукционе).

В соответствии с подпунктом 8) пункта 8.4. части I документации об аукционе для подтверждения соответствия участника закупки запретам, установленным Постановлением №1072, участник закупки, который предлагает Товар, произведенный на территории Российской Федерации, должен предоставить копию одного из следующих документов:

- специального инвестиционного контракта,

или

- акта экспертизы, выдаваемого Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации,

или

- заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации,

или

- сертификата о происхождении товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.»

Однако,

Согласно Решению № 08-01-110 от 04 апреля 2018 года Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Ссылка: http://zakupki.gov.ru/controls/public/action/complaint/info?complaintId=1802553)

Постановление Правительства РФ от 05.09.2018г. № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» было разработано и принято в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на период с 01.12.2017г. по 01.12.2019г. в виде запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению к Постановлению.

Также Постановление предусматривает исключения, которые позволяют закупать иностранные товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности. В пп. а, б, в указаны случаи, позволяющие закупать для государственных и муниципальных нужд товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящие из иностранных государств.

Пункт 2 Постановления предусматривает, что для случаев, являющихся исключениями из п. 1, а именно, пп. а, б, в, в целях подтверждения производства товара необходимо в составе вторых частей заявок участников представить один из указанных ниже документов:

  • копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
  • акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

Таким образом, для подтверждения производства товара, страной происхождения товара которой является Российская Федерация, документы, указанные в Постановлении не требуются, поскольку запрет установлен только в отношении иностранных товаров.

Вместе с тем, документация об электронном аукционе требует представления указанных документов в случае предложения товара российского происхождения (п.28  Части II Информационная карта Документации об аукционе в электронной форме).

Установив требования к составу вторых частей заявок о представлении, в случае предложения товаров, произведенных в РФ, документов, подтверждающих страну их производства, предусмотренных п. 2 Постановления, уполномоченный орган нарушил ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.

Требование документации об электронном аукционе к составу заявки в указанной части не основано на нормах действующего законодательства.

Так же: Согласно Решению № 288 от «21» марта 2018 года Комиссии Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (ссылка: http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=1798365 ):

Иностранные товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности, которые заказчики не смогут закупать, перечислены в специальном перечне. В него входят 29 позиций, среди которых деревянная и металлическая офисная мебель.

Указанный запрет не распространяется на следующие случаи (п. 1 Постановления № 1072):

- производство товара осуществляется по специальному инвестиционному контракту;

- при отсутствии такого контракта товары соответствуют требованиям к промышленной продукции;

- страной происхождения товаров является государство - член ЕАЭС.

Документы, которыми участник может подтвердить, что иностранный товар не подпадает под запрет, перечислены в пункте 2 Постановления № 1072.

Подтверждение Победителем аукциона страны происхождения товара в составе второй части заявки представлением декларации о соответствии таможенного союза, на который есть ссылка в п. «В» ч.1 Постановления – Евразийский экономический союз, соответствует требованиям аукционной документации.

05.04.2018г. 09:06 (по московскому времени) Индивидуальным предпринимателем Мороз Павел Иванович  был направлен запрос о разъяснении документации об открытом аукционе в электронной форме, с просьбой внести изменения в документацию об аукционе в электронной форме в части п.28  Части II Информационная карта (см приложение 1 к Жалобе)

06.04.2018 18:13 (МСК+2) было опубликовано Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 06.04.2018 №РД2 (см приложение №2 к Жалобе). Согласно разъяснению, положения документации об аукционе в электронном аукционе в части п.28  Части II Информационная карта Документации об аукционе в электронной форме остались без изменений.

Таким образом, Индивидуальный предприниматель Мороз Павел Иванович, который является Российским товаропроизводителем, считает, что действия уполномоченного органа и заказчика при размещении документации об аукционе в электронной форме нарушают права и законные интересы участника закупки.

В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.

1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.09.2017 №1072 (далее — Постановление №1072).

Пунктом 1 Постановления №1072 с 01.12.2017 до 01.12.2019 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - товары), за исключением следующих случаев:

а) если товары производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства товаров в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - требования к промышленной продукции), а в случае отсутствия такой продукции в требованиях к промышленной продукции - в соответствии с приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - специальный инвестиционный контракт). При этом для целей настоящего постановления продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности приравнивается на срок не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;

б) если товары соответствуют требованиям к промышленной продукции при отсутствии специального инвестиционного контракта, указанного в подпункте "а" настоящего пункта;

в) если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случаях, не указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта).

В силу пункта 2 Постановления №1072, подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, является представление следующих документов:

-копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;

- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

- сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

Комиссия Управления отмечает, что исключение для товаров, произведенных на территории Российской Федерации, в виде непредставления участником в составе заявки документов подтверждающих страну происхождение либо возможности декларирования страны происхождения при участии в закупке, Постановлением №1072 не предусмотрены.

Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка, сборка и установка мебели (извещение №0187300001218000141) размещены на официальном сайте единой информационной системы 10.04.2018.

Извещением и аукционной документацией установлен запреты и ограничения на допуск товаров в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и Постановлением №1072.

Согласно извещению, Заказчик определил 5 позиций с кодами ОКПД 2 — 31.01.11, 31.01.12.

Данные коды указаны в Перечне отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Постановлением №1072.

Требования к составу второй части заявки соответствуют Постановлению №1072.

На основании вышеизложенного, нарушения в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ИП Мороз П.И. (ИНН 550200404750, ОГРНИП 304550327300083) от 10.04.2018 №501-ж на действия Заказчика – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля» и Уполномоченного органа - администрации города Нижневартовска при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка, сборка и установка мебели (извещение №0187300001218000141) необоснованной.

2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

 

Председатель Комиссии                                                                                        Миронов А.Г.

 

Члены Комиссии:                                                                                                   Плеханов А.Н.

 

                                                                                                                                  Воросцова Е.Е.

 

Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны