Решение б/н решение по жалобе № 5856-эп/22 на действия Заказчика АУ «Сур... от 17 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 086/07/3-732/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.06.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 17.06.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» «_________»;

Члены комиссии:

«_________» «_________»;

«_________» «_________»;

в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении жалобы надлежащим образом;

в присутствии представителя Заказчика посредством видео-конференц-связи;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 06.06.2022 № 5856-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ «Сургутский политехнический колледж» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание охранных услуг, извещение № 32211421440, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 06.06.2022 № 5856-эп/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия АУ «Сургутский политехнический колледж» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание охранных услуг, извещение № 32211421440

         Заявитель обжалует положения закупочной документации в части установления в документации о закупке необоснованных, избыточных требований к участникам закупки.

         Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

         В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 15.06.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения закупки регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг автономного учреждения профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский политехнический колледж» (в редакции № 2 от 04.04.2022) (далее – Положение о закупке).

27.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 32211431970. 31.05.2022 в Извещение были внесены изменения.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 27.05.2022 по 07.06.2022 16:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 10.06.2022.

         Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты 06.06.2022, то есть до окончания срока подачи заявок.

         Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

         Заявитель считает, что Заказчик необоснованно установил в документации о закупке следующие требования:

  1. Требование о согласовании с ним охранной организацией работников, которые будут задействованы в охране объектов заказчика. Требование о наличии у охранников лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
  2. Требование о предоставлении справок об отсутствии судимости.
  3. Требование о предоставлении медицинский книжек.
  4. Требование о наличии у охранной организации дежурного подразделения, расположенного в городе Сургуте.
  5. Пункт 1.2 Технического задания не соответствует Закону о частной охранной деятельности, а кроме того противоречит п. 7 Технического задания и является не исполнимым ни для одной из частных охранных организаций.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из изложенного, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Управления установила следующее.

Техническое задание является неотъемлемой частью документации (приложение № 2 к документации), размещено в ЕИС в виде отдельного файла с названием «Описание предмета закупки». Кроме того, техническое задание является приложением № 1 к проекту договора.

Согласно п. 8.3 технического задания не позднее, чем за три дня до начала оказания услуг Исполнитель обязан предоставить необходимые документы, в том числе:

- копии удостоверений частного охранника, личных карточек охранника и контрольных листов, для подтверждения о наличии ежегодной проверки знаний сотрудников ЧОО которые будут выполнять услуги охранника на постах Заказчика;

- справки об отсутствии судимостей на всех сотрудников ЧОО которые будут выполнять услуги охранника на постах Заказчика. Запрещено выставлять на объект охранника у которого отсутствует справка об отсутствии судимостей;

- копия справки, подтверждающая наличие дежурного подразделения, расположенного в городе Сургуте с круглосуточным режимом работы имеющего постоянную связь с объектами охраны.

В соответствии с п.2.5 Технического задания работники, привлекаемые Исполнителем к охране Объекта, должны, в том числе:

- иметь справку об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования

- иметь личную медицинскую книжку установленного образца и оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации

Вместе с тем, частные охранные организации и частные охранники в том числе осуществляют охранную деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 11.1. Закона № 2487-1 Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

- не являющиеся гражданами Российской Федерации;

- не достигшие восемнадцати лет;

- признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

- не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

- имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

Данный перечень продолжается в статье 11.1. Закона № 2487-1.

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

Таким образом, наличие удостоверения частного охранника подтверждает наличие у него правового статуса частного охранника и отсутствие судимости, а также медицинских противопоказаний.

Следовательно, наличие у частного охранника справки об отсутствии судимости, наличие медицинской книжки для оказания услуг частной охраны законодательством не предусмотрено. Исходя из изложенного, установление такого требования Заказчиком является необоснованным.

Пунктом 2.3 Технического задания установлено, что Исполнитель закрепляет на каждом объекте охранника по согласованию с Заказчиком, имеющими удостоверения частного охранника, личные карточки охранника, прошедшими ежегодную периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, не имеющими судимости и факта уголовного преследования.

Замена охранника может осуществляться только по согласованию с Заказчиком не чаще 1 раза в месяц при наличии уважительной причины (отпуск, болезнь и другие причины, признанные Заказчиком уважительными).

Кандидатуры работников Исполнителя (охранников), график их сменности, системы охраны и иные вопросы будут решаться Исполнителем по согласованию с Заказчиком. График сменности охранников и система охраны утверждаются Заказчиком.

Требование о согласовании с Заказчиком кандидатур частных охранников, которые будут оказывать услуги на объектах Заказчика, а также графика сменности не является обоснованным вмешательством в деятельность Исполнителя.

Согласно пункта 1.2 Технического задания охранные услуги оказываются в строгом соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность в сфере оказания охранных услуг.

При этом, в техническом задании указано, что Исполнитель обязуется оказывать Заказчику следующие услуги частной охранной деятельности:

- защита жизни и здоровья работников, обучающихся и посетителей, находящихся на территории Заказчика, вызов (при необходимости) скорой медицинской помощи, пожарной охраны и других служб экстренного реагирования;

- охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в оперативном управлении Заказчика, обеспечение сохранности объекта, имущества, инженерных сетей, иных сооружений, находящихся на территории колледжа, принятие соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны объектов Заказчика;

- защита охраняемых объектов, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений на охраняемых объектах;

- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

- участие в локализации и ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе террористического характера;

- консультирование и подготовка рекомендаций Заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

- обеспечение общественного порядка в зданиях, помещениях, иных сооружениях, прилегающей к ним территории Заказчика.

- осуществление контроля над работой приборов охранно-пожарной сигнализации, тревожной кнопки, видеонаблюдения.

- консультирование клиентов и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств (п. 4 ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности);

- информирование Заказчика о событиях, имевших место в процессе несения дежурства, затрагивающих интересы Заказчика и влияющих, в той или иной степени, на безопасность его деятельности;

- пресечение несанкционированного в обход существующих пунктов пропуска (прохода) граждан, обеспечение на объекте, имущество которого находится под охраной, пропускного и внутриобъектового режимов в соответствии с установленными Заказчиком правилами, согласованными с Исполнителем;

- направление группы быстрого реагирования для оказания помощи нарядам (постам) охраны в случае возникновения нештатной ситуации;

- круглосуточное взаимодействие со структурными подразделениями Заказчика, штатной дежурной частью Исполнителя, а также с территориальными подразделениями правоохранительных органов, МЧС, аварийно-техническими службами.

В соответствии со ст. 3 Закона N 2487-1 частным охранным организациям разрешено оказание 7 (семи) видов охранных услуг. Данный перечень охранных услуг является исчерпывающим и расширенном толкования не подлежит.

Видами охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона N2487-1 являются:

  1.  Защита жизни и здоровья граждан;
  2. Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
  3. охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  6. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
  7. Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Каждый из вышеперечисленных видов охранных услуг в соответствии с положением о лицензировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 имеет свои лицензионные требования.

Таким образом, пункт 1.2 Технического задания содержит избыточные требования к Исполнителю, не предусмотренные положениями Закона N 2487-1.

Техническое задание является также приложением № 1 к проекту договора, заключаемого по результатам закупки. Следовательно, Заказчик оставляет за собой право при проведении проверки исполнения договора исполнение всех обжалуемых требований.

Все обжалуемые положения документации содержатся в Техническом задании, не являются отборочными критериями при рассмотрении заявок на участие в закупке.

Заказчик пояснил, что соответствие обжалуемым требованиям проверяется уже на стадии исполнения договора Победителем закупки. На стадии рассмотрения заявок такая проверка в отношении всех участников не проводится.

Заказчик в своих письменных объяснениях указал, что согласен с доводами Жалобы, готов внести изменения в документацию о закупке.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08.06.2022 на участие в закупке поступило 8 заявок. Ценовые предложения подали 5 участников.

Как установлено из протокола подведения итогов от 10.06.2022, закупочной комиссией проведена оценка и сопоставление пяти заявок. 

Из материалов Жалобы следует, что Заявитель также подал заявку на участие в закупке, является участником закупки.

Согласно ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать жалобу «_________» (вх. от 06.06.2022 № 5856-эп/22) на действия Заказчика АУ «Сургутский политехнический колледж» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание охранных услуг, извещение № 32211421440, обоснованной.

         2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

         3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. 

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                        «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                                   «_________»

                                                                                                             

                                                                                                                  «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны