Решение №528-ж Решение и предписание по жалобе ООО «САВИТУР-Аудит» № 528-ж от 12 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 10.04.2017 г. г. Ханты-Мансийск

В полном объеме решение изготовлено 12.04.2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 24.10.2016 № 113 в составе:

Председатель комиссии:

<...>

Члены комиссии:

<...>

<...>

в присутствии представителей заказчика – АО «ЮГРААВИА» (далее – Заказчик) по доверенности <...>,

в отсутствие представителя ООО «САВИТУР-Аудит» (далее – Заявитель), уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» (вх. от 31.03.2017 № 528-ж);

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «ЮГРААВИА» за 2017 г., извещение № 31704853087.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 03.04.2017г. №02/ОВ-1983). Рассмотрение жалобы назначено на 10.04.2017 г.

Заявитель в своей жалобе указывает на неправомерные действия заказчика:

1.Заказчик в извещении закупке не указал в рамках какого закона проводится закупка;

2.Заказчик неправомерно установил разные сроки окончания подачи заявок и время вскрытия конвертов;

3. В квалификационных требованиях заказчиком было определено, что трудовым ресурсом по предмету данного конкурса являются только аудиторы с аттестатом нового образца.

На основании изложенного Заявитель просит:

1.Рассмотреть жалобу по существу в течении семи рабочих дней , в соответствии с пунктом 14 статьи 18.1 Федерального Закона 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Приостановить проведение процедур открытого конкурса, до рассмотрения жалобы по существу согласно пункту 18 статьи 18.1 от 26.07.2006 № 135-ФЗ;

3. Признать жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» обоснованной.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентирована Положением о порядке проведения закупок, товаров, работ и услуг в АО «ЮГРААВИА» (далее — Положение о закупках), утвержденного внеочередным собранием участников Общества протоколом № 02/12 от 02 марта 2012г.

03.03.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31704853087 о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Юграавиа» за 2017 г.

Конкурсная документация подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности), а так же иным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и размещена в единой информационной системе. Разделы 44-ФЗ и 223-ФЗ на едином сайте не разделяются

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Действие Закона о закупках распространяется на закупки всех товаров, работ, услуг, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 1 Закона о закупках.

Пунктом 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о контрактной системе.

Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности (пункт 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Учитывая, что правоотношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, с осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности, исключены из сферы регулирования Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при осуществлении таких закупок не могут быть обжалованы в антимонопольный орган в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При осуществлении закупочных процедур по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе, лица, поименованные в части 2 статьи 1 Закона о закупках, не приобретают статус государственного или муниципального заказчика в понимании Закона о контрактной системе.

Следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков при осуществлении закупок, связанных с указанными правоотношениями, в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая, что в силу части 5 статьи 15 Закона о закупках и статьи 5 Закона об аудиторской деятельности отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и проведения закупочных процедур, осуществляемых при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций, соответственно должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, указанные закупки относятся к торгам, обязательным в силу законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного, жалобы на действия (бездействие) заказчика при осуществлении данных закупок подлежат рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции как жалобы на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жалоба ООО «САВИТУР - Аудит» рассмотрена Ханты-Мансийским УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, спорная закупка проводится в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Из представленных документов следует, что 03.03.2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31704853087 о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской отчетности Акционерного общества «ЮГРААВИА» за 2017г.

Конкурсная документация подготовлена в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, Законом о контрактной системе, Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1085, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими размещение закупки.

На основании журнала регистрации заявок от участников закупок, зарегистрировано три заявки в составе пакетов документов:

ООО «Профитек»;

ООО «Растам – Аудит»;

ЗАО «ИнвестАудит».

На основании уведомления антимонопольного органа о поступлении жалобы исх. от 03.04.2017г. №02/ОВ-1983, Заказчиком была приостановлена процедура закупки, в связи с чем, заседание комиссии по вскрытию конвертов и сопоставления заявок участников закупки не проводилось.

Согласно извещению о проведении закупки заказчиком установлены дата и время окончания подачи заявок 03.04.2017 в 17.00 (по местному времени Заказчика), вместе с тем, установлены дата и время вскрытия конвертов 04.04.2017г. в 10.00 (по местному времени Заказчика).

В соответствии с частью 10 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС приходит к выводу, что АО «ЮГРААВИА» нарушены сроки приема заявок на участие, что повлекло за собой нарушение пункта 10 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, комиссия установила, что заказчиком в информационной карте в разделе 1.3 пункта 24 установлены квалификационные требования аудиторов, данные требования установлены в соответствии с частью 4.1 статьи 23 Закона об аудиторской деятельности и предусматривают, что с 01.01.2012г. аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные после 1.01.2011г., вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, в том числе в проведении обязательного аудита, за исключением участия в проведении обязательного аудита, за исключением участия в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Следовательно, для оценки трудовых ресурсов участников открытого конкурса о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, аудиторы должны сдать квалификационный экзамен, с приложением подтверждающих копий аттестатов установленного образца.

Согласно подпункту 2.2.1 пункта 2.2 раздела 24 Информационной карты при оценке квалификации трудовых ресурсов Заказчик оценивает количество аттестованных аудиторов.

При этом, учитывается количество всех аттестованных аудиторов.

Согласно пункту 1.6.3 раздела 1.2 Конкурсной документации при осуществлении закупки путем проведения конкурса в соответствии с настоящей конкурсной документацией к участникам конкурса устанавливаются следующие единые требования в том числе:

-соответствие аудиторской организации требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативным актам по проведению аудиторской деятельности.

Таким образом, участник имеет возможность определить свое соответствие требованиям заказчика, с учетом наличия сотрудников, имеющих аттестаты о квалификации выданные до 01.01.2011 и после 01.01.2011г.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в установлении квалификации оценки трудовых ресурсов, не выявлено ограничений конкуренции.

Вместе с тем, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установила следующее.

Согласно пунктам 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

 

-отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного

исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные

статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении

указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара,

выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

-участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за

совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом

конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки

допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в

открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно следующие информацию и документы об участнике открытого

конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса,

установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также

декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В Конкурсной документации пунктом 5 части 1.6.3 Заказчиком установлено единое требование: отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов

коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки – юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у

которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и

административного наказания в виде дисквалификации.

Требование, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в Конкурсной документации отсутствует.

На основании вышеизложенного, не установление заказчиком в документации обязательных требований к участникам закупки, прямо установленных в Законе о контрактной системе

является нарушением требований части 1 статьи 31, подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» на действия Заказчика — АО «ЮГРААВИА» при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской отчетности Акционерного общества «ЮГРААВИА» за 2017г., извещение № 31604598473, обоснованной в части довода об установлении разных сроков окончания подачи заявок и времени вскрытия конвертов;

2. Признать в действиях АО «ЮГРААВИА» выразившихся в установлении разных сроков окончания подачи заявок и время вскрытия конвертов, нарушение части 10 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Признать в действиях АО «ЮГРААВИА» выразившихся в не установлении заказчиком в Конкурсной документации обязательных требований к участникам закупки, нарушение требований части 1 статьи 31, подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;

4. Выдать АО «ЮГРААВИА» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения порядка организации проведения торгов, в части необходимости внесения дополнений в часть 1.6.3 Конкурсной документации (обязательные требования к участникам закупки), а так же об установлении сроков окончания подачи заявок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Опубликовать данное решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

<...>

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 35

 

12.04.2017 г. г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 24.10.2016 № 114 в составе:

Председатель комиссии:

Председатель комиссии:

<...>

Члены комиссии:

<...>

<...>

на основании своего решения от 10.04.2017 года, вынесенного по жалобе ООО «САВИТУР-Аудит» (вх. от 31.03.2017 № 528-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «ЮГРААВИА» в срок до 02.05.2017 года:

1.Вернуть открытый конкурс по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской отчетности Акционерного общества «ЮГРААВИА» за 2017г., извещение 31704853087, на стадию подачи заявок;

2.Вернуть поданные заявки участникам открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «ЮГРААВИА» за 2017 г., извещение № 31704853087;

3.Внести изменения в Конкурсную документацию, установив единый срок окончания подачи заявок и вскрытия конвертов, установленных частью 10 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013г 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4.Внести дополнения в часть 1.6.3 Конкурсной документации, а именно обязательное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Федеральным законом от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

5.АО «ЮГРААВИА» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пунктов 1-4 настоящего предписания в срок до «03» мая 2017 года с приложением подтверждающих документов;

6.Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на <...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

<...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны