Решение №05/ДС-2340 Жалоба ООО «Утилитсервис» вх.№530-ж от 26.03.2019 на действ... от 26 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 04.04.2019г.                                         г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 08.04.2019г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №09 от 27.02.2019 в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

в отсутствии на заседании представителей заявителя ООО «Утилитсервис» надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрении жалобы,

в присутствии на заседании представителя заказчика АО «Югра-Экология»

рассмотрев жалобу ООО «Утилитсервис» (вх.№530-ж от 26.03.2019),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО «Утилитсервис» (далее – Заявитель) вх.№530-ж от 26.03.2019 на действия АО «Югра-Экология» (далее – Заказчик) при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Сургутский район, извещение №31907623435, лот №2 (далее – аукцион).

Как следует из содержания жалобы Заявителя, Заказчиком при проведении аукциона были нарушены требования Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила) в части проведения аукциона не в соответствии с порядком, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

По мнению Заявителя, Заказчик объявил аукцион с использованием
функциональных возможностей ЕИС в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках товаров, работ, услуг), что противоречит требованиям Правил.

Также Заявитель в своей жалобе указывает на следующее:

1. В документации указано о том, что настоящая документация разработана в том числе в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом размещается данный аукцион в рамках Закона о закупках товаров, работ, услуг.

2. Заказчиком установлено требование в п. б) раздела 23 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме, а именно: Требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе: декларация о соответствии участника аукциона следующим требованиям (предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). Однако как указывает Заявитель функционал площадки, которую Заказчик выбрал для проведения аукциона (http://utp.sberbank-ast.ru/) не предоставляет возможность сформировать декларацию о соответствии участника требованиям предусмотренными статьей 31 Закона о контрактной системе с помощью использования программно-аппаратных средств электронной площадки.

3. В разделе 25 «Размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе» Заказчик установил требование в нарушении части 10 статьи 44 Закон о контрактной системе, а именно Заявитель указывает что согласно части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений, а так же привлечь к административной ответственности виновных лиц.

Согласно уведомлению (от 29.03.2019 исх. №05/ДС-2123), Заказчик был уведомлен о необходимости представления перечня документов и сведений в срок до 11 часов 00 минут 04.04.2019.

04.04.2019 (вх.№02-2762) в адрес Ханты-Мансийского УФАС России от Заказчика поступили возражения на жалобу Заявителя с приложением документов.

В представленных возражениях Заказчик выразил свое несогласие с доводами жалобы Заявителя, просит в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого, могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

11.03.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) Заказчиком опубликовано извещение о проведении аукциона. Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.

Согласно аукционной документации, настоящая документация разработана в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Законом о контрактной системе, Правилами, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 июня 2018 года №188-п «Об условиях проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 октября 2016 года №559-рп, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

При этом, как установлено из представленных Заказчиком документов, Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Пунктом 1 Правил определено, что настоящие Правила устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

Согласно пункту 4 Правил, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе определено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Согласно пункту 9 статьи 3 Закона о контрактной системе единая информационная система в сфере закупок – совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта.

Таким образом, принимая во внимание, что извещение о проведении аукциона было опубликовано Заказчиком на официальном сайте, у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют основания полагать, что Заказчиком нарушены требования Правил.

В ходе анализа сайта http://zakupki.gov.ru по извещению №31907623435, Комиссией Ханты-Мансийским УФАС России установлено, что функционал данного сайта не предусматривает возможность заполнения в электронной форме декларации о соответствии участника аукциона требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявитель не был ограничен в самостоятельном заполнении декларации в произвольной форме, без использования функционала сайта, обратное в материалы дела Заявителем не представлено.

Также Заявителем было указанно, что порядок внесения обеспечения заявки установлен Заказчиком в нарушении требований статьи 44 Закона о контрактной системе.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что согласно пункту 25 аукционной документации «Размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе» размер обеспечения заявки составляет 252876.22 руб. (Двести пятьдесят две тысячи восемьсот семьдесят шесть рублей двадцать две копейки), НДС не облагается, обеспечение заявки на участие в аукционе должно быть предоставлено участником аукциона только путем внесения денежных средств.

Прекращается блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в течение не более чем 1 (одного) рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

-подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в аукционе, протокола подведения итогов аукциона. При этом прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников аукциона, за исключением победителя, которому такие денежные средства возвращаются после заключения договора;

-отмена аукциона;

-отклонение заявки участника аукциона;

-отзыв заявки участником до окончания срока подачи заявок;

-получение заявки на участие после окончания срока подачи заявок;

-отстранение участника от участия или отказ от заключения договора с победителем в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе;

-в иных случаях и сроки, установленные статьей 44 Закона о контрактной системе.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет оператора электронной площадки в соответствии с Регламентом электронной площадки. Доходы, полученные оператором электронной площадки от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, подлежат выплате участникам аукциона за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником аукциона при прохождении им аккредитации на электронной площадке.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, перечисляются оператором электронной площадки на счет, который указан заказчиком в пункте 30 настоящей документации и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:

-уклонение или отказ участника аукциона заключить договор;

-непредставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе, до заключения договора Организатору закупки обеспечения исполнения договора.

В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет).

В соответствии с пунктом 24 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2018 года № 656, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки заключают соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Взаимодействие между оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки и банком осуществляется в электронной форме.

В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Требования к условиям таких соглашений определены Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.

Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в исключительно в случаях, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный в аукционной документации порядок внесения обеспечения заявки на участие в аукционе установлен Заказчиком в нарушении положений частей 10, 13 и 20 статьи 44 Закона о контрактной системе.

Следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчик установил в аукционной документации порядок внесения обеспечения заявки на участие в аукционе в нарушении статьи 44 Закона о контрактной системе, является обоснованным.

В соответствии с частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса,

-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Следовательно в действиях Заказчика, уставившего порядок внесения обеспечения заявки на участие в аукционе, в нарушении положений частей 10, 13 и 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать жалобу ООО «Утилитсервис» вх.№530-ж от 26.03.2019 на действия АО «Югра-Экология» при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Сургутский район, извещение №31907623435, лот №2, обоснованной в части довода об установлении Заказчиком в аукционной документации порядка внесения обеспечения заявки на участие в аукционе в нарушение статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в остальной части необоснованной.

2. Признать в действиях АО «Югра-Экология» нарушение частей 10, 13, 20 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать АО «Югра-Экология» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре для принятия решения о возбуждении административного производства по статье 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны