Решение б/н решение по жалобе № 5534-эп/22 на действия заказчика БУ «Ниж... от 10 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 086/07/3-702/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 07.06.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 10.06.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«________» – «________»;
Члены комиссии:
«________» – «________»;
«________» – «________»;
в присутствии представителей Заявителя посредством видео-конференц-связи;
в присутствии представителя Заказчика посредством видео-конференц-связи;
рассмотрев жалобу «________» (вх. от 31.05.2022 № 5534-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика БУ «Нижневартовский дом – интернат для престарелых и инвалидов» при проведении запроса котировок в электронной форме, на поставку витаминно-минерального комплекса, извещение № 32211383838, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 31.05.2022 № 5534-эп/22) «________» (далее - Заявитель) на действия БУ «Нижневартовский дом – интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, на поставку витаминно-минерального комплекса, извещение № 32211383838.
Заявитель обжалует итоги закупки в части определения победителя.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 07.06.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.
Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Согласно ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский дом – интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Положение о закупках).
Рассмотрев материалы Жалобы и заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Управления установила следующее.
16.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211383838. 19.05.2022 в извещение внесены изменения.
В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 16.05.2022 до 25.05.2022 17:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 26.05.2022.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Из протокола подведения итогов от 26.05.2022 установлено, что до окончания срока подачи заявок поступило две заявки на участие в закупке от участников «________», «________». Обе заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке и допущены к участию в закупке. Победителем закупки признан участник «________», предложивший лучшую цену. Заявитель считает действия Заказчика неправомерными ввиду следующего.
По мнению Заявителя товар, предложенный к поставке «________» не соответствует требованиям к товару, установленным Заказчиком. Следовательно, заявка данного участника должна была быть отклонена от участия в закупке.
В соответствии с извещением объектом закупки является Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - Витаминно-минеральный комплекс (ВМК).
Заявитель в своей Жалобе указал, что «________» является поставщиком продукции витаминно-минерального комплекса «ЭнзоВит Плюс» (далее - ВМК «ЭнзоВит Плюс»), которой не соответствует требованиям извещения и описания закупки, поскольку предложенный к поставке товар участника производится в соответствии с ТУ 10.86.10-089-05800314-2018, имеет иной состав витаминов и минеральных веществ. Кроме того, в состав витаминно-минерального комплекса «ЭнзоВит Плюс» входит Бета-каротин, что предполагает наличие в составе витаминного-комплекса темных вкраплений.
«________» считает, что в связи с наличием в заявке на участие запросе котировок недостоверной информации о предлагаемом товаре, заявка участника «________» по итогам рассмотрения комиссией заказчика, подлежала отклонению по основанию, установленному в п.10.3 Положения о закупке, а также указанному в под.1 п.5 раздела 5 извещения о проведении запроса котировок.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по следующим основаниям.
Комиссия рассмотрела заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, приняла решение о допуске участника «________» на том основании, что участником были предоставлены подтверждающие документы, а именно:
1. Свидетельство о государственной регистрации №RU.77.32.005. Е.005848.12.18 от 27.12.2018 где установлено, что витаминно-минеральный комплекс соответствует Техническим регламентам Таможенного союза TP ТС 021/2011, TP ТС 027/2012, TP ТС 022/2011;
2. Сертификат соответствия Регистрационный номер РОСС RU.32001. 04ИБФ1.0СП18.13177, где установлено, что продукт соответствует ГОСТ 58040-2017.
Таким образом, учитывая, что в ГОСТ Р 58040-2017 не указан состав, закупочная Комиссия Заказчика посчитала товар соответствующим характеристикам, предъявляемым к объекту закупки.
Рассмотрев материалы Жалобы и заявку «________» Комиссия Управления установила следующее.
Описание объекта закупки содержится в приложении №1 к извещению о закупке.
Наименование товара. КТРУ/ОКДП2 |
Требования к качеству, характеристикам (потребительским свойствам) товара |
Требования к значению показателя |
10.86.10.990 Витаминно-минеральный комплекс |
Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - Витаминно-минеральный комплекс (ВМК). Предназначен для применения у взрослых и детей с 3х лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд в составе диет лечебного питания с целью восполнения недостатка витаминов и минеральных веществ в медицинских организациях и в учреждениях социального обслуживания, Выпускается по ГОСТ Р 58040-2017. |
Наличие |
Одна порция ВМК в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N395н «Об утверждении норм лечебного питания» должна обеспечивать от 50% до 100% физиологической нормы суточного потребления витаминов и минеральных веществ. |
Наличие |
|
Внешний вид порошка ВМК |
Однородный порошок. Допускается наличие незначительного количества комочков, рассыпающихся при легком механическом воздействии. |
|
Запах порошка ВМК |
Без специфического запаха, характерного для витаминов. |
|
Вкус ВМК в готовом блюде |
При добавлении ВМК в готовые блюда имеет нейтральный вкус. * |
|
Цвет ВМК в готовом блюде |
Не допускается наличие темных нерастворимых вкраплений. * |
|
Упаковка: - единичная упаковка пакетики массой нетто, г
-групповая упаковка герметичная, массой нетто, кг |
от 10 до 50
Не более 1 |
|
Состав ВМК
|
смесь витаминов - не менее 10 (включая витамины: А, D3, витамины группы В (в том числе В5 – пантотенат кальция и В7 – биотин), Е, С) и минеральных веществ - не менее 2-х (в составе обязательно наличие цинка) * |
При этом, в примечании к описанию витаминного комплекса указано следующее.
Учитывая, что целями закупки является обеспечение профилактики витаминной недостаточности граждан пожилого возраста и инвалидов при описании объекта закупки использованы не только показатели, требования и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее по тексту – Стандарты), но и иные показатели, требования и терминология, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика. Применение иных показателей обусловлено необходимостью отражения потребностей заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе функциональных и иных параметров, не регламентированных соответствующими Стандартами, но являющихся значимыми относительно потребности заказчика.
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, показателей, требований, условных обозначений и терминологии при описании объекта закупки (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 № «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»): Обусловлены потребностью заказчика, соответствуют основной цели закупки. Выбранные характеристики смесей полностью отвечают требованиям заказчика для использования лечебного питания, как одного из компонентов лечебного процесса: эффективность, безопасность, лёгкое усвоение, отсутствие побочных действий, переносимость лечебного питания.
Соответствие ГОСТам указано для обеспечения качества и безопасности продукции для обеспечения лечебного питания
Согласно заявке Победитель закупки предложил следующий товар к поставке.
Наименование товара, ОКДП2 |
Производитель, страна происхождения |
Качество, характеристики (потребительские свойства) товара |
Требования к значению показателя |
ОКПД 2 10.86.10.990 Витаминно-минеральный комплекс Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и профилактического питания, витаминно-минеральный комплекс «ЭнзоВит Плюс»
|
Производитель: ОАО «Марбиофарм», Российская Федерация RUS (RU) 643
Свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.32.005.E.005848.12.18 от 27.12.2018 г. |
Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - Витаминно-минеральный комплекс (ВМК). Предназначен для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей от 3-х лет в медицинских организациях в составе диет лечебного питания с целью восполнения недостатка витаминов и минеральных. Выпускается по ГОСТ Р 58040-2017. |
Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - Витаминно-минеральный комплекс (ВМК). Предназначен для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей от 3-х лет в медицинских организациях в составе диет лечебного питания с целью восполнения недостатка витаминов и минеральных. Выпускается по ГОСТ Р 58040-2017. |
Одна порция ВМК в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N395н «Об утверждении норм лечебного питания» должна обеспечивать от 50% до 100% физиологической нормы суточного потребления витаминов и минеральных веществ. |
Одна порция ВМК (1 грамм) для взрослого человека обеспечивает 80% от физиологической нормы суточного потребления витаминов и минералов одним взрослым пациентом в соответствии с приказом Минздрава России от 21.06.2013 N395н «Об утверждении норм лечебного питания» Одна порция ВМК (0,6 грамм) для детей старше 3-х лет обеспечивает 80% от физиологической нормы суточного потребления витаминов и минералов одним ребенком старше 3-х лет в соответствии с приказом Минздрава России от 21.06.2013 N395н «Об утверждении норм лечебного питания» |
||
Внешний вид порошка ВМК |
Однородный порошок. Допускается наличие незначительного количества комочков, рассыпающихся при легком механическом воздействии. |
||
Запах порошка ВМК |
Без специфического запаха, характерного для витаминов. |
||
Вкус ВМК в готовом блюде |
При добавлении ВМК в готовые блюда имеет нейтральный вкус. |
||
Цвет ВМК в готовом блюде |
Наличие незначительных нерастворимых вкраплений (бета-каротин). |
||
Упаковка: - единичная упаковка пакетики массой нетто, г
-групповая упаковка герметичная, массой нетто, кг |
от 10
1 |
||
Состав ВМК
|
смесь витаминов - 10: С, Е, D, B3/РР, В1, В2, В6, В12, фолиевая кислота, бета-каротин и 2 минеральных вещества: железо, йод |
Вместе с заявкой Победитель закупки представило Свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.32.005.E.005848.12.18 от 27.12.2018 (без приложения), а также Сертификат соответствия Регистрационный номер РОСС RU.32001. 04ИБФ1.0СП18.13177.
Из описания состава Витаминно-минерального комплекса видно, что состав ВМК не соответствует всем требованиям Заказчика, установленным в техническом задании.
Также установлено, что в составе ВМК «ЭнзоВит Плюс» отсутствуют требуемые Заказчиком в описании объекта закупки витамины - В5 – пантотенат кальция, В7 – биотин, минеральное вещество - цинк.
Согласно пункту 21 Правил оформления свидетельства о государственной регистрации продукции, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 года N 80, в свидетельстве указываются в том числе сведения о продукции, включая: наименование продукции, название продукции (при наличии), сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (тип, марка, модель, артикул и др.) (при наличии), область применения, форма выпуска, условия хранения, способ применения, наименование и обозначение документа (документов), в соответствии с которым изготовлена продукция.
В соответствии с условиями Технического задания Заказчиком установлено требование о соответствии предлагаемого к поставке товара требованиям: Выпускается по ГОСТ Р 58040-2017.
Соответственно товар, предложенный Победителем закупки произведенный по ТУ 10.86.10-089-05800314-2018, не соответствует вышеуказанному требованию Заказчика.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п.3 и п.4. раздела 5 извещения о проведении запроса котировок Комиссия Заказчика рассматривает такие заявки на предмет соответствия требованиям извещения о закупке. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме комиссией принимается решение о соответствии заявки на участие в котировке в электронной форме требованиям извещения о закупке или об отклонении такой заявки.
В соответствии с п.10.3 Положения о закупке при рассмотрении вторых частей заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, а также заявок на участие в запросе котировок в электронной форме или в запросе предложений в электронной форме, участниками которых могут являться любые лица, в том числе субъекты МСП, заявок на участие в конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом, комиссия отклоняет заявку в следующих случаях:
а) непредставление документов и информации, предусмотренных извещением о закупке и (или) документацией о закупке;
б) несоответствие заявки на участие в закупке требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в извещении о закупке и (или) документации о закупке, в том числе если ценовое предложение участника закупки превышает начальную (максимальную) цену договора/максимальное значение цены договора/цены единиц товара, работы, услуги/ сумму цен единиц товара, работы, услуги, предусмотренные в извещении о закупке и (или) документации о закупке;
в) несоответствие документов и информации в составе заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении о закупке и (или) документации о закупке;
г) наличие в документах в составе заявки на участие в закупке недостоверной информации об участнике закупке и (или) о предлагаемых им товаре, работе, услуге;
д) несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении о закупке и (или) документации о закупке;
е) в иных случаях, предусмотренных Положением о закупке.
Таким образом, доводы Заявителя являются обоснованными
Согласно ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «________» (вх. от 31.05.2022 № 5534-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика БУ «Нижневартовский дом – интернат для престарелых и инвалидов» при проведении запроса котировок в электронной форме, на поставку витаминно-минерального комплекса, извещение № 32211383838, обоснованной.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «________»
Члены Комиссии: «________»
«________»