Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/10-1568/2023 О НАРУШЕ... от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее — Управление) поступило обращение ИП <.......> на действия АО «Югра-Экология» по неисполнению договорных обязательств, связанных с отказом вывоза ТКО с объекта ИП <.......>.

В целях всестороннего рассмотрения обращения у АО «Югра-Экология» запрошены документы и объяснения, из анализа которых установлено следующее.

Между ИП <.......> и АО «Югра-Экология» заключен договор №ЮЭ86К01300000046 от 29.04.2022 (далее - Договор №ЮЭ86К01300000046), в соответствии с которым Региональный оператор (АО «Югра-Экология») оказывает Потребителю (ИП <.......>) услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

АО «Югра-Экология» указывает, что площадка, принадлежащая ИП <.......>, на которой установлены контейнеры, не соответствует критериям, установленным законодательством, а именно: к контейнерной площадке нет подъездного пути, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра. Не соблюдено расстояние от контейнерной площадки до многоквартирных жилых домов, зданий которое должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Вышеуказанное подтверждается Актами от 22.06.2022 года и от 22.10.2022 года, составленными АО «Югра-Экология» по результатам выездного осмотра контейнерной площадки ИП <.......> по адресу: ХМАО-Югра, Нижневартовский район, <.......>.

Управлением в рамках рассмотрения обращения был направлен запрос информации в адрес Администрации городского поселения Излучинск.

В ответ на запрос от Администрация городского поселения Излучинск сообщила следующее.

Площадка накопления ТКО у ИП <.......>, расположенная по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, <.......> включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Перед процедурой включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории городского поселения Излучинск, администрацией городского поселения Излучинск был произведен осмотр площадки накопления ТКО, принадлежащей ИП <.......>, расположенной по адресу: Нижневартовский район, пгт. Излучинск, <.......> на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов в ходе осмотра составлен паспорт объекта общественного назначения.

В рамках рассмотрения обращения у «Югра-Экология» запрошены дополнительные сведения относительно нормативно-правовой обоснованности отказа в вывозе ТКО ввиду несоответствия контейнерной площадки критериям, установленным законодательством.

В ответ на запрос АО «Югра-Экология» сообщило, что вывоз ТКО по Договору на оказание услуг по вывозу ТКО № ЮЭ86КО1300000046 от 29.04.2022 года, заключенному между АО «Югра-Экология» и ИП <.......>, был приостановлен из-за невозможности осуществления вывоза ТКО ввиду следующих объективных причин.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В частности, в противоречие п. 3,4 Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 3, площадка, принадлежащая ИП <.......>, на которой установлены контейнеры, не соответствует критериям, установленным законодательством, а именно: к контейнерной площадке нет подъездного пути, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра. Не соблюдено расстояние от контейнерной площадки до многоквартирных жилых домов, зданий которое должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Вышеуказанное подтверждается Актами от 22.06.2022 года и от 22.10.2022 года, составленными АО «Югра-Экология» по результатам выездного осмотра контейнерной площадки по адресу: пгт. Излучинск, <.......>.

Из-за данных несоответствий фактически невозможно беспрепятственно подъехать и установить транспортное средство в необходимом положении по отношению к контейнерной площадке, включить устройство подъема и опускания для перемещения контейнера, затем закрепить крепежи на контейнере, погрузить ТКО из контейнера в транспортное средство для вывоза, затем опустить контейнер, отсоединить его от опускающего-поднимающего механизма транспортного средства, вернуть этот механизм в состояние, необходимое для дальнейшего передвижения транспортного средства, и покинуть место оказания услуг.

В соответствии с п. 3 раздела II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В связи с тем, что вопросы ненадлежащего оборудования контейнерной площадки в данном случае входят в компетенцию органа местного самоуправления Акционерное общество «Югра-Экология» инициировало Запрос в Администрацию городского поселения Излучинск исх. № 01-04-ЮЭ/16939 от 15.05.2023 года, (напоминание о необходимости предоставления ответа исх. № 01-04-ЮЭ/28467 от 17.08.2023 года), о несоблюдении правил накопления ТКО, но ответа так и не получило. Сотрудник Администрации <.......>, на рассмотрении у которой находился Запрос АО «Югра-Экология» исх. № 01-04-ЮЭ/16939 от 15.05.2023 года, предварительно давала устные пояснения о том, что данная контейнерная площадка подлежит исключению из Реестра мест (площадок) накопления ТКО и что об этом будет дан письменный ответ, однако во время телефонного разговора, состоявшемся 18.09.2023 года <.......> сообщила, что ответы на вышеуказанные письма АО «Югра-Экология» не были направлены в связи с высокой загруженностью.

По причине бездействия органа местного самоуправления АО «Югра-Экология» было вынуждено возобновить вывоз ТКО с площадки необорудованной в соответствии с требованиями законодательства. В настоящее время вывоз ТКО с осуществляется в соответствии с графиком.

Таким образом, исходя из вышеизложенной информации, у АО «Югра-Экология» фактически имелась возможность в вывозе ТКО с контейнерной площадки ИП <.......>.

АО «Югра-Экология» осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории всего Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании соглашений №25 от 02.04.2018 и №35 от 24.07.2019 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенными с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

В соответствии с указанными соглашениями АО «Югра-Экология» является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 лет с даты заключения указанных соглашений.

В соответствии с пунктом 5 раздела I Общие положения, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016г. №1156), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. №641».

В пункте 8 (12) Постановления №1156 указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.

Согласно пункту 2.1.1 Соглашений, региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ), статьи 30 Жилищного кодекса РФ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

Как следует из условий Договора №ЮЭ86К01300000046 объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору.

Согласно приложению №1 к Договору №ЮЭ86К01300000046 на объекте ИП <.......>, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, <.......>, установлен график вывоза ТКО в соответствии с графиком вывоза, установленным для данной контейнерной площадке.

На основании части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 №559-рп утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

В приложении 2 к Территориальной схеме содержится полный перечень контейнерных площадок, зарегистрированных в установленном порядке Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В указанный перечень включена контейнерная площадка ИП <.......>, расположенная по адресу: ХМАО-Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, <.......>, т.е, адрес являющийся предметом Договора №ЮЭ86К01300000046.

Как следует из документов, ИП <.......>. неоднократно направляло в адрес АО «Югра-Экология» претензии, связанные с нарушением обязательств по Договору №ЮЭ86К01300000046 по вывозу ТКО.

Однако, АО «Югра-Экология» в ответ на указанные претензии, а так же заявки по вывозу ТКО указывало, что необходимо проверить законность действий администрации по созданию данной площадки накопления. При поступлении данной информации ИП <.......>. будет дан ответ о дальнейшем осуществлении вывоза ТКО.

Как указывает ИП <.......>, в своём обращении, ТКО вывозилось АО «Югра-Экология» с вышеуказанной площади только один раз — 22.06.2022.

Указанные обстоятельства фактически свидетельствует о прекращении со стороны АО «Югра-Экология» исполнения обязательств по Договору №ЮЭ86К01300000046.

Согласно письму ФАС России от 11.08.2021 №ВК/67016/21 «О применении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ» за нарушение в сфере обращения с ТКО, в том числе за неисполнение договорных обязательств (отказ от вывоза ТКО, отказ в изменении способа коммерческого учета ТКО, необоснованное изменение периодичности вывоза ТКО) к региональному оператору, являющемуся доминирующим субъектом на данном рынке услуг, могут применяться меры антимонопольного реагирования.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. На территории пгт. Излучинск АО «Югра-Экология» является единственным региональным оператором по обращению с ТКО, доля АО «Югра-Экология» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на данной территории равна 100%.

Таким образом, в действиях АО «Югра-Экология» усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в отказе от вывоза твёрдых коммунальных отходов, в рамках Договора №ЮЭ86К01300000046.

На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре от 06.10.2023 № 192/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Югра-Экология» (628011, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Привольная д. 15, ИНН: 8601065381) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ч. 13 ст. 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/10-1568/2023 к рассмотрению на 07.11.2023 в 15 часов 00 минут, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27;

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 086/01/10-1568/2023 в качестве заявителя ИП <.......>;

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 086/01/10-1568/2023 в качестве ответчика АО «Югра-Экология» (628011, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Привольная д. 15, ИНН: 8601065381);

4. Ответчику АО «Югра-Экология» представить к рассмотрению дела:

4.1. письменные пояснения с приложением подтверждающих доводы документов по существу рассматриваемого дела.

Все представленные материалы должны быть надлежащим образом заверены.

Явка ответчика по делу, заинтересованного лица, заявителя и (или) их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

В целях обеспечения прохода на территорию Управления, а равно допуска к рассмотрению дела, представителям лиц, участвующих в деле, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица на представление интересов органа власти, хозяйствующего субъекта либо физического лица, а также копию настоящего определения (уведомления) по делу.

Принять дистанционное участие в рассмотрении дела возможно посредством интернетвидеоконференции с использованием программной системы унифицированных коммуникаций TrueConf, перейдя по ссылке: <.......> 

Для участия в заседании комиссии посредством интернет-видеоконференции сторонам необходимо заблаговременно направить на адрес электронной почты Ханты - Мансийского УФАС России to86@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны